Мемы: забавные картинки или важный аспект успешного маркетинга

Бренды начали ориентироваться на работу с эмоциями — сейчас для маркетинга бездушный контент губителен. Поэтому данный феномен стал частью стратегии ухода от холодного продвижения. Теперь удачный мем — мечта любого маркетолога, увесистый эмоциональный якорь, создающий связь между брендом и его аудиторией.

Что из себя представляет?

Мем — это идея, выражающаяся в картинке, видео, слове, действии (которые быстро распространяются как в онлайне, так и офлайне), крошечный, но мощный культурный символ, передающийся от одного человека к другому, словно культурный ДНК.

Сам термин ввел зоолог Ричард Земон в начале двадцатого века, описывая способность живых существ к самопроизводству — способности “копировать себя”. Затем Ричард Докинз подхватил эту идею, предложив мем как аналог генетического кода, но для культурной эволюции. Мемы словно гены нашей культуры, определяющие её развитие и изменения.

В наши дни термин распространился благодаря французскому социологу Жану Бодрийяру, который исследовал влияние СМИ и потребительского общества. Он утверждал, что в эпоху постмодернизма мы живем в мире симуляций, где люди общаются через символы и копии. Эти знаки и есть мемы.

Их невероятное множество — они существуют и ждут правильного времени для распространения в массы. Это явление, отражающее нашу совместную реальность, когда контекст становится благоприятным, мемы активизируются.

Если говорить о маркетинговой составляющей, сам по себе бренд редко способен придумать мем с нуля, но он может создавать интересные вариации уже существующих мемных концепций, которые будут активно распространяться в сети и заставлять людей смеяться.

Чем полезен мемный контент для бизнеса?

Мемы: забавные картинки или важный аспект успешного маркетинга
  • Шутка – это отличный способ наладить контакт с аудиторией. От души придуманный или искренне подобранный мем говорит интернет-пользователю: «Да, нам важно, чтобы ты прочитал наш пост и узнал про наш продукт. Но ещё нам просто нравится делать контент, мы кайфуем от своей работы и нам не всё равно, о чём тут говорится».
  • Недорогой вирусный контент. Создать мем может любой человек, для этого не нужен штат маркетинговых специалистов, дизайнеров и аналитиков. А ещё это нестандартная реклама в лоб, а более креативный и нативный способ продвижения.
  • Чувство общности и единства. Когда люди вместе смеются над одинаковыми шутками, они острее ощущают свою принадлежность к группе.
  • Очеловечивание бренда. Когда пользователи видят мемы, они видят за безликой корпорацией со сложной экосистемой, сообщество интересных людей, которые с ними на одной волне. Это вызывает эмоциональную связь, которая увеличивает доверие и лояльность к бренду.

Важно! Мемный маркетинг часто терпит неудачу, когда основная цель — продажи, и потребителю прямым текстом кричат: “купи!”. Вместо того чтобы агрессивно призывать к покупке или подписке, эффективные мемы фокусируются на юморе и создании связи с аудиторией.

Представьте, что ваш контент – вирусная шутка. Он распространяется сам по себе, вызывая у людей положительные эмоции. Это приводит к новым клиентам и продажам в долгосрочной перспективе, но без прямого призыва к действию.

Как определить, что мем будет эффективным?

Чек-лист для проверки мема на эффективность:

  • Вам самому нравится мем/шутка/изображение/что угодно
  • Вы понимаете, как мем связан с темой вашего поста и можете объяснить это другим
  • У всех разные вкусы, но ограничения одни — мем не нарушает законодательство
  • Мем широко известен и привлекает большой объем аудитории — это не локальная шутка, которую понимают только избранные
  • Мем актуален — интернетные тренды живут и умирают очень быстро, нужно быть внимательным
  • Картинка четкая, текст читаемый

Если у вас нет идей – пользуйтесь неоспоримой и нестареющей классикой, ставьте котиков!

Примеры успешного мем-маркетинга

Пользователи приложения Duolingo, получавшие пассивно-агрессивные напоминания о пропущенных уроках, начали создавать мемы с грозным совенком Дуо — маскотом приложения. В компании, заметив эту тенденцию, решили не игнорировать ее, а использовать в свое преимущество. Теперь компания сама публикует шутки со "злой совой", поддерживая тренд, запущенный ее же аудиторией, и получает восторженную обратную связь.

Ролик со злым Дуо: https://www.youtube.com/watch?v=yl760baVabE

Еще один пример - в июне 2023 года шутки достигли нового уровня. Актер Джейсон Стэтхэм разместил в своем профиле брутальную фотографию, что вызвало шквал комментариев от русскоязычных пользователей, щедро сдобренных “стэтхемовскими” фразами.

Флешмоб быстро набрал популярность, к нему присоединились и крупные бренды. Среди них: Яндекс, Авиасейлс, Синхронизация, Ozon, ТНТ, BelkaCar и тд. Компании не просто откликнулись на тренд, а добавили свой юмористический оттенок к цитатам, некоторые даже интегрировали в свои шутки свой бренд. Акция позволила участникам привлечь к себе внимание: об этом спонтанном флешмобе писали в соцсетях и медиа.

В итоге

Мемы стали ключевым элементом для эффективного привлечения внимания к брендам. Как и в любой творческой деятельности, тут важен интуитивный подход. Если ваш же мем кажется вам непонятным или скучным, то, скорее всего, так же отреагирует и ваша целевая аудитория. Запомните, чем активнее вы взаимодействуете с мемами, тем лучше у вас получится создавать собственные.

11
1 комментарий

ох, уж эти мемы, не понимаю новый тенденции типо целующихся мужиков

Ответить