Парадокс лидерства или как правильно делегировать?

Чтобы успевать больше, управленцу растущей компании нужно… меньше вовлекаться в текущие процессы. Давайте разбираться почему.

Предприниматель, который научился делегировать.
Предприниматель, который научился делегировать.

На начальных стадиях развития предпринимательской деятельности предприниматели зачастую самостоятельно выполняют большинство задач. Однако с течением времени этот подход может привести к тому, что рост бизнеса замедляется или даже останавливается - это так называемый кризис делегирования. По сути, это - момент, когда руководитель должен научиться передавать некоторые из своих задач сотрудникам, чтобы освободить себе время и ресурсы для стратегического развития, трансформации и улучшения операционной эффективности компании.

Что следует делегировать на старте бизнеса?

  • Рутинные процессы - те, которые можно описать в виде пошаговой инструкции. Примером могут служить повседневные операционные задачи, такие как ведение учета или обработка заказов.

  • Задачи, требующие узкой специализации – это обычно задачи, требующие специализированных навыков или знаний, которыми предприниматель не обладает. Например, бухгалтерский учет, дизайн или web-разработка.

  • Несрочные разовые задачи – например, поиск справочной информации.

Что делегируется по мере роста бизнеса?

  • С увеличением размера бизнеса, предприниматели могут начать делегировать дополнительные категории задач:

  • Представительские функции – например, взаимодействие с клиентами или государственными органами.

  • Задачи-эксперименты или те, в которых нужно протестировать гипотезы или создать пробные продукты.

  • Задачи «под конкретного сотрудника» – речь идет о задачах и/или областях, в которых сотрудник обладает достаточным опытом и компетенциями, чтобы справиться с задачей не хуже, а то и лучше руководителя.
Парадокс лидерства или как правильно делегировать?

Но есть определенные категории задач, которые руководителям следует сохранять под своим контролем и которые ни в коем случае нельзя делегировать:

  • Стратегические задачи, связанные с планированием и развитием компании.
  • Вопросы управления персоналом, включая мотивацию, развитие и введение новых ролей в команду.
  • Срочные или важные задачи с высокой степенью риска.Опасность избыточного делегирования.

При этом, важно быть внимательным и избегать "ловушки избыточного делегирования", которая может привести к потере контроля над отдельными областями бизнеса. Руководитель становится менее осведомленным о событиях в компании, и между ним и сотрудниками появляется "информационный вакуум".

Выход из "ловушки избыточного делегирования"

Если вы обнаружили, что оказались в "ловушке избыточного делегирования", примите активное участие в краткосрочном проекте (например, внедрите инновации в рабочий процесс или проведите исследование). Так команда снова начнет воспринимать вас как вовлеченного лидера. Также проведите несколько сессий по планированию будущих задач в уже существующих проектах и поделитесь с командой своим видением будущего.

Постоянно напоминайте себе: ваша работа — управлять, а не делать самостоятельно.

Брайан Трейси «Делегирование и управление»
Начать дискуссию