«Ломать проще, чем строить»: главы концертных агентств рассказали, как изменилась индустрия и поможет ли приход VK и МТС

Главное из материала РБК, которое поговорило с гендиректором TCI Эдуардом Ратниковым, президентом PMI Евгением Финкельштейном и президентом NCA Михаилом Шурыгиным.

Как изменилась индустрия после 24 февраля 2022 года

  • Доля «активных» артистов сильно сократилась, говорит президент PMI Евгений Финкельштейн. Многие российские музыканты публично высказались против действий правительства, поэтому больше не могут выступать. Украинские исполнители, как и зарубежные, не едут «по понятным причинам».
  • Но в пандемию ситуация была хуже, считает он: сейчас агентства могут «подстраиваться под обстоятельства», а тогда проводить массовые мероприятия в принципе не разрешалось. С этим согласен и руководитель группы NCA Михаил Шурыгин.
  • По словам гендиректора TCI Эдуарда Ратникова, после февраля одна только «Москва потеряла порядка 700 тысяч "качественных людей"»: это и профильные специалисты, и артисты, и аудитория, которая ходила на концерты.

Оба этих фактора — [пандемия и «операция»] — разрушали всё, что мы строили четверть века. Но последний нанёс существенно больший ущерб: как говорится, мир уже не будет прежним.

Эдуард Ратников

Что пришлось пересмотреть в бизнес-модели

  • TCI отдавало приоритет иностранным артистам, но теперь считает работу с концертным сегментом «второстепенной». Агентство сотрудничает с музыкантами из России, но сконцентрироваться хочет на сегменте шоу. Что компания понимает под «шоу» — Ратников не уточнил. В группе во «ВКонтакте» у TCI нет запланированных мероприятий, узнало vc.ru.
  • Переключиться на шоу решило и PMI. На сайте агентства указаны будущие показы литературно-театрального проекта «БеспринцЫпные чтения», а также поэтический моноспектакль художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина.
  • В NCA тоже развивают новое направление — это поиск и поддержка местных молодых артистов. В 2022 году, например, компания устроила в Самаре фестиваль «Сам.Фест», который включал в себя не только живые выступления, но ещё и лекции и мастер-классы для новичков индустрии.

Существует ли «чёрный список» артистов, которым нельзя проводить концерты

По данным «Фонтантки», после 24 февраля промоутеры стали получать списки исполнителей, чьи выступления считаются «нежелательными» (издание получило сам документ). В них оказались «Би-2», «Аквариум», «ДДТ», Noize MC, Anacondaz, Oxxxymiron, IC3PEAK, Моргенштерн и другие.

  • «Отвечу кратко: это не домыслы, и концертная индустрия на себе это ощущает», — заявил Финкельштейн. Шурыгин сказал, что сам список не видел и не слышал, чтобы его получали коллеги.
  • Ратников тоже не получал никаких реестров, но признался, что был бы не удивлён: «Проблема в том, что одна из точек зрения опасна текущему положению дел в государстве, и государство будет бороться с этой опасностью».
Иван Дорн. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Falbum-8298340_242129112&postId=672463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">NCA</a>
Иван Дорн. Источник: NCA

Как рынок относится к тому, что в отрасль приходят непрофильные игроки вроде VK и МТС

  • Это закономерный процесс, считает Ратников: часть концертного рынка освободилась, поэтому «произошла перегруппировка бизнеса». По его словам, время покажет, смогут ли VK и МТС привнести в индустрию что-то интересное. «Нередко это заканчивается "эффективным менеджментом", который всё постригает, не взрастив», — добавляет он.
  • Шурыгин отмечает, что концертная сфера — «нежная» экосистема, где не всё зависит от бюджетов. С тем же согласны и в PMI.

Я вообще не верю в экосистемы. «Экосистема» — это модный бренд, который все пытаются развивать. По сути люди просто строят бизнес, который должен принести для своих подписчиков и пользователей какие-то блага.

Когда экосистема заходит на концертный рынок, она начинает переплачивать за артистов. Это отражается на конечном покупателе и качестве.

Не могу сказать, что заход в отрасль таких игроков, как МТС, плох. Но каждый должен заниматься своим делом. А концертный бизнес — это вообще «закрытый клуб».

Евгений Финкельштейн

Есть ли перспективы работы в странах СНГ

  • Рынок СНГ уже давно «плотно интегрировался в российскую концертную сферу», а сейчас принимает тех российских музыкантов, которые не могут или не хотят выступать в России, говорит президент NCA Шурыгин. Но к полноценному бизнес-развитию в СНГ относится со скепсисом. Почему — не уточнил.
  • Ратников не отрицает перспектив, но запрос на концерты там ниже, а ещё есть проблемы с логистикой: «Организовывать в условном Казахстане концерт Rammstein сложно: чтобы туда доехать, нужно отработать часть России хотя бы до Новосибирска или Омска». К тому же «большой артист» привык работать с национальным оператором, добавил глава TCI.

Как участники отрасли оценивают её будущее

  • Интерес к концертным мероприятиям, мюзиклам и шоу растёт на фоне отсутствия киноновинок, говорит Финкельштейн. Помогают также развитие культурной программы «Пушкинская карта» и то, что «отрасль давно прошла импортозамещение: до прошлогодних событий 80% рынка занимали российские исполнители», заявил он.
  • Шурыгин признаёт, что есть нехватка артистов, но зато больше интереса привлекают новые проекты и молодые музыканты, а это «благоприятная обстановка для творчества». С последним отчасти согласен и Ратников. По его словам, сейчас хорошие условия, чтобы создавать «продукты-заменители» и разрабатывать новые концертные форматы.

Не существует способов быстро заместить всё выбывшее. Если вот прям завтра воцарится мир, и мы начнём выстраивать связи с цивилизованным миром, пройдёт еще года четыре перед тем, как появятся реальные результаты.

Ломать всегда проще, чем строить.

Эдуард Ратников
Ноэль Галлахер. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fphoto-1392957_456245676&postId=672463" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">PMI</a>
Ноэль Галлахер. Источник: PMI
2424
88 комментариев

приход МТС - звучит как аппокалипсис

17
Ответить

Последнее что ты увидишь, так это логотип с яйцом. Ах да......

6
Ответить

Знаю не по наслышке - насколько трудно было пробиться на нормальные площадки и получить эфиры молодым музыкантам. Я им помогал через свой проект Радио Сцена как мог, но без денег всё-равно никак и выше головы не прыгнешь. Взращивать своих артистов труднее, согласен - проще взять готовые проекты и с них стричь прибыль. К чему я это говорю - нормального и не жадного продюсирования в России нет и не было. Только лишь видеохостингам и некоторых открытым площадкам удавалось показать и то по случаю в основном нормальных исполнителей. Дальше их никто не поддерживал и не хотел поддерживать по вышеназванной причине. Сейчас ситуация - бери и делай. Только всё-равно не делают.....

10
Ответить

Да, поэтому концертные агентства жаль в последнюю очередь.

6
Ответить

Ситуация с продюсированием молодых артистов в России может быть сложной, и многие талантливые музыканты могут столкнуться с трудностями в продвижении своих проектов. Но, несмотря на это, сегодня у молодых музыкантов есть больше возможностей для продвижения своей музыки и выступлений, чем когда-либо раньше. Среди таких возможностей - социальные сети, стриминговые платформы и другие цифровые каналы распространения музыки. Конечно, все это требует усилий и времени, но сегодня молодым артистам открыты более широкие возможности для самовыражения и продвижения своей музыки.

2
Ответить

Взращивать своих артистов труднееТалант сам пробьется, а говно слушать - дураков нет.

1
Ответить

А что делать. Какое очередное УГ продвигать которое нормальным вендорам было неинтересно и слова путает на сцене или киряет перед выходом на сцену. Там вон даже с фильтрами такие на сцену иногда проходят, так типа именитые, может простим

Ответить