Киберпсихология, нейронные сети и синтез интеллектов

В 2015-том году, разрабатывая методичку «Киберпсихология» и параллельно читая пары первокурсникам, я затрагивал проблему ИИ. В частности, что к 2027-му году искусственный интеллект будет чем-то достаточно обыденным. А главной задачей человечества будет внедрение платформы с ИИ непосредственно в мозг. Как это может произойти в ближайшее время и почему именно сейчас?

Киберпсихология, нейронные сети и синтез интеллектов

Меня зовут Филипп, я веду достаточно уютный блог про психику, ноотропы и современные методы прокачки мозга. И нейросети — один из приоритетных способов приподнять планку возможностей человека.

Киберпсихология. Страх и ненависть в киберпространстве

Человек боится того, что находится за пределами понимания. Поэтому проще представлять нейронные сети эдаким Deus Ex Machina — всезнающим существом, которому по силам как помочь человеку решить проблему, так и стереть человечество с лица земли. Насколько это оправдано нам и предстоит выяснить.

Потенциал развития искусственного интеллекта

Почему мы вообще говорим о нейронных сетях, возможности которых в разы выше, чем у так называемого искусственного интеллекта пятилетней давности? Где произошел перекос в терминологии, и почему мы уже не удивляемся возможностям машин писать сценарии и полноценные истории?

  • Экстраполяция Мура, которую хоронят каждый год. В середине 60-тых Гордон Мур сказал фразу, которую можно интерпретировать как: «мощность процессоров будет увеличиваться в два раза, каждые два года, при сохранении той же площади чипа». Тогда все было завязано на транзисторах, потом на архитектуре, сейчас на мощность процессора влияет масса внешних факторов.
  • Гипотеза технологической Сингулярности. Развитие технологий приобретает экспоненциальный рост. Проще говоря: «в момент припадающий на 2040 годы, темп прогресса будет настолько быстрым, что новинки будут устаревать не добираясь до широкой аудитории».
  • Проблема наблюдателя. Мы не замечаем насколько быстро движется прогресс, поскольку сами находимся внутри процесса. Как пассажир самолета, который не может представить скорость лайнера, ведь картинка внизу буквально еле-еле ползет.
  • Экспоненциальный рост знаний и их категорий. Обучение киберпсихологии выглядело бы смешным еще 5 лет назад, а сегодня это растущее направление. Системы записи и хранения информации доступны каждому. Мы генерируем столько контента, сколько никогда ранее. И объемы контента растут по экспоненте. Да, в нем много мусора, но ценные крупинки данных тоже присутствуют, и доступ к ним есть у каждого.
  • Рост связей. Инструменты нетворкинга позволяют наращивать знакомства и связи по всему миру, приобретая больше сторонников для реализации идей. Разбивать задачи на подзадачи, делегировать отдельные задачи, и все это в удобном формате для каждого участника проекта.
  • Развитие алгоритмов. Программирование, как область науки, тоже не стоит на месте. Новые алгоритмы могут предложить более изящное решение проблем, нежели устаревшие подходы к решению задач.

Все эти факторы по отдельности кажутся бессмысленными и не имеющими прямого отношения к возведению нейросетей, но вместе они могут предложить не просто совершенствование нейросетей, но и их объединение в единого ИИ, или даже некое гибридное существо, частью которого будет уже не совсем человек.

Стеклянный потолок для ИИ

При всем расцвете возможностей нейросетей, киберпсихология прослеживает фундаментальные проблемы, ограничивающие его развитие:

  • Дефицит вычислительных мощностей. Фабрики Тайваня, политическая ситуация в мире, проблемы с экономикой в разных странах. Все это способствует замедлению темпов накопления вычислительных мощностей. Из-за чего скорость развития полноценной концепции ИИ падает.
  • Проблема детализации. Раньше писатель мог создавать текст условно 3 часа. Нейронная сеть создает текст за 10 минут. А потом писатель тратит еще 2-5 часов для внесения правок и стилизации. Да, этот вопрос технически решаем, но все равно достигается предел, после которого нужно вмешательство человека для внесения правок.
  • Приближение к потенциалу мозга. Если проводить грубую аналогию, то суперкомпьютеры в несколько зданий способны за несколько месяцев эмулировать одну секунду активности мозга мыши. То есть объем данных несопоставимый.

Разумеется, работа медиа способна создать условия, в которых нейросеть способна выдать себя даже за конкретного человека. Но говорить о полной идентичности между любым человеком и ИИ, не приходится. Отчасти об этом говорят идеи датаизма.

Как киберпсихология объясняет возможности искусственного интеллекта

Каким же будет продолжение шага? В первую очередь, полагать сегодня, что наука движется шагами — бессмысленно. Мы находимся скорее в затянувшемся прыжке. Мышцы уже сократились, энергия высвобождена, и мы находимся в полете, и вольны делать все что угодно, с открывшимися возможностями. Но наше сознание скачет от объекта к объекту, загоняясь в панике, снять которую способен ментальный минимализм.

Интеллект, как способность решать задачи

Я часто упоминаю термин киберпсихология. И это мало касается буллинга, общения подростков в сети, и всего того, что выдает гугл. Киберпсихология касается общей концепции влияния сетей на человека. А учитывая то, с какими данными и какими объемами работает нейросеть, мы приближаемся к удивительному моменту:

  • У корпораций и политических течений уже достаточно власти для того, чтобы формировать под каждого человека его собственную реальность, что наглядно демонстрирует развитие постмодернизма. Как в том анекдоте про белого цисгендерного мужчину, который начал читать СМИ «с повесточкой». Почему? Потому что в них белые уже держат власть в мире, завоевали все и вся и диктуют свои правила.
  • Искусственный интеллект дает общую информацию в максимально быстрые сроки. Его можно сравнить с достаточно образованным человеком, который умеет быстро гуглить. Но не более того. Личность в киберпсихологии рождается не машине, что заменяет человека, а в человеке, которого улучшили с помощью машины.
  • Нейронные сети решают конкретные, узкие задачи, которые ставит перед ними человек. У них нет мотивации, нет общего понимания происходящего, нет возможностей помимо тех, что были заложены изначально.

Искусственный интеллект, если проводить аналогию, стал тем же фотоаппаратом в 19-том веке. Он не рисует, в прямом понимании этого слова. Он создает конкретный образ, под конкретно поставленную задачу.

Цветы для нейронки

Книга «Цветы для Элджернона» очень наглядно показывает проблему развития интеллекта в отрыве от человеческого багажа знаний и опыта. Проблема нейронных сетей в том, что именно присутствие человека наделяет их существование смыслом. Это можно расценивать как эдакий эффект псилоцибов, но вполне может быть, что смысл нашего существования во Вселенной, что мы придаем смысл всему, на что обращаем внимание.

Фактически, наш мозг является скоплением разных нейронных сетей, сформировавшихся в процессе развития организма. Использование искусственных нейросетей можно расценивать как симбиоз кремниевой и углеродной форм обработки информации.

Искусственные нейросети не угрожают художникам, авторам, сценаристам. Они лишь отсеют тех, кто мог генерировать поверхностные конструкции в сжатые сроки. Но, опять же, поисковые системы, такие как Гугл уже заявляют о том, что будут пессимизировать сгенерированный контент.

Гром-палка на кончиках пальцев

Нейросети — это мощный и многофункциональный инструмент. Сродни электричеству, интернету или блокчейну. Но мы получаем энергию из «ядерного синтеза» используя высокотехнологичные ядерные кипятильники. Интернет, изначально разрабатываемый как универсальная научная библиотека, сегодня распространяет развлекательный и тревожный контент. А сверхнадежная «амбарная книга» стала инструментом спекуляций и хайпов. Воистину, такие примеры лучше всего объясняют, что такое постмодернизм простыми словами.

Нейросети — не безусловное благо, как и не страшный сон. Это фотоаппарат в мире художников, или печатная машинка в мире тех, кто недавно перешел со стилуса на гусиное перо. Нейронки не уничтожат копирайтеров, дизайнеров и сценаристов. Они видоизменят эти области занятости, предложив пользователям больше контента. А направлять их процесс творения будет человек. Сознание в киберпсихологии строится вокруг синтеза человека и машины, и в этом синтезе родится дивный новый мир.

Если вам интересны статьи на тему сознания, мозга, ноотропов — приглашаю посетить уютный Телеграм канал. Контент пишет уникальная нейронная сеть на углеродной основе, с которой можете пообщаться в комментариях и на самом канале.

До новых встреч!

1717
38 комментариев

Так, автор, а как ты планируешь интегрироваться с нейросеткой?

2
Ответить

Как планктон из Губки-Боба))))

1
Ответить

Как Робокоп. Найдет каких-то эко активистов, получит пулю, а потом его мозг ноотропщики-программисты соберут и запустят

1
Ответить

мозги еще не выросли, чтобы о таком даже думать

Ответить

Спасибо, я уже) По сути, нейросети читателей, комментаторов, общие тренды текстов на медийных площадках. Я прям буквально чувствую их пульсацию. И то, что отзывается, о том и пишу)

А если брать прям полноценную связь челвоек-мозг-компьютер, то здесь смотрю на нейролинк от Маска

Ответить

Так этот текст тоже сгенерирован нейросетью? Неудивительно, что он такой странный для восприятия. А предыдущие текста тоже нейросеть генерировала? Вы же сами пишете, что такой контент будет пессимизироваться!

1
Ответить

Ахахахахахаах))) Углеродная форма, это все живые существа на планете! Автору респект за пасхалку)

В мозгах каждого из нас же находятся нейросети, только естественные)

2
Ответить