Мы свободны в выборе своей реакции на любую ситуацию (В. Франкл), дело только в нас. Но есть еще одна свобода.
Свобода намеренного действия!
Когда мы анализируем, решаем и действуем.
И вот тут кроется самая большая проблема. Очень многие умеют и анализировать и решать, но почему-то это так и не переходит в действие и результата нет.
Проблема в том, что при планировании мы не учитываем те законы мозга, те древние механизмы, которые позволили нам выживать и эволюционировать. Они гораздо сильнее нашего сознания и воли. Они действуют быстрее. Они вовлекают все наше тело. Именно поэтому с этими механизмами сложно совладать, но можно.
Свобода действия
Когда мы решаем что-то сделать и потом не делаем (и даже оправдание себе находим), то мы усиливаем эту стратегию.
Такая стратегия часто появляется в детстве, когда прерывают цикл: захотел – сделал. Захотел порисовать – порисовал, захотел поиграть - поиграл. Ребенку постоянно навязываются активности, сначала в детском саду, а потом в школе. Кружки, занятия, мероприятия – у ребенка нет времени и возможности послушать себя: что же я хочу сейчас, захотеть и сделать.
Причем эта связь между захотел-сделал не только прерывается, ей еще и оценка дается: нечего ерундой заниматься, садись уроки делать.
И мозг формирует связь: то, что я хочу – ерунда, нужно отложить и заняться чем-то, что нужно другим. Мало того, часто понимания, а зачем мне уроки, не формируется. Просто нужно делать и все. Вот за такую стратегию хвалят и любят.
И во взрослом возрасте мы иногда никак не можем начать то, что хотим. Начать проекты, запустить бизнес, начать учить что-то или заняться хобби. Вроде и желание есть и возможности, а вот… все никак… то времени нет, то устал, то есть дела важнее.
Вырваться из этого круга можно, если начать планировать очень малыми шагами и обязательно выполнять этот маленький шаг. И самое главное – подкреплять такое поведение для мозга, обращать внимание на то, что я молодец – захотел, запланировал и сделал.
Начать можно с самого простого и важно для мозга, с чтения книг. Можно запланировать точное время, а потом сесть и получить удовольствие, пусть даже 20 минут)
Кстати, чтение книг очень полезно для мозга. Он формирует картины, рисует сюжет, видит героев, вовлекается, запускает эмоции, открывает новые контексты, проявляет новые осознания, при этом включаются многие нейроны и мозг тренирует свои нейронные связи, тренирует воображение и внимание.