На опыте: Марта про работу художника-постановщика

Привет! Меня зовут Даша, я режиссер и креативный продюсер, а еще — бывший стилист Cosmopolitan. И это — первая статья и первый опыт выхода на VC. Сегодня рассказываю про профессию художника-постановщика, а об изнанке продакшна можете почитать в моем тг-канале Раскадровка.

Марта — крутой художник-постановщик, которая собрала в порфтолио всех мастодонтов и гигантов российского рынка: Ozon, Lamoda, Сбербанк, Мегафон, Билайн и так далее.

Знакомы мы неприлично давно. С тех самых пор я поклонница ее таланта. Мы отсняли несколько проектов вместе, и всегда меня восхищал и пугал ее дерзкий характер. Вот кто на съемке точно знает, чего хочет. Это вам не шуточки!

Расскажи, кто такой художник-постановщик, что входит в его обязанности?

Художник-постановщик входит в основной состав группы, наряду с режиссёром и оператором. Моя задача услышать задумку режиссёра (в первую очередь, с точки зрения смысла и содержания истории), обработать ее и выразить через пространство и предметный мир. И да, комната героя может рассказать о нем больше, чем 5 минутный монолог.

Как ты выбрала профессию?

На самом деле, случайности не случайны. Я просто хотела заниматься живописью и ближе всего к дому был ВГИК. Программа включала в себя академическую живопись и рисование на протяжении всех 6 лет обучения — казалось бы, то, что мне нужно. Но как-то раз меня позвали худпостом на одну студенческую работу и понеслось).

Как происходит коммуникация на съемках, расскажи про работу с режиссерами и операторами? А еще — с кем сложнее всего взаимодействовать на площадке?

Важно работать сообща на всех этапах, и, как правило, почти все это понимают. Сложнее всего с такими режиссёрами, которые точно не знают чего хотят, но и не могут отпустить вожжи и полностью довериться. И с такими операторами, которых нет на проекте вплоть до освоения накануне съёмки. Именно на этом этапе они вдруг начинают озвучивать свои пожелания по размеру окна декорации, высоте потолка и т.д., хотя эскизы и чертежи были в общем чате еще неделю назад.

Поэтому да, я думаю, что сложнее всего выстраивать какие-то взаимоотношения с теми, кто набирает много проектов и не может физически полноценно участвовать в предпродакшне.

Ещё один вечный прикол — операторы часто просят сделать декорацию выше ещё на метр. Долго спорят со мной, но в итоге даже не используют это в кадре. Однако, производственно это сильно удорожает и удлиняет стройку. В такие моменты просто хочется заорать: “А Я ГОВОРИЛА!”

Что самое сложное приходилось строить на площадке и сколько времени заняло?

Самая сложная стройка в моей жизни была для клипа “Сахарный человек” Gone Fludd’а. Мы снимали в здании, где были дыры в полу. Нам буквально пришлось провести кап. ремонт здания и только потом заняться декором. Мы спали по 2 часа в сутки. Конечно, это было нашей общей (почти фатальной) ошибкой — не строиться в павильоне, а использовать этот “подходивший” нам по планировке объект.

Сколько зарабатывают художники-постановщики?

Цена варьируется ОЧЕНЬ сильно. Как и везде, тут все зависит от опыта художника и масштаба проекта. В каких-то случаях, это может быть 15 тысяч, а в каких-то — 450 за съёмочный день.

Какие трудности могут происходить на съемках?

Как говорил Михаил Ромм: «Съемочный процесс — это последовательный ряд выходов из положения». Иными словами, готовься ко всему и сразу, не промахнешься :)

Как ты выдерживаешь тяжелый график съемок?

Я перестала гнаться за количеством проектов и даю себе большие передышки, когда в них нуждаюсь. Могу спокойно не работать месяц. Мне не нужны какие-то огромные деньги, мне нужна счастливая комфортная жизнь и удовольствие от своей работы.

За какое время и в каком виде лучше всего получить сценарий, чтобы успеть все собрать?

Опять же, все зависит от проекта. Например, если речь идёт о рекламе, то для меня комфортный срок приглашения в проект около 7-9 дней. Не люблю, когда все сильно затягивается. Я шучу, что наш девиз на рекламе: “Быстро. Больно. Дорого!”

Если речь идёт о фильме или сериале, где действие происходит в наши дни, то это где-то 2-3 месяца на подготовку.

Какое минимальное время было для подготовки съемки?

7 часов. И это от утверждения локации до мотора. Это было клип для K-pop группы On/Off. У нас слетела локация, а переносить съёмку мы не могли. Все потому, что огромная съёмочная группа из Кореи прилетела в Москву и каждый день тратила огромную сумму из бюджета. Так что мы просто собрали какой-то максимально универсальный набор всего на свете в худваген и использовали его как склад на колёсах на все случаи жизни.

Покажи свою любимую работу. Чем гордишься?

Это сложный вопрос. Я горжусь многими проектами. Особенно потому, что знаю, в каких производственных условиях мы добились этого результата. Очень горжусь своей командой, когда вспоминаю, через что мы прошли. Что могло бы впечатлить моего собеседника? У меня безумно разные проекты: и модный пару лет назад рекламный колор блокинг, и очень «грязный» и живой клип Скриптонита, и что-то близкое к ретро эстетике Уэса Андерсона, и абстрактный фэшн.

Так что, в зависимости от собеседника, я бы показала разные проекты. Большую часть из них можно посмотреть на моем Vimeo.

33
Начать дискуссию