Как SEO-шница 5 раз сайт переделывала. И что из этого вышло

Привет! Это моя первая публикация на vc.ru – так что поддерживающие комментарии, оскорбления и иной фидбэк приветствуются.

С сентября 2015 по июль 2020 года я занималась поисковым продвижением сайта туристической компании в городе Челябинск.

Компания реализовывала собственный туроператорский продукт и занимала позиции лидера Урало-Сибирского региона.

Материал пригодится начинающим SEO-специалистам и оптимизаторам, которые продвигают сайты турагентств и туроператоров.

Осторожно, много макетов!

Погнали.

Начало.

С чего начинали в 2015 году?

Со всего и сразу.

Что было не так?

- Старая CMS то и дело подвергалась взломам, на сайте размещались невнятные исходящие ссылки – от порно до магазинов детской одежды.

- У каждой страницы существовало минимум 4 дублирующих версии.

- Файл robots.txt разрешал индексировать всё содержимое сайта, включая админ-панель и её содержимое – в индексе поисковых систем оказалось больше «мусора», чем целевых страниц.

- Первичная техническая оптимизация отсутствовала в принципе – о заполненных метатегах речи не шло.

- Последние опубликованные материалы на сайте датировались 2014 годом. Размещение новостей спихивалось с менеджеров компании на программистов – как итог, до размещения дело не доходило.

<i>Так выглядела главная страница сайта в марте 2015 года. Содержание (плитка туров) не отражается, потому что на страницах установлен модуль, который не подтягивается Вебархивом.</i>
Так выглядела главная страница сайта в марте 2015 года. Содержание (плитка туров) не отражается, потому что на страницах установлен модуль, который не подтягивается Вебархивом.
<i>Страница «Горящие туры» в 2015 году</i>
Страница «Горящие туры» в 2015 году

Что мы сделали в 2015 году?

- Обновили существующую CMS, параллельно подыскивая новую, с более совершенной системой защиты.

- Провели несколько глубоких технических аудитов.

- Составили новый robots.txt

- Избавились от технических дублей.

- Наладили регулярную публикацию новостей и статейных материалов.

- Прописали корректные метатеги для продвигаемых страниц.

Результат 2015 года

Полученные через 5 месяцев результаты оказались смехотворными: сайт вошёл в ТОП-20 по нескольким запросам, но этого было ничтожно мало.

<i>Посещаемость сайта в поисковых системах в 2015 году аховая.</i>
Посещаемость сайта в поисковых системах в 2015 году аховая.

Вебвизор и Метрика красноречиво орали, что пользователям сайт не нравился (нам тоже) и зачем он вообще такой нужен?

Вывод 2015 года

Редизайну и переработке структуры сайта быть.

Второй этап работ – 2016-2017 год

Что оставалось не так?

- Низкие показатели трафика из поисковых систем на сайт (в качестве цели на 2016 год поставили рост минимум в 70% по сравнению с предыдущим годом.

- Низкая видимость по продвигаемым запросам (трафика не будет, пока хотя бы по части позиций мы не войдём в ТОП-10).

- Посредственный уровень конверсий в заявки и звонки (обычно SEO-специалисты мало вовлечены в процесс выстраивания конверсий с отделом продаж. Нам такой вариант не подходил, поэтому объединили усилия с руководителем отдела продаж ).

- Высокий уровень отказов и слабая вовлёчённость пользователей красноречивее всего говорили, что сайт не нравится пользователям и требует обновления.

Что мы сделали в 2016-2017 году?

- Отрисовали макеты новых страниц и начали работу над фирменным стилем компании.

- Собрали семантическое ядро для Урало-Сибирского региона, отсмотрели популярные направления для более продвинутых с точки зрения полётной программы городов-соседей (Екатеринбург,Тюмень) и добавили для туристов Челябинска, которым недостаточно туров в Турцию.

- Оптимизировали работу сайта под десктоп и для мобильных устройств.

- Создали посадочные страницы, строго заточенные под продвигаемые запросы.

- Расширили структуру сайта и список предоставляемых услуг, так как начали работу как визовый центр, открыли реализацию круизного продукта.

- Особое внимание уделяли работе со спецпредложениями, акциями и рассылками как с одним из весомых коммерческих факторов при работе с поисковым продвижением сайта.

- Первично проработали текстовые факторы, составили список приоритетных страниц для продвижения, наполнили текстовым и видео-контентом.

- Выстроили обратную связь с клиентами – собрали больше 190 отзывов реальных туристов с фотографиями, разместили на сайте в соответствующем разделе.

<i>Результат первого редизайна – середина 2016 года. Главная страница</i>
Результат первого редизайна – середина 2016 года. Главная страница
<i>Страница горящих туров 2016 год. На скриншоте отображаются данные стороннего сервиса «Турвизор» без фирменной стилизации в цветах сайта)</i>
Страница горящих туров 2016 год. На скриншоте отображаются данные стороннего сервиса «Турвизор» без фирменной стилизации в цветах сайта)

После реализации доработок и выстраивания фирменного стиля компании, позиции сайта незначительно улучшились (вошли в ТОП-15).

<i>Нужно больше золота..</i>
Нужно больше золота..

Рост трафика? Достигнут.

Удовлетворение от проделанной работы? Даже не пахнет.

Середина

Третий этап работ 2017 год – мы всё ещё не сдавались

Что нам по-прежнему не нравилось?

- Недостаточный уровень видимости по высокочастотным и среднечастотным запросам, уступаем мастодонтам индустрии.

- Часть запросов отражала нерелевантные страницы - вместо страницы курорта в выдаче оказывалась страница страны.

- Снижение уровня трафика из Google.

Что мы сделали в 2017 году?

- Стали чаще добавлять акции, добавили поддомены в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Магнитогорске.

- Начали эксперименты с перелинковкой, на странице горящих туров сформировали ссылки со странами, тем самым увеличили глубину просмотра для пользователей и позволили поисковому роботу быстрее находить страницы туров в страну

Результат второго редизайна – осень 2017 года

<i>Главная страница осенью 2017 года</i>
Главная страница осенью 2017 года
<i>Продолжаем славную традицию роста трафика из поисковых систем и недовольства собой. 2017 год.</i>
Продолжаем славную традицию роста трафика из поисковых систем и недовольства собой. 2017 год.

ТОП-5 по-прежнему не виден, но ТОП-10 местами уже покорился.

Четвёртый этап работ ­2018 год

Что не так в 2018 году?

- В игру вступают агрегаторы и крупные игроки рынка по всей России, а также сервисы путешествий – конкуренция возрастает. Идёт отжим целевого трафика.

- В регионах теперь запрашивают не только туры в страну, но и туры на курорт – у нас не подготовлены страницы.

- Для дополнительной генерации трафика конкуренты задействуют статейные материалы – этот канал привлечения мёртв.

- У нас посредственный ссылочный профиль, подпорченный накрутками в 2014 году, до начала работы над проектом.

Что мы сделали в 2018 году?

- Добавили страницы курортов, вложили их в туры в страну.

- Начали формировать костяк статейных материалов, опираемся на информационные запросы пользователей региона.

- Упарываемся контент-маркетингом, размещаем материалы на сторонних ресурсах, сотрудничаем с печатными и интернет-изданиями, проставляем ссылочки.

Результат работ в 2018 году

<i>Подкрадываемся к заветным показателям.</i>
Подкрадываемся к заветным показателям.

Конец

Пятый этап работ­ – 2019-2020 год

Революция неизбежна, SEO-специалист отправляется на очередное повышение квалификации.

Что было не так в 2019-2020 году?

- Сайту необходим дальнейший рост по среднечастотным маржинальным запросам в других регионах и «допинывание» до ТОП-5 высококонкурентных частотников.

Часть из этих запросов находится за пределами поисковой выдачи.

- Специалисту необходимо упорядочивание уже имеющихся знаний в единую систему и углублённое изучение технической оптимизации, коммерческих и поведенческих факторов.

Как продолжили мытарства в 2019-2020 году?

- Выделили низкую видимость запросов с высокой маржинальностью.

Есть чётко ограниченный пул запросов, по которым мы упёрлись в потолок трафика (занимаем 1-5 место ТОПа). Мы не приносим сайту больше новых пользователей, а следовательно, и новые заявки. При этом видимость других запросов с высокой маржинальностью находится за пределами ТОПа. Пример – Туры/путёвки в Абу-Даби из Челябинска.

-Определили ограниченность возможностей работы с большим количеством запросов.

- Мы работаем со сторонним модулем горящих туров (Турвизор), поэтому временно лишены возможности тонко выстраивать структуру сайта и прорабатывать часть среднечастотных и низкочастотных запросов.

В результате проведенного анализа разработчики приступили к работе над созданию собственного поиска туров, поэтому необходимость в тонкой семантической проработке усилилась. Пример – туры выходного дня в Париж, майские туры в Европу.

- Поисковый трафик сокращается из-за нововведений поисковых систем.

Благодаря внедрению сервисов путешествий и агрегаторов, поисковой трафик сокращается даже для ТОП-3. Необходимы альтернативные каналы привлечения.

- Высокий уровень конкуренции со стороны онлайн-турагентств, работающих по всей России.

Как добивались результатов в 2019-2020?

- Адаптировали URLы страниц туров в страну и туров на курорт. Снизили показатели спамности.

Во время очередной бессонной ночи обнаружили несколько неочевидных текстовых фильтров Яндекса на ряде продвигаемых страниц.

Приняли решение о переработке URLов страниц туров в страну и туров на курорт. Эта мера дала неслабый просад позиций, однако мы знали на что идём. Нет

- После настройки нового URL на каждой странице выставляем 301 редирект, чтобы страница не отдавала 404-ю ошибку по старому адресу, после чего отправили роботов на переобходы страниц в Яндекс.Вебмастере и Google Search Console, проставляли ссылки из новостей на целевые страницы, чтобы ускорить индексацию по новым адресам.

- Переработали тексты на продвигаемых страницах, уменьшили количество вхождений ключевых слов.

- После завершения работ по адаптированию и редиректам пересобрать sitemap.

В файле должны содержаться прямые ссылки на страницы туров в страну и туров на курорт, а не редиректы.

За время работы заметили прямую корреляцию – если в sitemap указаны прямые ссылки, страница быстрее проходит индексацию со стороны поисковиков.

- Проработали детальный механизм перелинковки, дать возможность контент-менеджеру формировать список похожих курортов/стран самостоятельно.

Как это должно было выглядеть?

<i>Главная страница dantk.ru в 2020 году</i>
Главная страница dantk.ru в 2020 году
<i>Страница горящих туров</i>
Страница горящих туров
Как SEO-шница 5 раз сайт переделывала. И что из этого вышло
<i>Страница туров в страну</i>
Страница туров в страну
<i>Страница индивидуальных туров для собственного туроператорского продукта</i>
Страница индивидуальных туров для собственного туроператорского продукта

Чего добились в 2019-2020 году?

<i>Результаты работы 2019 года</i>
Результаты работы 2019 года

Удовлетворения (наконец-то) и роста позиций/трафика.

Перед началом пандемии успели реализовать часть доработок на страницах и можем продемонстрировать динамику результатов на примере нескольких продвигаемых запросов.

Данные предоставлены сервисом Se-Ranking от 23 июля.

Google

Запрос «тур на Кипр из Челябинска»

<i>Рост с 100-й до 4-й позиции</i>
Рост с 100-й до 4-й позиции

Запрос «путёвки в Италию»

<i>Рост с 100-й до 7-й позиции</i>
Рост с 100-й до 7-й позиции

Запрос «туры в Сочи из Челябинска»

<i>Рост с 12-й до 4-й позиции</i>
Рост с 12-й до 4-й позиции

Запрос «путёвки в Таиланд»

<i>Рост с 100-й до 9-й позиции</i>
Рост с 100-й до 9-й позиции

Запрос «туры в Италию»

<i>Рост с 100-й до 7-й позиции</i>
Рост с 100-й до 7-й позиции

Яндекс

Запрос «туры в Сиде»

<i>Рост с 100-й до 7-й позиции</i>
Рост с 100-й до 7-й позиции

Запрос «туры в Дубай»

<i>Рост с 100-й до 8-й позиции</i>
Рост с 100-й до 8-й позиции

Запрос «туры на Пхукет»

<i>Рост с 37-й до 8-й позиции</i>
Рост с 37-й до 8-й позиции

Запрос «туры в Индию»

<i>Рост с 13-й до 7-й позиции</i>
Рост с 13-й до 7-й позиции

Запрос «туры в Анталию»

<i>Рост с 68-й до 7-й позиции</i>
Рост с 68-й до 7-й позиции

Что так и осталось мечтой?

Разработчики не успели приступить к созданию собственного поиска туров, поэтому реализовать тонкую семантическую проработку, а значит, выйти на всероссийский уровень и реализовать собственный туроператорский продукт не получится.

Смерть турагентской индустрии

Несмотря на заверения туристической братии в светлом будущем, работе агентств в прежнем формате конец. 21 сентября компания объявила о приостановке деятельности из-за невозможности продолжать работу.

<i>Динамика поискового трафика в 2020 году в туристической сфере</i>
Динамика поискового трафика в 2020 году в туристической сфере

Что стало тому виной – пресловутый COVID-19, отсутствие поддержки со стороны государства и туроператоров, сказать сложно.

Сказать наверняка можно только одно – это нечеловеческое спасибо команде программистов, контент-менеджеру, дизайнеру и интернет-маркетологу, что ни разу не послали лесом с многочисленными доработками (справедливо) и поддерживали на протяжении всей работы над проектом.

Всем отважившимся продолжать работу в туризме – сил, терпения и успехов!

1313
85 комментариев

Мне кажется, что тут изначально надо было дизайн поднимать и UX. Какой нахрен космос в дизайне турагентства в Челябе, покажите людям тепло и море сразу с главной, что бы у них слюни потекли.... или вы космических туристов тоже отправляли?

Очень долго шли к последнему более-менее приличному дизайну, нормальному поиску и конкретным курортам! Сделали бы в первый год, рост был бы кратным. Сайт ТА делает расширенный поиск по турам, описание и отзывы по отелям с фотками - 80% объема + 20% это статьи с рейтингами курортов и отелей по временам года и странам со ссылками на эти отели.  В 15-16 году этот рецепт сработал бы на 100%.

8

Александр, здравствуйте)
- По космосу - вообще да, отправляли в туры на Байконур, был отдельный собственный операторский продукт, собственник решил сделать упор на космическую тематику. Мы попробовали, нам не понравилось. Сделали выводы - пошли дальше.

- Сделать в первый год было бы чудесно, если бы были для этого подходящие специалисты. Как я уже писала выше, в Танкограде днём с огнём SEOшника не сыщешь, не говоря уже о программисте, который понимает что такое Python и не рассказывает, как хорош Perl для туристического сайта. Альтернативы в виде столичных спецов отлетели сразу - из-за бюджетов.

С удалёнщиками об оптимальных сроках сдачи работы даже заикаться не стоит, ну думаю об этом вы в курсе.

- Сделать сайт ТА с отзывами по отелям может позволить себе только туроператор с жирной финансовой подушкой безопасности и собственным поиском туром. У нас его не было. Как и у других сайтов в Урало-Сибирском регионе. (туроператоры не в счёт)

Если вы обратили внимание на работы в 2020 году, то мы начали писать свой собственный поиск туров, так как специалисты доросли до нужного уровня. Очевидно понятно, по каким причинам не успели.

Ваш рецепт прекрасно сработал бы для московского и питерского рынка туризма, где вращаются деньги иного уровня и влить в разработку поиска туров лишние 20-30 миллионов не проблема. И то, году в 17-18, пока не повылезали агрегаторы.

2

Есть ряд вопросов к посту...)) Почему сайт переделывала seoшница? Заказчик нищий, или, бля, решил сэкономить на дизайнерах, разработчиках, маркетологах? (типичный раша-бизнес, гнать таких в шею) 
Так то да, красавчик (заказчик)! Seoшница (тоже молодец) и ткач и жнец...
В комментах ниже мелькнуло, что оплата была небольшой...)) так нахрена козе (seoшнице) баян?? Видимо деваться совсем некуда было... 

5

Не соглашусь. Мария, с точки зрения современного подхода к seo - комплексный подход был верный. 

Накинулись на девченку. А чё, сразу нормально не сделать? А чё, сеошник и жрец и чтец и на х.ю веритец? Все хотят только на х.ю вертец, как сммщики, которых коробит от дизайнерских и контентных обязанностей. Жертвы нишевания. Был один такой фул-контент фотограф (крокодилозавр какойто-то). В принципе, вполне себе основные функции выполняла, или разработка структуры сайта это не оптимизация? И все это не имеет отношения к продажам? Имеет, правильно, что работала с продажниками, конечная цель ведь продажи? Или трафик? Маркетинг-реклама-продажи это едное целое, иначе на каждом этапе будут провалы из-за всяких умных занишевавшихся специалистов.

4

Павел, большое спасибо!

1