Особенности бессознательного влияния состояния терапевта на эффективность терапевтического взаимодействия

Проблема взаимодействия терапевта и клиента всегда актуальна и исследования последних лет позволяют рассмотреть ее опираясь на психофизиологические данные. Мы все друг с другом связаны и все друг на друга влияем. Это позволяет нам воспринимать важную информацию быстро в процессе коммуникации, быстро обучаться, быстро распространять знания. И это влияет на все сферы нашей жизни, на нашу культуру и на нашу цивилизацию. Проблема такого влияния видна и во взаимоотношениях в контексте Терапевт-Клиент. Так как хороший контакт между Терапевтом и Клиентом не только условие психотерапии, но и в ряде случаев ее суть. В психотерапии контакт понимается и описывается по–разному. Можно выделить 3 модели такого контакта: объектное присутствие психотерапевта, субъектное присутствие психотерапевта и присутствие терапевта в когнитивных моделях психотерапии. Нельзя сказать какой подход лучше или хуже, но можно посмотреть современный взгляд физиологии на такое взаимодействие. К какой бы стратегии мы не прибегали, бессознательно мы все равно оказываем влияние на другого человека. Передача состояния осуществляется через работу зеркальных нейронов. В середине 1990-х годов группа итальянских ученых во главе с Джакомо Риццолатти обнаружил нейроны, которые возбуждаются, когда производится какое-либо действие, а также и от наблюдения за тем, как это действие производит другой. У людей активность мозга, согласующаяся с поведением зеркальных нейронов, первоначально была обнаружена в лобной (премоторная кора, дополнительная моторная, иногда соматосенсорная кора) и теменной областях косвенными методами, такими как МРТ и электроэнцефалография.

В 2010 г. исследовательская группа Марко Якобони и соавторов зарегистрировала активность нейронов лобной и височной коры, поясной извилины. Еще одна область, почти постоянно активна во время наблюдения действия и звуков, обозначающих действия – это область Брока. Функции зеркальных нейронов: 1. Подражание (имитация) и обучение; 2. Понимание действий, намерений и эмоций других людей (репрезентация чужого сознания); 3. Формирование речи (Риццолатти и Арбиб, 1998) ; 4. Развитие культуры и цивилизации (Вилейанур Рамачандран) . В эксперименте Риззолатти нейроны активизировались лишь в том случае, когда подопытные обезьяны видели действия со знакомыми им орехами. В то же время нейронной активности не наблюдалось, когда ученые пытались имитировать действия без основного объекта ассоциаций – орехов. Это наблюдение доказывает, что обезьяна попросту не понимала происходящего. То есть в мозге примата может наблюдаться нейронная активность зеркальных клеток лишь тогда, когда испытуемый понимает происходящее.

Возникновение речи ученые также связали с работой зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны позволили людям подражать и, возможно, понимать движения губ и языка других. Это подтверждает и тот факт, что зеркальные нейроны человека сосредоточены в области Брока – той самой, которая связана с речью. Однако действия человека – это не только движения, но и мимика, жесты. Угадывая смысл движений других, мы можем понимать их эмоциональное состояние. Поэтому зеркальные нейроны, по мнению нейрофизиологов, являются основой эмпатии. Зеркальные нейроны человека могут активироваться, даже если он наблюдает прикосновение к кому-то. Если мы видим, что кто-то трогает лицо или шею другого человека, мы бессознательно мысленно представляем это прикосновение к собственному телу. Зеркальные нейроны выполняют функцию «понимания другого». Человек не только имитируем поведение других, но и вступает в резонанс с их чувствами — то есть с внутренним мыслительным потоком их сознания. Островок больших полушарий связывает зеркальные нейроны с лимбической областью и подкорковыми структурами. Так происходит формирование физиологического резонанса между людьми: дыхание, артериальное давление и частота сердцебиения могут повышаться или понижаться синхронно с показателями другого человека. Ученые называют такое состояние эмоциональным заражением. Внутреннее состояние других — от радости и игривости до грусти и страха — напрямую влияет на наше самочувствие. Особенности функционирования зеркальных нейронов: 1. Появление активности зеркальных нейронов связано с намеренным наблюдением человека (субъекта) за действиями другого человека (объекта). 2. Зеркальные нейроны реагируют только на преднамеренную активность объекта наблюдения, различают цель движения. Активность зеркальных нейронов зависит от опыта. 3. Зеркальные нейроны в премоторной зоне лобной области коры создадут предпосылки к тому, чтобы субъект тоже захотел сделать это действие. Иными словами, говоря, когда человек видит определенное действие, он непроизвольно готовится к его имитации. 4. Зеркальные нейроны работают только тогда, когда человек доверяет другому человеку и знает, что второй положительно к нему настроен. 5. Активность зеркальных нейронов зависит от опыта. В настоящее время профессор Дж. Риццолатти и его коллеги работают над практическим применением своего открытия, в том числе в медицине. Они основываются на том факте, что зеркальные моторные нейроны стимулируют человека воспроизводить чужие действия, которые он наблюдает со стороны, например, при просмотре теле- или видеопрограммы. Этот метод получил название «терапия действия-наблюдения» (от англ. action-observation therapy) Также зеркальные нейроны используются в терапия фантомной боли, лечении аутизма и в психотерапии. Состояние терапевта играет ключевую роль в успешности терапии, что подтверждается нейрофизиологическими данными о функционировании зеркальных нейронов. С одной стороны, терапевт может воспринимать и понимать состояние клиента. С другой стороны, своим состоянием и поведением терапевт может влиять на состояние клиента.

Среди важных компонентов состояния терапевта (в контексте особенностей функционирования зеркальных нейронов) можно выделить следующие: 1. осознанность и конгруэнтность; 2. состояние Любящего присутствия; 3. эмпатия и сострадание; 4. интерес и уважение к клиенту; 5. опыт.

Национальная научно-практическая конференция«Актуальные проблемы науки и техники. 2018»

Начать дискуссию