Креативная неделя: чем живет архитектура и урбанистика в 2022 году? Инсайты команды SmartHeart

Креативная неделя: чем живет архитектура и урбанистика в 2022 году? Инсайты команды SmartHeart

Чтобы совершенствоваться и создавать креативные проекты, нужно всегда быть в поиске вдохновения. Именно поэтому команда SmartHeart никак не могла пропустить Российскую креативную неделю 2022. Мероприятие прошло с 7 по 10 июля в Парке Горького в Москве. Креативная неделя собрала представителей креативных индустрий со всей России и открыла большое количество новых инсайтов и интересных мыслей.

В день открытия команда выбрала стенд «Архитектура и урбанистика, дизайн, мода и искусство», в рамках которого прослушала ряд выступлений от ведущих экспертов об успешных практиках работы с культурным пространством в разных городах.

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОД: ДИЗАЙН И ИСКУССТВО В ПОИСКАХ ИДЕНТИЧНОСТИ»

Российский дизайн способен конкурировать и создавать уникальный продукт не с помощью внешних ресурсов, а из собственной культуры.

Мы и сами могли убедиться в этом. Директор Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства Наталья Логинова показала работы участников конкурса «Придумано и сделано в России».

Видно, что будущее у российского дизайна есть. Много талантливых ребят, которые хорошо работают с культурным наследием. Как же классно, что музей это видит и даже дает шанс реализовываться молодым дизайнерам. Работы, получившие Гран-при после конкурса выкупаются в коллекцию музея и уже сейчас их можно увидеть в рамках текущей экспозиции.

Креативная неделя: чем живет архитектура и урбанистика в 2022 году? Инсайты команды SmartHeart

Арт-директор Парка Горького Алексей Баранов только усилил впечатление об уровне российских специалистов. Он показал наиболее интересные работы российских дизайнеров последних лет. Особенно нашей команде понравился проект Москвы на конкурсе «Мировая столица дизайна — 2024».

Также Алексей рассказал о том, что верит в новое поколение дизайнеров, так как сам преподает в институте бизнеса и дизайна и видит хорошие перспективы. И мы тоже верим :)

Креативная неделя: чем живет архитектура и урбанистика в 2022 году? Инсайты команды SmartHeart

Национальная культура не должна использоваться напрямую, но она может открывать новые возможности и открывать свои формы в дизайне и искусстве.

«Нам очень нравится, когда не в лоб решается задача соединить, переосмыслить и показать те наши корни, которые питают художника», – директор Центра моды и дизайна Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства Наталья Логинова.

Особый подход к национальному коду вообще транслировался на протяжении всего дня на стенде. Дмитрий Аске интересно раскрывал эту идею на примере своего проекта «граффити-азбука». Художник «новой уличной волны» переосмысляет культуру и создает новые формы на основе старых. Так он вместе с командой перепридумал азбуку.

Посмотрите! Ярко, свежо, интересно и не топорно.

Автор граффити (художник): Дмитрий Аске. Фото: пресс-служба «Кругозор»
Автор граффити (художник): Дмитрий Аске. Фото: пресс-служба «Кругозор»

Русский код в дизайне сложно выразить в конкретном формате, потому что он многообразен и неоднороден. Даже в рамках русской культуры много разных форм и идей.

Алексей Турунцев, продюсер фильма Распутица, классно затронул тему русского кода. Пытаясь создать представление о будущем русской культуры в 23 веке, он с командой активно изучал архитектуру и традиции разных периодов. По итогу ребята столкнулись с проблемой создания единой стилистики: уж слишком большой простор для заимствования и вдохновения.

Тем не менее авторы вполне успешно «осовременили» старые формы. Ниже один из примеров сочетания прошлого и будущего.

Фото: https://zen.yandex.ru/muzey_budushego
Фото: https://zen.yandex.ru/muzey_budushego

Ждем с нетерпением выхода фильма, чтобы все это увидеть своими глазами.

«СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ И РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ: КОНФЛИКТ ЦЕЛЕЙ ИЛИ ИСТОЧНИК РОСТА?»

Нет никакого конфликта между сохранением наследия и развитием территории. Наследие нужно развивать, а не консервировать.

Вообще, все спикеры говорили о том, что развитие не мешает сохранению наследия. Больше всего нашей команде понравилось выступление директора Института развития городской среды Нижегородской области, Дарьи Шориной. То, какие проекты мы сами видели в регионе, уже впечатляют. Дарья рассказала об их обратной стороне и как внедряются традиционные символы.

Особенно круто было узнать, как подобные изменения влияют на девелопмент. Редевелопмент важнейшая часть стратегии и помогает воскрешать традиционную архитектуру. Так сочетается новое и старое без малейшего конфликта.

Очень четко сформулировала основную мысль Наталья Федянина, директор МВК «Музей Норильска», куратор PolArt-резиденции:

Сохранение и развитие происходит там, где происходит реновация, а не мемориализация.

Наталья Федянина, директор МВК «Музей Норильска», куратор PolArt-резиденции

Сохранение наследия и его интеграция в архитектуру города помогает открывать новые возможности для бизнеса и, таким образом, развивать территорию.

Если вы думали о том, что в регионах нельзя делать бизнес, потому что попросту негде, то вы ошибались.

Одним из участников дискуссии был Ян Кожан, который создал проект «Лето на заводе» в Сысерти в Свердловской области. Старый завод Турчаниновых-Соломирских превратился в креативный кластер. Так туда пришла жизнь и представители бизнеса, которые могут эффективно использовать громадный потенциал пространства.

Просто вау! (Фото взяли из официальной группы ребят в VK)

«ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТЬ КАК ВЫЗОВ: РАБОТА С МЕСТНЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ»

Импорт вообще стал больной темой последнее время. Дискуссия была, как никогда, в тему. Однако еще вначале модератор объявила, что разговор пойдет не о замещении импортных товаров, а о создании своих независимо от остальных стран.

Спойлер! Это возможно, но не полностью.

Уже существует много качественных российских производителей, которые готовы заполнять освободившиеся ниши, однако не все хотят меняться, становиться более гибкими и принимать новые условия рынка.

Министр экономического развития Иркутской области Наталья Гершун интересно раскрыла тему того, как стоит работать с потенциалом.

На примере своего региона она показала, что несмотря на наличие производителей, мало кто решается попробовать себя в экспорте.

Наталья создала «экспортный десант», который помогает налаживать продажи за рубежом. Многие производители до последнего упирались, а после предоставления поддержки все-таки смогли начать.

Хочется верить в то, что у Иркутской области получится приблизиться к импортонезависимости, ведь мало где есть такие полезные инициативы и приятно видеть, что это направление развивается.

Производство полного цикла построить крайне сложно даже при наличии большого количества производителей, однако можно изменить логистические цепочки.

По словам директора по продукту компании INGRAD Светланы Зайцевой будет сложно полностью заменить весь импорт, так как в некоторых объектах частично применяются иностранные детали, у которых нет аналогов.

Креативная неделя: чем живет архитектура и урбанистика в 2022 году? Инсайты команды SmartHeart

Например, при создании стеклопакетов 80% деталей российские, а остальные иностранные.

При возможности компания INGRAD использует российские товары, но не все надлежащего качества, поэтому приходится перестраивать логистические цепочки. Это помогает решить проблему на данный момент, так как некоторые европейские компании открывают производства в Турции, чтобы не терять российский рынок.

Приятно наблюдать, как развивается и адаптируется под текущие реалии INGRAD. Напомним, что несколько лет назад мы реализовали для застройщика креативную стратегию и создали годовую рекламную кампанию, и с тех пор уровень продукта и коммуникаций девелопера только растёт.

Импортонезависимость в зародыше есть, но необходимо развивать производственные ресурсы и использовать их грамотно.

Эксперты дискуссии верят в локальные производства, но говорят, что нужно работать больше над развитием.

Так российский промышленный дизайн уже много лет доказывает свою состоятельность на стадии проектирования, но на этапе реализации процесс теряет высокий уровень.

Президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий говорил о том, что даже в компаниях, которые поставляют продукт из-за рубежа, работают российские дизайнеры.

Технический директор компании TEN Print Дмитрий Мартемьянов показал, как правильно должны работать цепочки поставок для достижения большей эффективности. Это вполне себе доказывает, что решения для импортонезависимости есть, но они должны внедряться и развиваться.

Креативная неделя: чем живет архитектура и урбанистика в 2022 году? Инсайты команды SmartHeart

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДИЗАЙНА»

Российский опыт — это, безусловно, важно, но всегда классно послушать спикеров из-за границы, поэтому организаторы пригласили гостей из Китая и Мексики поделиться своим опытом.

Кросс-дисциплинарность важна, так как она открывает больше возможностей в творческом процессе.

Джоди Ксионг, художник, основатель и креативный директор студии Nine, поделился опытом создания рекламы и креативных стратегий для брендов, а также рассказал о своей работе в режиссерской группе Пекинской Олимпиады.

Креативная неделя: чем живет архитектура и урбанистика в 2022 году? Инсайты команды SmartHeart

Он интересно раскрыл тему кросс-дисциплинарности на примере команды Олимпиады. Она состояла из представителей разных сфер и это пошло только на благо проекту, так как в спорах и обсуждениях рождались интересные идеи.

Постановщик проекта Чжан Имоу, известный китайский режиссер, отлично управлялся с мультидисциплинарной командой, что по итогу помогло сделать открытие и закрытие Олимпийских Игр такими яркими и запоминающимися.

Джоди также отметил важность мультидисциплинарности для работы в агентстве при создании креативных идей.

Национальный код важен, так как открывает огромную библиотеку образов и традиционных форм выражения. Это дает большой простор для творчества и переосмысления традиционной культуры.

Очень классно на Креативной Неделе выступила сооснователь и арт-директор студии Ochodias Неиза Фернандес из Мексики.

Неиза, как никто, знает все о работе с традиционными формами выражения, так как ее агентство расположено в Гвадалахаре, культурной столице Мексики.

В процессе выступления она показала некоторые из своих проектов, которые наиболее успешно сочетают традиционную эстетику и новые веяния в дизайне.

Наиболее ярко это раскрывается на фоне одной небольшой детали: Неиза не из Мексики, она переехала туда из Венесуэлы, однако смогла понять культуру страны и успешно работать с переосмыслением традиционных форм искусства.

Просто посмотрите на их проекты! Даже если вы не в контексте, вы можете оценить, как круто это выглядит.

Какие выводы мы сделали:

  • У российского дизайна отличные перспективы благодаря высокому уровню образования в креативной сфере и квалифицированным специалистам
  • Национальный код и культурное наследие — это то, что необходимо гораздо активнее применять и прокачивать, чтобы наращивать ценность именно российского креатива
  • Импортонезависимость – то, на что следует сделать основной упор, и первые шаги в этом направлении уже сделаны
  • Будущее за кросс-дисциплинарностью и мощными творческими командами

Я уже несколько лет в разговорах с коллегами по рынку отмечаю, что особенно в девелопменте крайне важно привлекать наших локальных крайне талантливых специалистов. Российские дизайнеры, креативщики, архитекторы на очень достойном уровне представляют свои проекты уже сейчас, а уж если в них начать вкладываться, то за нашими проектами будет не угнаться!

11
Начать дискуссию