От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Позиция сайта – это его место в поисковой выдаче. Когда пользователь вводит какой-нибудь запрос, подходящие сайты ранжируются – поисковая система распределяет их по позициям (от 1 места и далее).

Чем выше позиция сайта, тем лучше: больше вероятность того, что пользователь кликнет по ссылке, перейдет на сайт и совершит целевое действие. Вспомните себя – часто ли вы листаете выдачу Google дальше 1 страницы? Поэтому при продвижении сайтов важно следить за их позициями в поиске.

Рассказываю, от чего зависит позиция сайта в выдаче и как ее проверить разными способами (вручную, через официальные инструменты Google и Яндекс и сторонние сервисы).

Что влияет на позиции сайта в выдаче

Когда пользователь вводит какой-нибудь запрос, Яндекс или Google предлагает ему список подходящих сайтов. Обычно первые позиции занимает контекстная реклама, затем идет органическая выдача.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Сайты в поисковой выдаче распределены не произвольно. Они ранжируются в зависимости от их релевантности запросу.

Алгоритмы поисковых систем анализируют технические характеристики сайта, его контент, ссылочную массу и множество других критериев. Какие-то из них они считают более важными, какие-то менее. На основе этого поисковики присваивает каждому сайту место в своей выдаче.

Точный список критериев ранжирования никто не знает (разве что разработчики в Яндекс и Google, которые пишут эти алгоритмы). Но SEO-специалисты путем проб и ошибок определили, на что чаще всего «смотрят» поисковые роботы.

Что влияет на позиции сайта:

  1. Домен и техническое состояние

В первую очередь, ПС анализирует домен сайта (т.к. по нему она определяет соответствие запросу и возраст ресурса). Здесь есть несколько критериев:

  • Наименование. Соответствие запросу повышает позицию (например, сайт onlineshashki.ru отлично соответствует запросу «онлайн шашки»)
  • Возраст. Чем старше сайт, тем больше доверие к нему со стороны поисковиков
  • Доменная зона. Здесь все зависит от региона запроса. Например, в России верхние позиции будут занимать сайты в зонах «.ru» или «.рф», в Беларуси – «.by» и т.д.
  • История домена. Если сайт попадает под санкции ПС или публикует контент 18+, то его позиции снижаются
  • Проиндексированные страницы. Через файл robots.txt можно убирать отдельные страницы или разделы сайта из поисковой выдачи. Например, временные файлы, техническую документацию, неактуальный контент и т.д. Это повышает позиции сайта

Доменные факторы сложно улучшить в рамках SEO-продвижения (кроме индексации страниц). Поэтому важно еще на старте проекта при регистрации домена подбирать подходящее название и зону. Если вы покупаете готовый домен – обязательно проверяйте его историю.

К техническим характеристикам можно отнести скорость загрузки сайта, размер размещенных изображений, корректность sitemap.xml и т.д.

2. Контент

Контент – это вся информация, которая представлена на страницах сайта. Например, статьи, новости, описания и т.д. При этом важен не только сам текст, но и его оформление. Например:

  • Уникальность текста. Если на сайте размещен «копипаст» из других источников, его позиции резко падают
  • Ключевые слова и фразы. Они помогают определить, насколько текст на сайте соответствует запросу пользователя. Здесь главное не переборщить – излишне «оптимизированный» текст не нравится ПС
  • Качество и структурированность текста. Последнее время поисковики уделяют больше внимания общему качеству текста – он должен быть естественным, удобочитаемым, без стилистических ошибок, канцелярита и т.п. Чтобы «подгонять» тексты под современные требования, можно пользоваться специальными SEO-сервисами – например, Тургенев или Главред
  • Микроразметка. Если добавить на сайт специальные атрибуты и теги, поисковый робот будет лучше понимать, что за информация размещена на сайте. Еще это дает качественные переходы, т.к. пользователь еще на странице поиска видит, есть ли на сайте то, что ему интересно
  • Оптимизация заголовков и описаний. Использование подходящих ключей в Tittle, заголовках Н1-Н3, Description помогает улучшить позиции сайта. Но здесь лучше отталкиваться не от того, что может понравиться роботам, а от того, что будет привлекать реальных людей

В целом, контент сайта – это главный инструмент его оптимизации. Он влияет не только на изначальное отношение ПС, но и на лояльность пользователей. Чем чаще люди заходят на сайт и листают страницы, тем лучше его поведенческие факторы, что тоже влияет на позиции (об этом – ниже).

3. Ссылочная масса

Ссылочная масса – это общий массив ссылок, которые ведут на конкретный сайт в интернете. Здесь логика проста: если на какой-то сайт ссылаются на нескольких ресурсах (особенно, если это авторитетные площадки), то этот сайт актуален для пользователей. Поэтому его позиции делают выше.

Как поднять позиции сайта – наращивать ссылочную массу. Но это нужно делать аккуратно. Во-первых, прирост должен быть равномерным. Во-вторых, нужно обдуманно подходить к выбору сайтов-доноров. Это могут быть отдельные ресурсы (новостные сайты, агрегаторы и пр.), площадки отзывов, форумы, соцсети и т.д.

4. Поведенческие факторы

Поведение пользователей на сайте напрямую говорит о том, насколько он релевантен запросу. Здесь тоже несколько критериев:

  • Время пребывания. Говорит о том, насколько интересен сайт пользователю. Если страницу закрывают через 1-2 секунды – контент не актуален
  • Глубина просмотра. Если пользователь просматривает несколько страниц сайта при посещении – это говорит о том, что он ему интересен
  • Отказы. Здесь все зависит от конкретной ПС: у Яндекс за отказ принимается закрытие страницы менее чем за 15 секунд, а у Google – просмотр только одной страницы с последующим уходом. Чем меньше отказов – тем лучше

Еще сюда можно добавить социальные факторы. Внутри сайта пользователи могут общаться, оставлять комментарии и пр. – это тоже благоприятно влияет на выдачу.

Как повысить позиции сайта в поисковиках – управлять поведенческими факторами через контент и улучшение самого сайта. Например, ускорение загрузки страниц, улучшение юзабилити, использование интерактивных элементов для взаимодействия с посетителем, добавление внутренних ссылок.

Как самостоятельно проверить позиции (вручную)

Ручная проверка – это бесплатный и самый простой способ определения позиций. Но это долгий и трудоемкий процесс, поэтому рекомендуем использовать его для проверки не более чем по 10 запросам.

Суть способа проста – нужно ввести интересующий запрос и посмотреть, на каком месте в выдаче будет находиться сайт. Затем сделать то же самое для 2-го, 3-го и остальных запросов и составить таблицу.

Обычно браузер дает персонализированную выдачу (на основе ваших предыдущих запросов, интересов и пр.). Для объективного результата нужно избавиться от этого – воспользуйтесь режимом «Инкогнито». Еще в поисковиках можно в настройках убрать персонализацию поиска и вручную выбрать нужный город.

В качестве примера посмотрим позиции сайта onlineshashki.ru по нескольким запросам:

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Запрос

Играть в шашки онлайн бесплатно - 14 место

Шашки с компьютером - 5 место

Играть в шашки - 34 место

Шашки играть без регистрации - 15 место

Играть шашки бесплатно - 14 место

Аналогичную работу проводим для Яндекса и анализируем результат.

Как проверить через сервисы Google и Яндекс

У Google и Яндекс есть свои инструменты для оценки сайтов и проверки их позиций – это Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. Они бесплатные, каждый показывает результаты для своей ПС. Оба сервиса можно использовать только для проверки своих сайтов, т.к. нужно подтверждать права.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Порядок действий:

  1. Вводим домен/субдомен или URL-адрес сайта
  2. Подтверждаем право собственности (можно скачать и загрузить на сайт файл или выполнить проверку с помощью записи DNS)
  3. На левой панели выбираем «Эффективность» и переходим во вкладку «Запросы».

В открывшейся вкладке находится список запросов, по которым ранжируется сайт, и данные по позициям. Рядом в разделе «Страницы» можно посмотреть ту же информацию для отдельных страниц сайта.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Сервис показывает запросы, по которым сайт (или страницы) индексируются в Google. Т.е. если вы хотите проверить позиции по новым запросам (которые еще не проиндексированы), сервис не подойдет.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Порядок действий:

  1. Вводим URL и нажимаем кнопку «Добавить»
  2. Подтверждаем права с помощью HTML-файла, метатега или DNS-записи
  3. На левой панели выбираем «Поисковые запросы» — «Все запросы и группы» и нажимаем «Создать группу»
От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

После этого загружаем запросы. В каждой группе может быть до 500 запросов, а самих групп для каждого сайта – 100. В отчете будут показаны позиции и другие данные для каждого запроса.

Проверка позиций в сторонних сервисах

Если вам мало возможностей официальных инструментов Google и Яндекс, можно воспользоваться специальными SEO-сервисами. В основном они платные, но у некоторых есть бесплатный тариф или пробная версия. Рассмотрим, как проверить позиции сайта через сторонние сервисы.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Инструменты для автоматизации продвижения сайтов. Подходят для проверки ИКС и частотности, сбора поисковых подсказок, составления ТЗ для копирайтеров и т.д.

Чтобы проверить позиции, нужно ввести URL-адрес и ключевые запросы (до 2 000 фраз за раз). Есть 2 формата отчетов – простой (данные по позиции, релевантным страницам и 20 конкурентам) и подробный (то же + данные по сниппету, кол-ву документов и главных страниц).

Сервис платный. Тарифы:

  • Mini (110 руб./мес.) – 100 лимитов в день, 1 одновременная задача, инструменты Яндекс и Google
  • Basic (850 руб./мес.) – то же + 2 500 лимитов в день, 3 одновременные задачи, инструменты Яндекс.Вордстат
  • Standard (2 190 руб./мес.) – то же + 10 000 лимитов в день, API (1 поток)
  • Корпоративный (3 990 руб./мес.) – то же + 30 000 лимитов в день, 7 одновременных задач, API (3 потока), онлайн-демонстрация сервиса

Лимит – внутренняя расчетная единица. При проверке позиций 1 ключевая фраза в одной ПС стоит 2 лимита.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Сервис анализа сайтов. Позволяет определять ключи, скорость работы, информацию о домене, показатели ИКС, видимость в поисковиках и другие сведения.

Чтобы проверить позиции, нужно ввести домен и запросы и определить регионы поиска (для каждой ПС по отдельности). Всего можно проверить до 100 позиций.

Сервис платный. Стоимость использования – 0,02 руб. (на 1 запрос в 1 регионе). У новых пользователей есть бесплатные 30 проверок, после чего придется пополнить баланс.

3. BE1

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Еще один сервис для продвижения сайтов. Включает анализ и аудит сайта, инструменты для расширения семантического ядра, проверки частотности запросов, тошнотности страницы, ИКС и т.д.

Чтобы проверить позиции, нужно ввести запросы и URL-адрес, выбрать регион поиска и ПС. Можно проверять до 100 запросов за раз и до 100-й позиции в выдаче.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Сервис платный, но для проверки позиций сайта его можно использовать бесплатно, если зарегистрироваться и установить расширение для браузера. Единственный недостаток – проверка проходит в порядке очереди и может занимать несколько секунд.

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Функциональный сервис для анализа сайтов. Подходит для отслеживания ключей, их анализа, мониторинга конкурентов и других целей. Можно проверять позиции, индекс страниц, качество контента, обратные ссылки и другие критерии сайтов.

Для проверки позиций нужно указать URL-адрес сайта, ввести ключевые слова (при необходимости их можно тут же подобрать), выбрать поисковые системы, регион и устройство (десктоп или мобайл).

От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Сервис платный, но небольшую (до 500 позиций) проверку позиций можно сделать бесплатно по тарифу «Старт» (нужно зарегистрироваться). Если нужно больше, придется оплатить подписку:

  • Стандарт (490 руб./мес.) – 20 000 позиций
  • Стандарт + (1 900 руб./мес.) – 90 000 позиций
  • Бизнес (4 900 руб./мес.) – 300 000 позиций
От чего зависят позиции сайта, как их проверить и поднять

Сервис для мониторинга конкурентов, проверки позиций, кластеризации семантического ядра и анализа сайтов. Можно отслеживать позиции в разных локациях (страна, регион, город) и проверять десктопную и мобильную выдачу. Трекинг идет по 6 поисковым системам. Для проверки позиций нужно добавить свой проект – ввести домен и загрузить список ключей.

SpySERP можно использовать бесплатно, но только для одного проекта. При этом будет ограничение на 5 ключей и 2 поисковые системы на проект. Чтобы увеличить лимиты, нужно перейти на PRO-тариф. Стоимость зависит от количества проверок, например:

  • 10 000 проверок – $9/мес.
  • 20 000 проверок – $15/мес.
  • 50 000 проверок – $29/мес. и т.д.

Платный тариф снимает ограничение на число проектов и количество поисковиков в одном проекте.

Вывод

Яндекс). Что лучше – зависит от количества запросов и особенностей проекта.

Если запросов немного, можно проверять позиции вручную. Это подходит и для своих проектов, и для проверки конкурентов. Если запросов много, но бюджет ограничен – подойдут Google Search Console и Яндекс.Вебмастер. Это бесплатные инструменты, но с ними можно проверить позиции своих сайтов.

В остальных случаях можно использовать сторонние сервисы. Например, бесплатные Серпхант или ВЕ1, если ключевых слов не так много.

99
Начать дискуссию