Мечта сбылась: мы просто учили детей играть в футбол, а теперь делаем это вместе с «Зенитом» по всей стране

Если бы у меня в детстве была возможность ходить в школу футбольного клуба и носить его форму, я бы уже был счастлив. Теперь дети даже в небольшом городе могут присоединиться к клубу, поступив в школу «Зенит-Чемпионика», а нам понадобилось всего восемь лет и немного усилий, чтобы этого достичь. Расскажу, что мы делали и почему «Зенит» пошел на партнерство.

Мечта сбылась: мы просто учили детей играть в футбол, а теперь делаем это вместе с «Зенитом» по всей стране

Привет! Меня зовут Руслан Баширов, я сооснователь сети школ «Чемпионика» и создатель акселератора, который помогает предпринимателям масштабировать бизнес (об этом рассказываю в своем телеграм-канале). Мы хотели сделать футбольную школу, где любой ребенок полюбит спорт и активный образ жизни в целом. Для этого мы создали свою методику занятий: с индивидуальным подходом, дневниками достижений и игровыми механиками.

С самого начала мы мечтали сотрудничать с футбольным клубом, чтобы мотивировать учеников заниматься спортом: встречаться с известными игроками, получать автографы. Партнерство помогло бы повысить узнаваемость и расширить сеть школ «Чемпионика», то есть сделать массовый детский спорт еще более популярным.

Чтобы нас воспринимали всерьез, мы получили рецензию от Российского футбольного союза, но это не помогло

Когда мы начинали, в России не было школ, похожих на Чемпионику. Обычно в спортивной школе каждый год отбирают 20–40 человек и говорят им, что теперь вся их жизнь — это футбол. Во время тренировок могут кричать на детей и ругать их за ошибки. Мы хотели этого избежать.

Нас вдохновляли спортивные школы в Америке, Англии, Германии и Испании, и мы создали свою методику обучения, основанную на игре. Я писал об этом в статье «Пережили год убытков и вышли на первое место в Forbes: как мы развивали школы „Чемпионика‟». Схема работы отличалась от принятой в то время. На детей нельзя было кричать, как и выделять для себя фаворитов, — вместо этого со всеми общались на одном уровне.

Мы улучшаем методику постоянно. Например, в какой-то момент у нас появился диджитал-скаутинг. Ребенок может зарегистрироваться в нашей системе, и тогда у него появится своя карточка (как в FIFA), в которой будут не только его данные, но и информация по нормативам. Тренеры могут сравнивать игроков, замечать ребят с потенциалом и следить за их прогрессом.

Мы искали тренеров, которые разделяли бы наши ценности. Приглашали людей с немецкой и английской футбольной лицензией, и они проводили занятия в школах Чемпионики. Нанимали российских тренеров и сами их обучали: объясняли, как работать с детьми, что говорить родителям, какие турниры организовывать. Постепенно сформировались тематические блоки тренинга, и потом мы записали видео с теорией.

Когда школ стало больше и появилась франшиза, мы решили сохранить тренинги, поэтому стали отбирать и обучать кандидатов для франчайзи. Мы рассказывали партнерам, где и как искать тренеров, как проводить собеседования и какие вопросы задавать. Финальное интервью кандидат в тренеры проходил с нами, и, если всё было в порядке, он отправлялся на учебу — обычно на нашу базу в Подмосковье.

Чтобы занятия в разных школах сети «Чемпионика» были одинаково качественными, мы ввели штрафы в договоре — например, за то, что занятия проводит сотрудник, который не проходил тренинг.

Так выглядит один из тренингов для наших будущих тренеров
Так выглядит один из тренингов для наших будущих тренеров

Процесс тренинга специалистов для Чемпионики делился на теоретическую и практическую часть. Первые дни тренеры изучали тематические блоки о занятиях с разборами видео тренировок. Затем проходили практические занятия. Специалистам показывали зал и инвентарь, знакомили с детьми, а потом они смотрели, как проводится тренировка. Если наставник понимал, что стажеру можно доверить занятие, последний проводил тренировку в паре с опытным коллегой.

В программу тренинга в том числе входили каверзные вопросы от родителей, потому что в реальности их задают часто.

Многие родители спрашивают, когда их ребенок станет Месси. Здесь важно донести до клиента, что прогресс может быть разным. Главное, чтобы ребенку нравилось заниматься, ходить в школу. Иначе он может выгореть в 13 лет и возненавидеть спорт.

В конце тренинга мы проводили экзамен, который также состоит из двух частей. В теории нужно ответить на вопросы, а на практике провести тренировки — часто в роли детей выступали коллеги.

Сеть школ постепенно расширялась, а нам хотелось получить какое-то подтверждение того, что наша методика эффективна и соответствует мировым тенденциям. Дети были рады заниматься в Чемпионике, а тренеры — сотрудничать с нами, но привлекать партнеров было сложно. Мы думали, что сможет помочь официальный документ и признание от организации, которая популяризирует футбол. Поэтому в 2016 году получили рецензию от Российского футбольного союза (РФС). Сделать это было непросто: сначала мы достучались до технического директора РФС, расписали принципы проведения занятий и подготовки специалистов для школ, затем представили проект. Перед выдачей рецензии на наши занятия даже пришел Никита Павлович Симонян, первый вице-президент РФС, и тренировки ему понравились.

К сожалению, особого эффекта для клиентов или франчайзи рецензия не дала. Но Чемпионика всегда активно искала партнеров в футбольной среде — и до, и после получения рецензии. Нам хотелось привлекать еще более продвинутых специалистов: тренеров, методологов, экспертов, — чем были до этого. Сотрудничество с футбольным клубом повысило бы популярность Чемпионики: мы смогли бы открыть больше школ в разных городах. А значит, проводить занятия для большего количества детей.

Сотрудничаем с разными клубами и делаем первый подход к работе с «Зенитом»

За время существования Чемпионики мы пробовали сотрудничать с разными клубами. Например, тренеры «Академии „Спартак‟» проводили совместно с нами мастер-классы в детских садах и школах. Они отбирали воспитанников для клуба из учеников Чемпионики, а наши тренеры ходили на стажировку в «Академию „Спартак‟». Почему мы хотели работать именно с футбольными клубами, можно прочитать в подробном посте в моем телеграм-канале.

В 2016 году мы первый раз поработали с «Зенитом»: арендовали для занятий часть старого стадиона клуба «Петровский» — семейное кафе со своим полем. Установили свою зону, отремонтировали зал, привезли оборудование и начали проводить занятия для детей. Спортсмены клуба приезжали к нам на мастер-классы, а еще приходил талисман «Зенита» для детей — Лёва.

На стадионе «Зенита» занятия проходили так же, как и в других школах Чемпионики. А в дни матчей здесь была зона для детей
На стадионе «Зенита» занятия проходили так же, как и в других школах Чемпионики. А в дни матчей здесь была зона для детей

«Зенит» тоже получил свою пользу: мы привлекали больше детей, организовывали массовые занятия и проводили мастер-классы. А во время футбольных матчей зона Чемпионики использовалась как детская комната с разными активностями.

Работая с «Зенитом», мы подсмотрели их подход к зрителями и футболу. Например, клуб организует дни открытых дверей и активности для своих болельщиков, а на стадионах поставлены семейные трибуны. Подход был близок Чемпионике, и очень хотелось сотрудничать дальше, за рамками обычной аренды.

Нам нужен был не просто «логотип „Зенита‟»: мы хотели быть посредниками между клубом и массовым футболом.

Но в тот момент у нас не было выхода на людей, которые принимают решения, а «Зениту» не нужно было постоянное партнерство. Когда закончился срок аренды, а старый стадион закрылся, наши пути разошлись. Но, к счастью, ненадолго.

Приходим к мечте и создаем совместную франшизу с «Зенитом»

К 2019 году стало очевидно, что коммерческие спортивные школы пользуются спросом. Футбольные клубы, в том числе «Зенит», поняли, что это нужно принять, а еще что можно сотрудничать с такими школами. К этому времени мы выросли, сделали коллаборацию с брендами Nike и Nickelodeon, и Чемпионика была уже известной сетью.

В спортивных кругах знали, что у нас своя методика работы с детьми, тренинг и комьюнити тренеров для всех школ франшизы. А еще мы круто организовывали процессы внутри школы и знали, как строить франшизу, привлекать клиентов в разных городах, проводить активности.

«Зенит» выбрал нас из нескольких школ и предложил стать его партнерами. Мы были счастливы. В телеграм-канале я делился, как долго и трепетно планировали это соглашение с командой и всей структурой клуба.

Наша мечта о сотрудничестве с известным клубом сбылась. Но это не чудо: мы много работали над тем, чтобы создать свой бренд и выйти на более масштабный уровень.

В итоге совместно с клубом мы разработали отдельный бренд и франшизу «Зенит-Чемпионика». Благодаря этому мы можем развивать крупнейшую сеть футбольных школ страны, которая позволит детям в любой точке России стать частью футбольного клуба «Зенит».

Тренеры теперь обучаются не только у нас, но и в «Газпром»-Академии — это сертифицированный центр для специалистов. В тренинг добавили модули: теперь кандидаты могут смотреть, как проводят тренировки в «Зените». К нам стали приходить сильные специалисты.

Стало проще организовать мастер-классы и автограф-сессии для учеников. Раньше для этого нужно было искать контакты, рассказывать о Чемпионике и долго договариваться. Сейчас можно связаться с партнерами, и они найдут свободное время, чтобы отправить на встречу своих игроков. Также мы получили возможность проверять франчайзи и тренеров с помощью службы безопасности «Зенита» — это помогает снизить риск мошенничества со стороны будущих партнеров и сотрудников.

Сотрудничество с нами приносит пользу и футбольному клубу.

  • Повышается лояльность к бренду, потому что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с клубом и получают положительные эмоции не только на занятиях спортом, но и на днях открытых дверей, мастер-классах, встречах с игроками.
  • Детские футбольные школы помогают «Зениту» найти таланты. Чемпионика продвигает массовый футбол, и чем больше детей занимаются, тем выше шансы найти ученика с потенциалом.

Главный плюс сотрудничества — это развитие детей. Последние пять лет «Зенит» — №1 по числу спортивных активностей и количеству подписчиков в соцсетях среди футбольных клубов. Если бы у меня в детстве была возможность ходить в школу клуба и носить его форму, я бы уже был счастлив.

Так как «Зенит-Чемпионика» — это франшиза, даже ребенок из небольшого города может почувствовать себя частью команды. А в будущем, если захочет, попасть в профессиональный спорт. Например, ФК «Балтика» из Калининграда часто берет в команду учеников из нашей Чемпионики.

Форма учеников похожа на ту, которую носят профессиональные футболисты. Так дети могут почувствовать себя частью большого клуба
Форма учеников похожа на ту, которую носят профессиональные футболисты. Так дети могут почувствовать себя частью большого клуба

Но мы пошли дальше: устраиваем автограф-сессии с игроками, запускаем челленджи с подарками от клуба. Например, у нас был конкурс с футболистом Дугласом Сантосом — нужно было сделать его финт «эластико» и записать на видео, чтобы выиграть подарок.

Фото с последней автограф-сессии — дети не только пообщались с футболистами, но и получили подарки от клуба
Фото с последней автограф-сессии — дети не только пообщались с футболистами, но и получили подарки от клуба

Самое важное достижение лично для меня — наши ученики, которые выходят на матчи вместе с футболистами «Зенита». Дети попадают на переполненный стадион, где болельщики кричат слова поддержки, и ребята чувствуют атмосферу. Мне кажется, это здорово мотивирует двигаться дальше.

Дети — девочки и мальчики — выводят футболистов как на матчи основного клуба «Зенит», так и на матчи женского футбольного клуба.

С самого начала мы были уверены: чтобы дети полюбили спорт, он должен приносить положительные эмоции. И благодаря сотрудничеству с «Зенитом» мы регулярно приносим радость детям и родителям еще и за пределами тренировок.

Я стал помогать предпринимателям, у которых тоже есть мечта развивать другие проекты и хорошие продукты, в том числе спортивные и образовательные. Для этого запустил акселератор, в котором мы вместе выстраиваем процессы для развития собственной сети или франшизы, готовим полноценный франчайзинговый продукт.

Это занимает примерно 3–4 месяца, происходит поэтапно, и на каждом этапе мы достигаем конкретных результатов. О том, что входит в программу акселератора, я опубликовал отдельный пост в телеграм-канале.

Сейчас я хочу развивать другие франшизы. Замечали ли вы качественные проекты в спорте или образовании, которые стоит масштабировать? Делитесь в комментариях.

37
15 комментариев

В превью отобразилось: «почему Зенит пошел на...» — не кликнуть было невозможно))

6
Ответить

смешно))

1
Ответить

Ну молодцы, может дети будут лучше играть чем сейчас играют)))

2
Ответить

Цель массового футбола как раз, чтобы больше детей в удовольствие занимались футболом. А из массового футбола уже выделяются более замотивированные дети и родители, которые хотят ездить играть на турниры, сборы и так далее.

1
Ответить

Классная статья ) Возможности ,которые предоставляет Зенит-Чемпионика завораживают. Для деток это огромная мотивация и возможность развиваться .
P.S. Возможно прозвучит нескромно , НО ни одна другая футбольная команда не сотрудничает так тесно с детским футболом. Круто ,что могу сказать)

2
Ответить

Спасибо!)

1
Ответить

Интересно, как Зенит будет открывать подобные школы в Москве?))

2
Ответить