Как стартапу получить инвестиции на ИТ-проект и при этом сохранить бизнес за фаундерами

Меня регулярно спрашивают, что делать для того, чтобы вывести программный продукт на рынок. Как получить инвестиции и не отдать впоследствии весь бизнес инвесторам? Как защитить свою интеллектуальную собственность?

Вопросы на первый взгляд разные, но все они лежат в одной плоскости.

● Во-первых, проверьте репутацию своего партнера/инвестора. Обязательно посмотрите базу решений арбитражных судов на предмет наличия судебных споров, стороной которых является контрагент. Если их много, стоит задуматься: «А продолжать ли вообще вам с ним общее дело»?

● Во-вторых, все ваши договоренности с инвестором/партнером должны быть подписаны на бумаге, а не находиться у вас в голове.

● В-третьих, все отношения с вашими контрагентами должны быть корректно оформлены.

Какими документами зафиксировать ваши договоренности и на что конкретно обратить внимание, мы рассмотрим в данной статье.

Основатели (фаундеры) часто пренебрегают услугами внешних консультантов, потому что «сейчас не время, вот выйдем на рынок, там наймем себе крутого юриста», «да зачем он нужен, мы и сами умеем читать документы», «сейчас в приоритете другие расходы – на разработку, сначала продукт, потом юрист».

Такая позиция очень опасна. И вот почему.

Обычно фаундер делает свой продукт для последующей продажи. Чтобы продать продукт инвестору или найти партнера по бизнесу необходимо управлять рисками. Как правило, основные риски возникают на этапе создания и становления бизнеса. И именно их необходимо нивелировать. Придя к инвестору/партнеру с идеей бизнеса, возможно даже оформленную в MVP, вы приносите с собой кучу нерешенных потенциальных проблем:

● Некорректно оформленные отношениями с сотрудниками могут стать причиной потери прав на софт. Например, авторы не согласятся на передачу имущественных прав или в последующем захотят себе долю полученной прибыли, потому что имущественные права вам они не передавали.

● Отсутствие договоров с партнерами, как правило, приводят к ссорам и недопониманию по условиям ведения бизнеса. Вроде бы договорились, а о чем? — у каждого свое понимание «правильных условий» до тех пор, пока вы не прочитаете их на бумаге. Потому что каждый человек слышит то, что хочет услышать. Устные переговоры всегда должны быть подкреплены письменными договоренностями. Обида партнера может привести к длительным судебным тяжбам по вопросу, чей же это софт, а также к появлению на рынке сильного конкурента с вашими общими исходными кодами.

● Ошибки в договорах с первыми заказчиками могут в принципе лишить вас прав на разработку. Даже если вы не увидите пункта о том, кому принадлежат права на результат работ по договору, это не означает, что данный вопрос не рассмотрен в Гражданском кодексе РФ и не применим к вашим отношениям. Напротив, ст. 1296 Гражданского кодекса РФ говорит о том, что исключительное право на программу для ЭВМ, созданную по договору, предметом которого было создание такого программы, принадлежит заказчику, если договором между исполнителем и заказчиком не предусмотрено иное. Так что отсутствие условия о принадлежности прав в договоре означает только одно – все права принадлежат по умолчанию заказчику.

Таким образом, вместе с идеями для бизнеса и программным продуктом вы приносите потенциальному инвестору или партнеру «кота в мешке». Корректно оценить свои финансовые вложения инвесторам/партнерам из-за этого бывает сложно, соответственно, тут два варианта развития событий:

● инвестор перезакладывается и, с учетом риска, просит вернуть больше, чем на самом деле стоит инвестиция. Взять, к примеру, любые инвестиционные договоры с акселераторами.

● или дает денег «за красивые глаза» просящего «ибо делает вид, что верит» (на самом деле думает: «Вроде хороший парень, дам я ему денег, может что-то из этого получится, хотя… вряд ли – молодой еще») .

Есть еще вариант, инвестор захочет объективную оценку независимых экспертов и попросит провести Legal Due Diligence. Тогда вам точно придется впопыхах, «задним числом» (где это возможно) и на скорую руку оформлять все то, что вы не оформили заранее.

Давайте разберем по шагам, что же нужно сделать каждому фаундеру, чтобы корректно оформить права на свой программный продукт.

Этап 1. «Мы с другом такой стартап замутили!»

У вас еще нет юридического лица, но вы уже начали работу над продуктом. Как правило вы с другом уже называетесь фаундерами и скорее всего вы являетесь основными разработчиками. Возможно, вы привлекаете фрилансеров для помощи.

На этом этапе необходимо:

1. Договориться с другом, за что отвечаете вы, за что он. Вам необходимо описать ваш проект для его четкой идентификации: функционал, идею, определить зоны ответственности каждого из вас, и, желательно, чтобы они не пересекались.

2. Оформить отношения с привлеченными разработчиками, чтобы вам перешли исключительные права на первую версию продукта.

Оформляем документы:

1. Соглашение о намерениях. В нем нужно написать все то, о чем вы договорились на данном этапе.

2. Договор подряда с четкой формулировкой по правам. Здесь важно не только наличие самого договора, но и других обязательных документов:

a. Акт выполненных работ.

b. Платежное поручение, подтверждающее оплату по договору.

Этап 2. «А кто мы?! »

Работа над продуктом продолжается. Вы уже задумываетесь о том, чтобы показать свое детище миру, привлечь инвестиции и начать продажи. Пора оформляться юридически.

На этом этапе необходимо:

1. Создать компанию.

Лучше выбрать Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) – это наиболее простой и быстрый способ. ИП не подойдет, потому что индивидуальное предпринимательство не предполагает вхождения инвесторов и деления долей участия. Для регистрации ООО сейчас существует много электронных сервисов, которые упростят вам работу и даже не нужно будет физически ехать к нотариусу или в налоговую. Например, это может быть услугой банка при открытии расчетного счета там, или электронные сервисы портала госуслуг.

Обращаем внимание, на данном этапе очень важно правильно выбрать систему налогообложения и сразу подать соответствующее заявление в налоговую вместе с регистрационными документами, а также выбрать ОКВЭД, если в дальнейшем планируете аккредитоваться в качестве ИТ-компании и применять налоговые льготы.

2. После создания компании необходимо передать в ООО права на программный продукт и продолжить разработку продукта в ООО.

Оформляем документы:

1. Устав и корпоративный договор. Ваш договор о намерениях с другом на этапе 1 пора перекладывать в юридически значимые документы, а это устав и корпоративный договор. Кстати, не всем участникам вашей идеи нужно раздавать доли в уставном капитале ООО. Есть такой инструмент повышения мотивации, как опционная программа. Можно выдать им, как сотрудникам, фантомные и (или) реальные опционы. А в корпоративном договоре между участниками зафиксировать:

● вопросы управления обществом

● порядок входа новых членов и выхода прежних участников;

● порядок купли-продажи доли;

● финансирование компании, например конкретные доли участников, которые они обязаны внести в уставной капитал;

● требования к инвесторам, порядок привлечения дополнительных инвестиций;

● запрет на продажу и покупку долей в течение определенного срока или до наступления конкретных обстоятельств;

● распределение прибыли каждому участнику. Важно, прибыль может распределяться и непропорционально долям владения в уставном капитале, если закрепить это в корпоративном договоре. Запомните это!

● порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью;

● порядок ликвидации компании в случае развала бизнеса.

2. Для передачи прав на программный продукт, в зависимости от способа приобретения прав, требуются следующие документы:

a. Если программное обеспечение создано сотрудниками организации:

● Трудовой договор с закреплением прав компании на все разработки сотрудника в рамках ведения трудовой деятельности.

● Соглашение о порядке реализации прав на служебное произведение с условиями об оплате вознаграждения автору.

● Приказ о создании программного продукта.

● Служебное задание на создание.

● Положение о служебных произведениях внутри компании с приказом о вводе его в действие (дополнительно).

● Платежное поручение, подтверждающее оплату автору вознаграждения.

b. Если программное обеспечение создано сторонним разработчиком

● Договор авторского заказа/договор на разработку программного обеспечения с закреплением исключительных прав компании на результат.

● Акт приема-передачи результата по договору.

● Платежное поручение, подтверждающее оплату вознаграждения.

c. Если программное обеспечение приобретено в готовом виде по договору отчуждения

● Договор отчуждения.

● Акт приема-передачи.

● Платежное поручение, подтверждающее оплату.

Этап 3. «Мы крутая компания с классным продуктом! Что дальше?»

Юридическое лицо создано, что дальше? Двигаемся вперед и получаем необходимые регистрации.

На этом этапе необходимо:

1. Получить аккредитацию в качестве IT-компании, заодно поставить программный продукт в реестр российского программного обеспечения, если хотите пользоваться ИТ-льготами. Об этом ни раз уже рассказывали и на просторах интернета достаточно информации. Однако, кому интересно, можно посмотреть наш вебинар на ютубе по ссылке здесь.

2. Зарегистрировать товарный знак. Важная составляющая дальнейшего ведения бизнеса. Зарегистрированный товарный знак – это своего рода гарантия, что ваше фирменное наименование (бренд) никто, кроме вас, использовать не будет и вы будете уникальными и узнаваемыми на рынке.

3. Поставить нематериальные активы (программный продукт, товарный знак) на баланс юридического лица. Кстати, этот пункт чаще всего пропускают начинающие бизнесмены. А он очень важный: вы не можете продать то, чего у вас нет. Актива у вас нет до тех пор, пока он не отражен в качестве имущества на балансе организации. Поэтому начинайте «копить затраты» — собирать все расходы, которые связаны с разработкой/созданием/модификацией вашего ПО, они и будут составлять его будущую первоначальную балансовую стоимость. И ставьте софт на баланс. Кстати, не нужно ждать пока у вас иссякнут идеи для разработки. На баланс можно поставить продукт с минимально ценным функционалом. После постановки на баланс программный продукт официально создан и имеет право быть проданным. Ура! Кстати, чем больше затрат вы соберете, и чем с большей стоимостью вы поставите актив на баланс, тем больше будет стоить сама компания в любых официальных оценках независимых аудиторов.

Оформляем документы:

1. ИТ-аккредитация и регистрация в реестре российского программного обеспечения потребует подготовки следующих документов:

● Инструкция по установке экземпляра ПО.

● Документация с описанием функциональных характеристик.

● Документация с описанием процессов поддержания жизненного цикла ПО, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации, совершенствование ПО, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

● Документация, содержащая информацию, необходимую для эксплуатации экземпляра программного обеспечения, предоставленного для проведения экспертной проверки.

● Иные документы в соответствии с. п. 2.1.5 Методических рекомендаций.

2. Регистрация Товарного знака предполагает подачу заявления по форме регистрирующего органа, а главное – отсутствие обозначения именно вашего товарного знака в базе уже существующих товарных знаков или среди заявок, поданных на регистрацию. Поэтому здесь важно быть уверенными в своей супер уникальности или обратиться к проверенным юристам или патентному поверенному, которые подскажут с чего начать. И да, если товарный знак вам разрабатывает «логодел» не забудьте с ним тоже заключить договор и забрать все права на итоговый результат.

3. Постановка на баланс требует оформления следующих документов:

● Акт о вводе объектов в эксплуатацию.

● Акт приема-передачи основных средств ОС-1.

● Карточка учета нематериальных активов (НМА-1).

● Техническое (служебное) задание с описанием функциональных свойств ПО.

4. Если предполагаете работать с государством, и продавать права использования программного продукта бюджетным организациям, работающим по 223-ФЗ или 44-ФЗ, то вам придется также пройти через процедуру регистрации программы для ЭВМ или базы данных в Роспатенте. Будьте готовы:

● заполнить заявление правообладателя с указанием автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового.

● предоставить депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных.

● написать реферат с кратким описанием программы.

Теперь можем переходить к следующему этапу. Идем дальше!

Этап 4. «Продажи! Все круто!»

Первые клиенты.

На этом этапе необходимо и важно сосредоточится на продажах. Поэтому тут стоит разработать договоры для коммерциализации именно вашего программного продукта. Подумать над тем, как будет определяться рыночная стоимость вашего продукта. Какие критерии вам важно будет учитывать, чтобы корректно продать продукт: важно ли вам количество пользователей или важно количество серверов, на котором будет запущен софт? важна ли территория? – стоимость будет одинакова для всех или клиентам из Москвы и Санкт-Петербурга, и Южно-Сахалинска продадите дороже и почему? ☺ Каким образом будут оформляться активы в дальнейшем и как будет осуществляться единый учет?

Оформляем документы:

1. Разрабатываем договоры:

● Партнерские (дистрибьюторские договоры).

● Лицензионные договоры.

● Договоры на реализацию ПО как сервиса (SaaS) – если ваш софт это предполагает.

● Соглашение об использовании ПО конечным пользователем.

● Договоры внедрения.

● Договоры сопровождения.

● Не забывайте про формы актов. В них обязательно должно быть написано, что ваши обязательства исполнены в полном объеме и претензий к вам нет.

2. Разрабатываем лицензионную политику. Ваш инструмент операционализации стратегии управления интеллектуальной собственностью, решающий внутренние и внешние задачи коммерциализации ПО и задачи по охране и защите правообладания. Именно она поможет в будущем обосновать перед проверяющими органами разницу в стоимости вашего продукта для клиентов из разных регионов или с разным количеством конечных пользователей.

Этап 5. «Привет, Инвесторы!»

Наш обстоятельный разговор мы начали с того, что не нужно нести инвесторам и будущим потенциальным партнерам по бизнесу «кота в мешке», так как это существенно удорожит стоимость привлеченных инвестиций и, возможно, отдать придется реально больше, чем стоило бы – не 5% доли в бизнесе, а 25%, как это запрашивают крупные раскрученные акселераторы.

Теперь, пройдя предыдущие этапы оформления вашего бизнеса и вашей интеллектуальной собственности, ваш бизнес стоит гораздо больше. А потенциальным инвесторам, при оценке вашего проекта, достаточно взглянуть на документацию по списку и финансовые показатели, чтоб реально оценить финансовые возможности, не перезакладываясь на риски.

У вас уже сформированы условия вхождения в ваш бизнес, потому что на этапе 1 вы с другом сформулировали соглашение о намерениях, а на этапе 2 облекли его в юридически значимую форму в виде корпоративного договора. Значит, правила игры ведения бизнеса вами уже определены и зафиксированы документально. Соответственно, вы можете их сразу обсуждать с инвестором, не меняя позицию в ходе переговоров, «потому что вы такое с вашими сооснователями ранее не обсуждали».

Все отношения с партнерами, сотрудниками, контрагентами у вас четко формализованы – со всеми подписаны необходимы документы, со всеми оговорены четкие условия. Вы можете составить матрицу рисков своего бизнеса и управлять ими. Можно идти к уважаемым людям в ИТ-отрасли и обсуждать ними дальнейшую коммерциализацию вашего проекта или просить инвестиций.

Вам не нужен акселератор, чтобы выйти в большой бизнес, вы уже в ИТ!

А какие задачи возникают у вас? Делитесь в комментариях, на каком этапе вы.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе новостей и юридической практики в ИТ!

55
Начать дискуссию