Бизнес-план стартапа. Основные ошибки

Строительство дома начинается с разработки планов и фасадов, обустройство парка — с ландшафтного планирования, а создание стартапа — с бизнес-плана. Он — путевая карта для создателей проекта и важный документ для инвесторов. Ведь неудачно составленный бизнес-план может лишить вас необходимых инвестиций. Разберём основные ошибки, которые допускают при его составлении.

В интернете можно найти множество шаблонов и предложений по созданию бизнес-плана. В том, чтобы поручить эту задачу профессионалу, нет ничего плохого. Однако не надейтесь сэкономить время, переложив написание документа на другого. Вам необходимо детально разобраться во всём самому: изучить рынок и компании, работающие с вами в одной отрасли. Вы должны уметь обосновать каждую цифру в разговоре с инвестором. После того как исполнитель составит бизнес-план, важно тщательно всё проверить. Руководитель компании, который не может объяснить собственную бизнес-программу и привести веские доводы в её пользу, теряет доверие инвестора.

Автором бизнес-плана должен быть основатель компании. То есть именно от вас должны исходить все основные положения развития вашего проекта. Мало ограничиться описанием только общей стратегии. Важно подробно разъяснить каждый пункт, особенно о размерах ожидаемых доходов и расходов. Вы должны обосновать, из чего складывается данная цифра, на чём основаны конкретные шаги и сроки перехода к новому этапу развития.

План развития молодой компании на годы вперёд едва ли имеет смысл. Если выход на рынок только планируется или ваши текущие доходы не превышают 1 миллиона рублей в месяц, то у инвестора есть все основания не доверять представленному плану. Вы ещё не доказали на деле жизнеспособность своей компании. На начальном этапе бизнес-план выступает в качестве вашей личностной характеристики. По нему инвестор будет оценивать то, насколько хорошо вы знаете рынок, умеете ли трезво оценивать свои возможности и учитывать условия, сложившиеся в вашей отрасли.

Если фирма ещё ничего не производит, не продумывайте план её развития на десять лет вперёд. Партнёр не оценит вашу амбициозность и предусмотрительность. Работа компании ещё не налажена, клиентская база не создана. И структура, и внутренний распорядок, и даже сама идеология проекта могут претерпеть значительные изменения, прежде чем дела пойдут в гору. Соответственно, изменится и бизнес-план.

Поэтому пока компания проходит стадию формирования, лучше не загадывать на десятилетия вперёд. Достаточно ограничиться планом на несколько месяцев, максимум на год, но хорошо продуманным, учитывающим возможные риски. Судьба проекта в далеком будущем в большей степени зависит от особенностей рынка, а не от амбиций команды.

Важный показатель компетентности владельца молодой компании — цифры в его бизнес-плане. Многие начинающие предприниматели склонны слишком увлекаться идеей проекта и терять связь с реальностью. При таком подходе в плане появляются фантастически огромные доходы (причём уже в первые месяцы существования компании) при удивительно малых расходах. Возможно, у вашего проекта нет аналогов и он может занять лидирующие позиции на рынке. Но всё же сначала, пока нет собственной финансовой статистики и устоявшихся тенденций, лучше ориентироваться на средние рыночные показатели.

Если ежемесячный доход стабильно растёт и составляет десятки миллионов, можно планировать развитие на более длительный срок. Бизнес-план активно растущей компании представляет уже гораздо больший интерес для инвесторов. Теперь бизнес-план — это не просто грамотно составленный набор гипотез основателя, а действующая и показавшая свою эффективность стратегия. На этом этапе бизнес-программа должна содержать ответы на следующие вопросы: какие изменения планируются в структуре, какой объём инвестиций будет привлечён, каков размер ожидаемых доходов и расходов на каждом новом этапе развития, из чего они складываются.

Итак, чтобы избежать основных ошибок при написании бизнес-плана, запомните:

- составлять бизнес-план лучше самостоятельно;

- тщательно изучите рынок и предложения конкурентов, чтобы убедительно обосновать каждый пункт своей бизнес-программы;

- неправдоподобные цифры, не соответствующие статистике по вашей отрасли, а также многолетний «беспроигрышный» план развития — признаки непрофессионализма основателя компании и главные причины отказа инвесторов от сотрудничества.

Бизнес-план стартапа. Основные ошибки
2323
2 комментария

Не дамаю, что абсолютно все стартапы можно подогнать под эти определения. В том и примечательность стартапов что они всё делают не так как нужно ю, ибо иначе им не выжить. Но попытка похвальная!

1
Ответить

Позволю себе не согласиться с автором : "Автором бизнес-плана должен быть основатель компании." Имел неудачный опыт делать бизнес - план в качестве наемного работника. Долго пыхтел, много работы. На выходе владелец меня что называется "кинул". Просто, без художеств  проводил. Верил я тогда людям. А бизнес до сих пор, по моему, живет. Уже лет пятнадцать прошло, а то и больше. Значит, я тогда не ошибся. Это радует.

1
Ответить