С ТЗ и без ТЗ - почему цена разная?

Или как получить тот самый дизайн карточки товара и сэкономить 😉.

А у Вас случалось так, что заказывали инфографику, а получали вообще не то? Деньги потрачены, результат не устраивает, а ведь Вы так чётко представляли себе ту самую обложку товара, которая разорвёт конкурентов в поисковой выдаче! И слайды совсем не такие, как хотелось... Как же объяснить исполнителю, чего именно Вы ожидаете от его работы?

А вот другая сторона вопроса. Работая графическим дизайнером, я периодически сталкиваюсь с заказчиками, которые искренне удивляются, что за дизайн без технического задания нужно заплатить больше. А ведь, чего именно хочет заказчик, не ясно (риск не угадать, что же он там себе представлял, максимальный) и, прежде чем начинать работу по оформлению, надо ещё выполнить целый ряд подготовительных действий. На примере разработки дизайна карточки товара для маркетплейса покажу, что именно делаю я. А Вы решите, нужно ли Вам заботиться о наличии ТЗ и какую часть работы Вы готовы делегировать дизайнеру.

Уже представляю, как на очередную попытку «протащить» в качестве ТЗ сообщение в чате вроде: "Мне надо на тёмном фоне, с молниями, ну и чтобы поярче!" буду отправлять ссылку на эту статью.
Как думаете, заказчики любят читать лонгриды? А, главное, захотят ли?
🤔

В работе над оформлением слайдов есть 3 основных этапа. Первые один-два из них Вы можете взять на себя и таким образом сократить расходы на платные услуги. Как это сделать — читайте ниже. А начинающие селлеры, которые вообще всё делают сами, могут проверить, похожим ли образом они выстраивают свой рабочий процесс. Итак, этапы работы дизайнера:

Этап 1

Анализ конкурентов

(здесь решаем, какая информация о товаре будет присутствовать на слайдах)

👉 Чтобы разобраться, что работает в нише, анализируем лидеров рынка (не обязательно только на маркетплейсе) — дизайн, УТП, структуру визуала и количество слайдов, инфографику и информацию в текстовой форме. Тут я советую использовать возможности бесплатных плагинов, которые показывают, действительно ли карточка в топе выдачи, или это рекламное место (с большими бюджетами на РК вверх попадают и откровенно никудышные оформления). Копируем и сохраняем всё, что могли бы использовать. Обязательно сохраняем референсы, например в FigJam (хотите скачать мой шаблон — пишите в Телеграм сюда). Пишем в заметках, что именно понравилось (те же молнии, тёмный фон, яркость, цвета, структура, что угодно).

Изображение Шаблона "Анализ Конкурентов, Референсы, ТЗ". Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2FInfo_Graph_AS&postId=769531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">InfoGraph I Дизайн для бизнеса</a>
Изображение Шаблона "Анализ Конкурентов, Референсы, ТЗ". Источник: InfoGraph I Дизайн для бизнеса

Не имея примеров карточек, которые на Ваш взгляд идеально презентуют товар, сложно создать привлекательный дизайн, если Вы будете заниматься этим самостоятельно. И ещё сложнее объяснить людям, даже если они дизайнеры, чего Вы ожидаете от их работы. Это если только они не показывали Вам свой кристальный шар и не предлагали прочитать по нему судьбу – тогда всё ОК, они увидят Вас насквозь 😏.

Дисклэймер: во избежание недопонимания со стороны доверчивых граждан — нет, я не рекомендую обращаться к ясновидящим, предлагающим услуги дизайна.

Можно не заморачиваться и просто положиться на качество работ в портфолио. Вы и так туда заглянете — и правильно сделаете. И, всё же, заказывать дизайн без референсов лучше у специалистов, с которыми Вы уже успешно сотрудничали.

👉 Теперь займёмся тем, что не работает или просто мешает продажам. В маркетинге это называют “болями” целевой аудитории. На маркетплейсах вся эта боль разлита в отрицательных отзывах на товары. Смотрим всех — и «топчиков», и тех, что пониже в выдаче.

Составляем список негативных комментариев и «переводим» недостатки в преимущества.

💡 Например, если покупатели жалуются, что товар доходит помятый или с повреждениями, то мы упаковываем всё в пупырку, плёнку, коробку и т.д. и прикладываем фото с пояснениями — "Вот как мы тщательно следим за качественной упаковкой, чтобы всё приходило в целости и сохранности!" А ещё лучше сделать видео с распаковкой и акцентом на товарный вид содержимого посылки. 💡

👉 Пришло время отобрать то, что точно будем использовать в карточке товара. На основе собранной информации для каждого слайда карточки составляем список элементов (графических и текстовых), которые нужно туда поместить + референсы с заметками, что именно Вы хотели бы сделать так же. Супер наглядно и структурированно можно сделать всё в FigJam (составленные в программе интеллект-карты пригодятся для хранения информации, анализа конкурентов, напоминаний в проектах, обмена с другими пользователями, планирования и т.п.).

Это — первая часть Вашего ТЗ.

Я прекрасно понимаю, что очень хочется дать покупателям всю важную информацию сразу. К тому же, раз Вы платите деньги дизайнеру, пусть сделает это красиво! К сожалению (или к счастью), невозможно запихнуть в обложку карточки товара все преимущества и ключевые фразы так, чтобы на это было приятно смотреть. Много кусков текста, даже выровненного, отформатированного и с эффектами, - это всё ещё много кусков текста. И чем больше их, тем меньше шрифт, а значит мало кто это всё сможет прочитать.

💡 Определитесь с парой-тройкой основных слов/ фраз для первой картинки, которую увидят покупатели, а остальное оставьте для инфографики внутри карточки товара. То, что прекрасно подходит для последующих слайдов, редко работает для обложки. Поэтому позвольте графическому дизайнеру с помощью графики показать, какой замечательный у Вас товар! 💡

Вы можете полностью делегировать анализ конкурентов дизайнеру, однако помните, что для корректного заполнения карточки товара и её СЕО-оптимизации данные этой части маркетингового анализа Вам понадобятся (например, на WB). Есть специалисты, которые занимаются и графикой, и текстами — то есть качественное описание товара вполне возможно заказать в добавок к оформлению слайдов. Однако, если Вы планируете работать над продвижением товара, всё равно придётся погрузиться в тему.

💡 Для успешного бизнеса работа по корректировке и подбору ключевиков и тегов должна вестись постоянно, аналитика Вам в помощь! К слову, креативы для обложки тоже нужно тестировать (3-5 раз в месяц для продвинутых селлеров), чтобы подстраиваться под меняющиеся тренды. Именно непрекращающаяся работа над карточками товаров и отличает тех, кто зарабатывает на маркетплейсах, от тех, кто делает прибыль поставщикам и платформам. 💡

Этап 2

Подбор и обработка фотоматериалов

(здесь мы выбираем фотографии для слайдов и проводим их первичную обработку)

👉 Когда разобрались, какую информацию на каком слайде будем размещать, для каждого из них подбираем по одной основной фотографии. При необходимости выбираем дополнительные кадры для врезок и инфографики. Будут ли это снимки, сделанные на профессиональной фотосессии, в ходе домашней съёмки или просто качественные изображения из интернета (авторское право не нарушаете?), для исполнителя не так уж и важно.

👉 Проверим подойдут ли отобранные снимки для использования в слайдах. При стандартном разрешении слайда 900*1200 пикселей качество снимков должно быть, как минимум, таким же. Если планируется вырезать из фотографии часть для использования на слайде, то общее разрешение соответственно должно быть больше. При этом размер файлов как правило не должен превышать 2-4 Мб.

👉 Фотоматериалы можно просто переслать в нужном порядке в чате или вставить их в шаблон, где собраны референсы и результаты анализа конкуренции.

Это и есть вторая часть Вашего ТЗ. Заключительная.

Если нет желания или возможности создать/ собрать подходящего качества фотоматериал, этот этап тоже можно делегировать дизайнеру. Кроме названия товара и ссылки на магазин поставщика не забудьте указать цвет/модель товара, если нужен один из линейки. И всё, можно заняться другими делами.

Вы ещё продолжаете читать? Ничего себе!
И что же дальше происходит со всеми собранными материалами?
(не нашла смайлик, означающий "не бейте меня за такую подводку!")

👉 Перед тем, как переходить к разработке дизайна, осталось удалить фон с тех изображений, где он не нужен, и сохранить файлы в формате PNG (или PSD для Фотошопа). Фотографии с фоном лучше использовать в лёгком формате JPG. Когда храните и обрабатываете большое количество файлов, размер имеет значение.

Этап 3

Разработка дизайна

(здесь происходит волшебство, ну или почти 😊)

👉 Даже если Вы отправили полноценное ТЗ, опытный дизайнер перед началом работы проверит поисковую выдачу по ключевому запросу на соответствующем маркетплейсе. Ведь вкладывать время и силы в разработку дизайна, который потом сольётся с общим потоком карточек конкурентов - не лучшая затея, и явно не даст ожидаемого результата заказчику.

Особенно удобно анализировать выдачу, если необходимо разработать дизайн для уже существующей карточки товара. Отталкиваемся от того, что есть. Разрабатываем концепцию, как выделиться при помощи обложки.

👉 Теперь из всех тех элементов, которые нам необходимо разместить на обложке/слайде, создаём гармоничную композицию. С помощью структуры выделяем главное, подбираем шрифты и палитру, максимально выгодно представляющие товар, добавляем графические элементы и эффекты.

Это, собственно, и есть основная часть работы дизайнера - та, на которую обычно уходит большая часть рабочего времени, отведённого на проект. Если есть ТЗ. Очень большое ЕСЛИ. И это ни хорошо, ни плохо. Просто цена вопроса разная.

💡 Вы решили самостоятельно попробовать «поколдовать» над графикой? Обязательно обратитесь к видео урокам, которых предостаточно на YouTube (не все они супер качественные, зато бесплатные, и помогут хотя бы немного вникнуть в суть дела). И не ожидайте сразу слишком многого - экономный дизайн «на коленке» может разочаровать и насмарку пойдёт вся работа по заполнению и продвижению карточки товара. Это тоже опыт. Или возможно Вы откроете в себе творческую жилку, бросите бизнес и займётесь дизайном. Чего только не бывает! 💡

«Самодел» и профессионально выполненная обложка карточки товара для WB. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2FInfo_Graph_AS&postId=769531" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">InfoGraph I Дизайн для бизнеса</a>
«Самодел» и профессионально выполненная обложка карточки товара для WB. Источник: InfoGraph I Дизайн для бизнеса

Обращаясь к профессионалу, Вы с большей вероятностью получите результат, который сработает. Мало взять фото и наложить текст. Опытный специалист с помощью продающего дизайна решает основные задачи по привлечению покупателей: графическое оформление должно цеплять и продавать. Обложка делает Вашу карточку товара заметной, выделив её среди конкуренции в поисковой выдаче, а инфографика в слайдах даёт покупателям в сжатой и хорошо читаемой форме информацию о товаре, на основе которой они и будут делать выбор.

Эстетические качества визуала — это приятный бонус, который на подсознательном уровне вызывает положительные эмоции и доверие к бренду. Чтобы дизайн кроме всего этого ещё и соответствовал лично Вашим представлениям о правильной подаче товара, и нужно ТЗ.

Состоит полноценное техническое задание из фотоматериалов, списка графических/ текстовых элементов для каждого слайда и референсов с заметками, что именно Вы хотели бы сделать так же.

Подведём итог

Думаю, Вы заметили, что каждый этап занимает какое-то время и требует определённых навыков в работе с товарами/ текстами/ графикой. Именно поэтому у профессиональных дизайнеров можно заказать работы в разных ценовых категориях. Стоимость услуг будет зависеть от того, какую часть подготовительных действий (этапы 1 и 2) Вы готовы взять на себя.

Структурировать результаты маркетингового анализа, идеально спланировать, как будет выглядеть карточка товара, ничего не забыть и отправить чёткое задание дизайнеру можно с помощью любого инструмента по созданию интеллект-карт (или MindMaps). Как Вы уже догадались, мне нравится бесплатный FigJam; также можно воспользоваться текстовым редактором, таблицей или другой подходящей программой, в которой привыкли работать Вы. В любом случае вероятность того, что дизайн Вас устроит, при наличии ТЗ намного выше, и заплатите Вы за такую работу существенно меньше.

Кому интересны темы дизайна и маркетинга, а также мои работы, Вам на канал в Телеграм: InfoGraph I Дизайн для бизнеса

Хотите читать о маркетинге на маркетплейсах, учиться на чужих ошибках, делиться личным опытом, скачивать полезные подборки и чек-листы - Вам на Телеграм-канал Оптимайзер.

Чтобы скачать бесплатный шаблон "Анализ Конкурентов, Референсы, ТЗ": пишите мне в личные сообщения OptimizerInfo (Пользоваться FigJam можно в браузере, скачивать программу Figma не обязательно).

Если было полезно или, наоборот, чем-то не угодила статья — поделитесь мнением, ведь мне важно писать о том, что по-настоящему интересно для Вас!

А может у кого-то был не самый лучший опыт сотрудничества с дизайнером, о котором хочется рассказать?

И, самое главное, как отвечаете Вы на вопрос дня - с ТЗ или без ТЗ?

До встречи в комментариях! 👇

77
3 комментария

Спасибо за шаблон! 😊

Очень рада, если было полезно!

Я занимался копирайтингом и рерайтингом довольно давно и вот что понял: без ТЗ, работать НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО! Пояснение 1: Исполнитель, порой и сам не может понять, что от него хочет заказчик. Пояснение 2: Если работа выполнена, а получившийся результат не устраивает заказчика, то напрашивается вопрос: "ЧТО ТОГДА ВЫ ХОТИТЕ?" Если исполнитель будет делать своё, а это не устраивает заказчика, то соответственно- один останется без своего заказа, второй потеряет работу + получит негативный отзыв о своей проделанной работе. Поэтому никогда, ни за что и ни в коем случае, не смейте браться за заказ без ТЗ!