{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как продвигать медицинский бизнес / Подкаст «В ручном режиме»: Валерий Домашенко, Domashenko.digital #vol24

Обсуждаем особенности, сложности и мифы продвижения медицинского бизнеса в интернете.

Выпуск №24 подкаста «В ручном режиме» от Rookee, сервиса для продвижения малого бизнеса в интернете.

Гость — Валерий Домашенко, Domashenko.digital.

Ведущий подкаста — Алексей Романенков, генеральный директор сервиса Rookee.

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Алексей: Друзья, привет. С вами снова Алексей Романенков, подкаст «В ручном режиме», и у меня сегодня замечательный, очень интересный гость. Дело не только в том, что это человек с 23-летним опытом, это человек с золотыми руками, он не только умеет научить, но и умеет показать, как правильно.

Мы сегодня выбрали отдельную бизнес-вертикаль, мой сегодняшний гость последние четыре года очень фокусируется именно на медицинской тематике и на медицинском бизнесе. Кроме того, он преподает и наставничает во многих ведущих российских вузах. Это основатель консалтерской группы Domashenko.digital, Валерий Домашенко. Валерий, привет.

Валерий: Добрый день. Спасибо большое за такие теплые слова и представление. Рад слышать. Есть такое: динозавр интернет-маркетинга, 24 года в этом бизнесе, начинал всю эту движуху в прошлом тысячелетии, в далеком 1999 году.

Алексей: На этом месте говорят, что так долго не живут.

Валерий: Да, так долго не живут, но человек умирает в профессии раз в 7 лет, то есть я пошел на четвертый круг.

Алексей: Я на правах ведущего, хочу анонсировать очень важную историю. Дело в том, что когда наш подкаст смонтируется и выпустится, это будут 20-е числа сентября, а буквально через 2 недели, 7-8 октября, ты и твоя команда проводите крупную конференцию, называется Growth+MED.

Соответственно, хочется пригласить наших слушателей на мероприятие, тем более, оно бесплатное. Я посмотрел состав, абсолютно звездный, такая плотная экспертиза. Все ведущие инструменты и источники трафика, каналы, инструменты измерения. Кажется, будет жара. Расскажи чуть больше, кому стоит посетить конференцию, чему народ научится.

Валерий:

Мы запланировали конференцию Growth+MED для тех, кому интересно разобраться с тем, что такое медицинский маркетинг, который вошел в топ-100 профессий будущего, медицинский маркетолог.

Но тем не менее, всем ребятам, кто связан с продажей экспертизы, экспертной составляющей, в том числе digital-экспертам, однозначно будет интересно.

50% нашей аудитории — это маркетологи, сервисы, врачи, руководители, собственники, владельцы, изредка главврачи. Но, как правило, именно коммерсанты из клиник, которые входят в топ-100 частных клиник России, у них маркетинг стал реальным драйвером роста бизнеса. Их отношение к тому, как строится и управляется маркетинг.

Наши опросы предыдущих конференций показали, что в основном маркетологам интересно, как маленьким стать большими, как большие делают, строят, управляют и т.д. Лучший опыт и практические кейсы, лучшие инструменты, в том числе Rookee. Предыдущая конференция была про доказательный маркетинг в медицине. Новая конференция будет о пути пациента в клинику: откуда начинается, чем заканчивается, как продолжается.

Клиники — это практически единственный бизнес, к счастью или сожалению, где жизненный путь пациента может быть не только маркетинговый, но реальный, то есть LTV имеет двойное значение. В основном, это все-таки про долгожительство, активное долголетие. Те, кто инвестирует в здоровье, живут дольше.

Алексей: Такой well-being.

Валерий: Ты знаешь, превентивная и так называемая интегративная медицина в России практически не продается. И я больше скажу,

ключевая аудитория, которая лечится в России, это женщины 55+, женщины 25-35 закрываются на лечение в 2 раза хуже, мужчины еще в 3 раза хуже, а потом спрашивают, почему мужчины живут меньше, чем женщины.

Алексей: Мне нравится поговорка: в 30 лет понял, что гарантия на организм закончилась. Как так получилось, что ты последние годы сфокусировался именно на медицине? Продвижение медицины имеет какие-то свои особенности, прямо существенно отличающиеся от других вертикалей, от других отраслей?

Валерий: Честно говоря, я бы не сказал. Я пятый год занимаюсь медицинским маркетингом и пытаюсь понять, почему медицинский маркетинг — это не то же самое, что обычный. У меня 24 года в digital, в e-commerce, 20 лет преподавания в бизнес-школах, 10 лет владения собственными образовательными проектами, даже наверное уже больше.

Медицина — это одна из немногих ниш, где ты фактически рискуешь здоровьем. И поэтому критически важно доверие к экспертизе того человека, к которому ты идешь, то есть не инфоцыганство, но инфло-маркетинг точно нужен в медицине. Иначе люди не лечатся. По-прежнему, сколько я занимаюсь медициной, на 80% кейсов, если не 99% — это болевые, то есть «не заболело, лечиться никто не идет, все терпят до последнего и до кошмара». Сейчас появляются новые темы — интегративная и превентивная медицина, но они пока не полетели.

Почему мы пошли. Интересно было протестировать гипотезу ниши, а что будет, если мы нишуемся. У нас были крутые кейсы в b2b и b2c. Решили попробовать медицину, стало все понятно, кто игроки, вот рейтинг кого нужно захватывать, где плясать, вот конференции, на которых нужно плясать, вот вузы, где обучают. Более того, мы не пошли в медицину с инфлюэнсом, мы не строим личные бренды, в частном порядке продюсируем, но массово мы строим конвейеры лидогенерации. Оказалось, что перформанс в медицине лучше всего продает хирургию и 90% наших кейсов — это сердечно-сосудистая хирургия, флебология, варикоз. Остальные кейсы — суставная хирургия и тому подобное.

Ты хороший вопрос задал, а почему медицина? Я пять лет пытаюсь доказать, чем медицина хороша или плоха. Первый год мне казалось, что медицина ничем не отличается, немножко отстает. Соответственно, внедряя в медицине инструменты перформанса, мы взлетаем. Это действительно работает.

На второй год я увидел, что в медицине есть особый путь пациента. В классическом бизнесе ты, как правило, продаешь основной core-продукт, а tripwire является усилением. В медицине никогда не продается основная услуга, то есть пациент не способен принять решение о сложности болезни, и если он выбирает по цене операции, он подсознательно пытается сосчитать, что у него самый простой случай и ищет самую дешевую операцию, в лучшем случае ему чек поднимают х3, а в худшем случае он попадает на мошенников и кредиты.

Лучше всего медицина продается через первый шаг, через консультацию, это небольшая особенность.

Когда мы пойдем к юристам по банкротству, адвокатам, наверное, это будет для них правильный путь, но там это не так остро выражено. В медицине консультация, проблематизация пациента и уже потом закрытие на лечение. А еще в медицине есть проблема так называемого непрофиля: у людей болят ноги, они приходят к флебологу, думают, что у них варикоз, а у них артрозы, им надо к ортопеду, травматологу.

Алексей: Вот чувствуется, ты прокачался за последние 5 лет. Если говорить про каналы. Понятно, я не так прокачан как ты в этой вертикали, но все-таки тема очень деликатная. Есть какие-то ограничения по каналам, все ли можно рекламировать, не замучают ли тебя площадки-владельцы трафика требованиями сертификатов, лицензий? Есть с этим сложность или нет?

Валерий: Хороший вопрос. Иллюзия есть, что медицина вся запрещена. Оказалось, нет, ремаркетинг по геморрою системы вполне пропускают, кроме суперделикатных тем. Все уже пропускают, проблемы испытывают те, у кого нет лицензии. Если клиника стандартная, она, как правило, залицензирована по самое не хочу. Яндекс, ВКонтакте в последнее время уже привыкли к этому и пропускают рекламу адекватно.

Другой момент, что ВКонтакте за последние 3-4 месяца выросли по трафику вынуждено с уходом Facebook* и Instagram*, соответственно выросла очередь на модерацию, набрали модераторов и новая волна молодых модераторов не пропускает ничего, все запретили. На первом уровне, линейная модерация ВКонтакте по умолчанию сейчас блокирует все. В Яндексе такой проблемы, как правило, нет, автобан Яндекса крайне редко включается.

Google и Facebook* c медициной были гораздо более строги, там все жестче, чем у нас. Возможно, у меня уже профессиональное когнитивное искажение, но я не вижу особых проблем с модерацией в большой медицине. Как правило, у бадов есть проблемы, потому что им запрещено говорить, что лечит и помогает. Хирургия достаточно хорошо продается.

Через практический перформанс не продается эстетика, а стоматология, лазерная косметология, которой много — это практически эстетика, она больше продавалась как раз через визуальную составляющую. Эти отрасли с уходом Facebook* и Instagram*, легли на бок.

Очень интересно то, чего я не наблюдал в большом b2b никогда. Москва и Санкт-Петербург в России сильно отличаются по поведению от регионов в конкурентных нишах, это стоматология, косметология. Рынок стоматологов в Москве — это рынок вранья, такое в b2b не часто встретишь, в b2c бывает. Является нормой рекламировать имплант под ключ за 6500, когда он в закупке стоит 7500, плюс работа, плюс маркетинг, потом заходишь в такую клинику, а у них чеков дешевле 70 нет. Это не системно для многих ниш. Это перенасыщенная стоматология Москвы, в Екатеринбурге, в Тюмени все гораздо проще. Есть какие-то местные искажения, которые имеют свою отстройку от большинства отраслей, но чего-то суперуникального в медицине я не вижу.

Алексей: Есть такая поговорка, что есть, ездить и болеть люди будут всегда.

Возникает вопрос, а зачем продвигаться, ведь сами придут. Другое дело, что твой последний кейс, когда ты говоришь про Москву, судя по всему, конкуренция в некоторых городах, в отдельных сегментах настолько высока, по большому счету здесь речь не о том, чтобы о тебе узнали как о клинике, а именно пробиться среди конкурентов. Какая главная цель продвижения?

Валерий: Мы говорим о коммерческой медицине. Государственная медицина по обязательному медицинскому страхованию в России многие вещи лечит бесплатно. В последние годы московская государственная медицина оборудована так, что, не хочу обидеть никого из своих клиентов, где-то дает фору частным клиникам. Есть нюанс, что в ГОСах есть, как правило, очереди, частники более сервисно ориентированы, ценник разумный, для ДМС он неважный. В частных клиниках другой сервис, особенно это ощущается в регионах. Частная медицина выигрывает оперативностью, скоростью по сравнению с ГОСами. Всегда есть люди с большими деньгами, которые хотят выбрать себе лучшего врача и вопрос денег зачастую не имеет существенного значения. Вот здесь включается, а как выбрать лучшего, а спросить не всегда удобно.

Алексей: Да, я с тобой согласен. Если какие-то материальные вещи, их мы можем пощупать, ты пришел в магазин, посмотрел и выбрал. В плане медицины, как пощупать, уже только на операционном столе узнаешь.

Валерий: Ты вынужден доверять, на операционном столе ты уже не узнаешь. Это интересная фишка — самое тяжелое в медицинском маркетинге не продать дорогую операцию за полмиллиона. Это вообще не самое важное.

Самый сложный и самый важный шаг в медицинском маркетинге — довести человека до клиники. Если человек пришел в клинику, и клиника даже премиальная, с 99% вероятности он полюбит врача, он полюбит обстановку.

Наверно не в 90%, есть исключения. Есть клиники, где УЗИ стоит 25 000, а не 2 000, как везде. Там есть свой контингент и кому-то это даже хорошо.

Ключевой бизнес-класс друг от друга не отличается. Если человек дошел до клиники, с большой вероятностью он уже не будет бегать по другим клиникам и сравнивать. Важно, чтобы он дошел, самая большая проблема — это первый шаг, завоевать доверие, расположить к себе.

Алексей: Какие инструменты работают на то, чтобы формировать доверие? До недавних событий постоянно шли споры, а нужен ли бизнесу, медицинскому бизнесу сайт, ведь уже есть социальные сети. Нужен ли сайт и какие инструменты нужны, чтобы это доверие формировать? Это же не одна точка касания, это несколько операций.

Валерий: Нужен ли бизнесу сайт — это очень классный вопрос. Я с 1999 года занимаюсь веб-дизайном, еще не было SEO, не было контекста, ничего не было, были сайты. Первые два года мы ходили и говорили, зачем нужен сайт. Я всю жизнь посвятил разработке сайтов.

С 2014 года я ни одного классического сайта не собрал, все мои продажи через лендинги «fail fast, fail safe, fail early, fail often» и так далее. Мы берем очень много от стартап механик. В медицине есть требования Минздрава, что сайт должен быть, что на нем должно быть, что должна быть версия для слабовидящих.

В медицине в этом смысле сайт нужен обязательно, он нужен законодательно.

Для продаж сайт не нужен, достаточно лендингов и туннелирования: тоннели к целевой аудитории, достучаться до неё, это может быть даже telegram-канал, где-то Instagram*. Поэтому нужен ли сайт? Для Минздрава да, для продаж не обязателен, то есть нам для того, чтобы делать миллиарды и продажи хватает хорошо гиперсегментированных персонализированных лендингов.

Алексей: И это работает на доверие? Я не сказал, что лендинг — это хорошо или плохо, какой-то одностраничный, который по сути конвертит. Мы с тобой про доверие.

Валерий: Да, а как в медицине принимается решение? Вот дорогая операция, возьмем матрицу: сложно и дорого, дешево и просто, болит и не болит.

Там, где болит и дешево и просто, там лендинга хватит за глаза; там, где болит дорого, там тоже лендинга хватит за глаза. А вот там, где не болит, нужно, чтобы заболело сначала в голове.

Есть такой прием, называется проблематизация: если вы сейчас не сделаете, то через год будет плохо, кариес еще не болит, а пародонтоз, к сожалению, это потерянные зубы. Вот поэтому там, где не болит, там нужен инфлюенс, там нужно обучать. Через обучение пациента рассказывать, что это, как может кончиться.

Бывают же истории, что скорая помощь не успевает приезжать не потому, что не хочет. Мы недавно видели, Юру Шатунова не спасли не потому, что не могли, потому что бывают такие ситуации. Об этом нужно рассказывать, об этом нужно предупреждать. Там, где не болит, там ты лендингом не отделаешься, там нужен сайт с теорией, цепочка касаний, автоворонка и фабрика теплой лидогенерации, а то и холодной. Полная фабрика контента нужна будет, чтобы учить, чтобы лечить.

Там, где болит, там не принципиально, там где не болит — долгая история. Я даже делал замеры: коэффициент конверсии прямо пропорционален стоимости операции и времени проведения консультации, полумиллионная операция на 20-минутной консультации не продается, нужно поговорить хотя бы час, чтобы расположить к себе. Смысл ты за 5 минут сказал, за 15 минут ответил на вопросы, еще 40 минут — это разговор, раскрывающий доверие, необходимое пациенту для принятия решения на серьезный шаг по поводу своего здоровья. Чем проще операция, тем меньше консультация. Что-то такое происходит, что через 60 минут человек созревает на решение. Суть разговора не важна, не в скрипте дело, а именно некий вызревающий паттерн. Как только в принятии решения появляется когорта, безусловно нужен сайт, нужны коммуникационные стратегии, группы, каналы, цепочки касаний, прогревы. Нужно объяснить, что когда ёкнет, к сожалению, может быть поздно, и скорая помощь может не успеть.

Алексей: Мы несколько раз касались каких-то дорогостоящих операций. Есть какие-то вещи попроще или которыми люди болеют почаще, с какой-то периодичностью. Кажется, что пусть даже мы первоначально использовали лендинг, но затем мы собрали базу и можем дальше дожимать эту аудиторию, через CRM-маркетинг повторно к ним обращаться. Или не так?

Валерий: Все эти слова в медицине практически отсутствуют. Страшнее, чем медицинский маркетинг, только медицинский менеджмент. Культура медицинских руководителей изначально складывалась из медицинских ВУЗов, это в большинстве своем талантливые врачи, и в лучшем случае организаторы медицины. Коммерческой составляющей в обучении медиков в России очень мало и коммерсантов не любят, а за слово «продажи» в группе медицинских маркетологов могут жестоко побить. Есть некие табуированные вещи в медицине, совершенно напрасно, кстати. Так же как своих распознают не по слову «болезнь», а по слову «нозология». И не «клиент», а «пациент».

Собрать базу и прогреть — очень мало этого в медицине по-настоящему, очень мало настоящей работы с цепочками касаний. Мы сейчас занимаемся роботизацией касания в маркетинге и CRM-маркетинге в медицине, но это практически непаханое поле.

Мы с тобой говорили о дешевых и дорогих заболеваниях, здесь есть нюанс. Так как мы пропагандируем перформанс, а не инфлюэнс, то у нас есть следующие вводные, я как профессор МГУ, Высшей школы экономики, топлю за то, что для медицинского бизнеса и маркетинга в целом применима формула роста стартапов, которая звучит так:

lifetime value (правильнее lifetime profit) по отношению к customer acquisition cost (точнее, customer acquisition and retention cost) больше либо равно 3.

Есть формула роста маркетинга, «рубль за три»: рубль положили, три в прибыли вернули по поводу LTV. В медицине мало кто всерьез по-настоящему научился считать LTV, хотя бы прогнозный годовой LTV. Мы знаем, что в среднем клик стоит 30 рублей, соответственно при конверсии лендинга в 3,5% на tripwire лид обходится в среднем от 500 до 1000 рублей, от 500-1500 рублей, допустим 1500 — Москва, 500 — регионы, плюс конкурентные ниши в стоматологии и косметологии до 5000 рублей доходят.

Из 100% обращений записываются на консультацию 80%, до клиники доходят еще 80% и из них профильных раньше было 67%, сейчас до 50% цифра опустилась. Из этих 67% целевых, кому действительно нужно лечиться, опытный врач еще 54% закрывает на действительно платное лечение, то есть еще половина. Тогда получается, что цена пациента, профильного пациента составляет 3000 рублей, а то и 6000 рублей. И если мы вспоминаем формулу «рубль за три», значит с трех рублей мы должны заработать 10000 рублей прибыли, а в медицине маржиналка, как в среднем по стране, 35%, то есть 30000 рублей оборота, вот тебе минимальный LTV.

Поэтому просто поликлиническим приемом, не закрывая даже на лечение, ты будешь масштабировать убытки. Юнит-экономику в медицине мало кто считает. То, что мы говорим, зачастую является откровением, про дорогие и дешевые, а дешевые продвигать невыгодно, юнит-экономика не сходится.

Соответственно, если у тебя поликлиника, ты сталкиваешься с тем, чтобы загрузить поликлинику, нужно быть хорошо гео расположенным, либо нужен хороший партнерский поток, либо нужно продавать пациентов. Продавать пациентов массово пока никто не научился, договора и маршрутизации существуют, но системно нет.

Алексей: У меня приятель купил франшизу Хеликса и открылся в Реутове. Как-то пришел ко мне и спрашивает, что можно поделать. Мы смотрим карты Яндекса и Google, а там в одном месте еще Инвитро, KDL, Гемотест, все в соседних домах. Анализ крови стоит 2-3 тыс. рублей. Как выживать? Это тоже медицинские организации и вот у них такие мелкие тесты.

Валерий: Для меня большой вопрос, как они выживают. Понятно, что есть поток. Я так понимаю, кто покрупнее, выживает на внутренней маршрутизации в своей клинике. Юнит-экономика на поликлиническом амбулаторном приеме, по-моему ощущению, не сходится, кроме геомаркетинга. Я могу понять, что они маршрутизируют свои поликлиники и в перепродаже трафика они могут отбиваться, а как внутри — я не разговаривал. Есть определенная информация, не готов делиться, ничего плохого. Это часть пути пациента по ощущению.

Алексей: Он отвалил за эту франшизу 4 млн рублей. Ты говоришь, что на вложенный рубль, на эти 4 млн рублей, он должен заработать 12 млн рублей, чтобы просто отбить ее в ноль. И когда у тебя в исследовании средняя цифра 3-4 тысячи рублей, сколько времени ему понадобится, чтобы отбить эти 12 млн в Реутове в спальном районе? Может получиться, что никогда, ему может денег не хватить.

Валерий: Я говорил про инвестиции в маркетинге и ROMI, а сейчас мы говорим про ROI про инвестиции в бизнес и рентабельность. Он может работать в ноль, но отбивать аренду помещения, которое у него в собственности, как минимум вертикальная интеграция. Ты знаешь, что

часть людей, покупающих салоны красоты и стоматологии, работают в минус, но зато жена им мозг не выносит.

Это прямо модель, это называется «я плачу за здоровье, за здоровую атмосферу в доме».

А я не уверен в рентабельности этих моделей. Я не буду спорить. Я не думаю, что Инвитро или KDL убыточны. Я уверен, что там работают очень умные люди. Они круто растут. Я не до конца понимаю их бизнес-модель. Как работает стоматологическая клиника, я очень хорошо понимаю. Как работает хирургия, понимаю прекрасно. Как работает лабораторка, амбулаторка, я не до конца понимаю. Ко мне обращалась успешная сеть поликлиник в Ростове, у них 12 поликлиник, но я не смог им помочь, инструментами перформанс-маркетинга я буду гнать их в ноль или минус. Я говорю им, что мой инструментарий вам не поможет. Крутой геомаркетинг, маршрутизации — да, наверное, но если брать перформанс и закупать на вас контекст, с большой вероятностью я буду только масштабировать вам убытки.

Алексей: Да, тут спору нет. Непосредственно сами хозяева этих франшиз, Хеликс, Инвитро, у них бизнес идет много лет. Тут такой вопрос в том, сойдется ли экономика у франчайзи, который где-то в спальном районе открыл точку.

Валерий: Возможно, анализы как вещь, генерирующая стабильный поток, может иметь конверсию выше, с другой стороны, я часто видел, что это открывается при чем-то еще, и поток, который идет на анализы, закрывает что-то еще.

Насколько я знаю, Детский мир на памперсах не зарабатывает, он зарабатывает на людях, которые пришли за памперсами. Я многодетный отец, я прекрасно понимаю, что вряд ли Детский мир на мне зарабатывает, продавая мне памперсы по той цене, по которой они там продаются, но я заодно накупил игрушек, питания, и в итоге оставил необходимый им чек. Может быть, с анализами то же самое. Я говорю, что в модели анализов и амбулаторного приема я не копался. Мы честно с клиентами, которые приходят, эту тему разбираем. Я у них в глазах, честно говоря, решения тоже не вижу. Человек купил МРТ-аппарат, кучу денег потратил, а исследование стоит 3,5-4,5 тысячи рублей.

Когда ко мне приходят с вопросом, я говорю, что надо искать возможность сажать своих ортопедов, травматологов, повышать чек на приеме, самим расшифровывать данные исследований, делать «офисные гинекологии». Добавлять небольшие вещи, которые не требуют операционных манипуляций, апсейлиться. Либо продавать лиды сразу туда, где за них готовы платить. Пример, артроз, сделать хорошее эндопротезирование по ОМС стоит около 200 тысяч рублей, коммерческая реабилитация стоит 500 тысяч рублей. Там есть, где зарабатывать, цена за пациента может быть нормальной, и ты можешь зарабатывать не на МРТ, а на потоке. Это гипотеза.

Алексей: Ты знаешь хорошо и глубоко стоматологию и хирургию. Расскажи, с чем приходят, где у них болит?

Валерий: Да, первое — не считают экономику лидогенерации, то, что мы с тобой сегодня обсуждаем. Второе — маркетинг для всех черный ящик. Они не понимают, как его планировать, про LTV, про сквозную аналитику. Они говорят, что ситуация в следующем: положили в маркетинг мало, получили много, положили много, получили мало, то есть отсутствуют коэффициенты прозрачного планирования и прозрачной аналитики. Только гиперперсонализация определяет. Мы не торгуем лечением варикоза лазером, мы говорим 55+ — избавление от боли и тяжести в ногах, 25-35 лет — молодость и красота ног. Тут лазер не является ключевым, мы продаем продукт решения боли пациента. Важна персонализация продукта.

Третье — очень много пациентов теряются на пути пациента. Поэтому 7-8 октября будем говорить про путь пациента, пациент теряется в самом начале, его не анализируют, теряют администраторы, не дозваниваются, не перезванивают, не продают прием. Прием стоит 5000 рублей. Почему 5000 рублей? Потому что прием ведет профессор, доктор медицинских наук, владелец уникальной методики, он вам сделает бесплатно УЗИ, которое стоит 3000 рублей и т.п.

Доводим пациента до клиники, и там тоже есть свои нюансы. У врачей есть этика по продажам, можно или нельзя продавать. Опытные врачи продают так, не обученные врачи продают по-другому. Огромное количество потерь происходит на пути пациента. Я уж не говорю про работу с базами.

В медицинском маркетинге не прогнозируют, не считают, не персонализируют, очень много принимается решений без аналитики, без Data Driven до сих пор. Решения принимаются эмоционально.

Алексей: Я хотел просто к твоим словам добавить, насколько, казалось бы, медики заточены на то, что нельзя поставить диагноз без того, чтобы сделать анализ. Теперь переносим это все на маркетинг, то о чем ты говоришь, не проанализировав и не собрав данные, как можно выработать какое-то решение?

Валерий: Я и говорю, решения принимаются эмоционально. Очень часто люди несутся в пропасть именно потому, что решение принимают на эмоциях, не опираясь на данные. Это большая проблема в медицине. Часто большие клиники решают стратегический вопрос, они встают на поток, дружат со страховыми, с ОМС. Они стратегический вопрос сбыта решают, не тактический. Коммерцию не умеют, потому что не считают, не делают.

Алексей: И даже стесняются, как ты говорил, их этому не учат.

Валерий: Да, стесняются продавать. Первый год в медицине я говорил, что маркетинг не отличается, на второй год говорил, что маркетинг отличается и нужно делать на основе данных, на третий год я начал говорить про медицинский бизнес, медицинское предпринимательство, медицинский продукт. Сейчас я больше смотрю на медицину как на систему и на системный рост бизнеса. Слишком много системных ограничений обесценивают не только репутационно и смыслово, но и по важности инвестиций, ресурсов, средств, сил маркетинга целиком.

Один хороший маркетинг не спасает клинику, клинику нужно перестраивать как бизнес-модель.

Алексей: Это некая командная работа.

Валерий: Я думаю, их напугает слово бизнес. Смягчим пилюлю, скажем как бизнес-модель.

Алексей: Мы не такие, денег не надо.

Валерий: С одной стороны, они правы, потому что действительно есть огромное значение репутации. Есть же клятва Гиппократа и тяжелому скоропомощному пациенту нужно помочь. В медицине этика имеет огромное значение. Мы бы тоже не хотели, чтобы врач нам впаривал, как на рынке.

Вот есть репутация и этика, а есть бизнес и логика. Здесь есть определенные нюансы. Медицина все-таки — игра со здоровьем. Но я уверен, что медицина должна становиться эффективным бизнесом, потому что эффективная медицина дает эффективный продукт, здоровье и долголетие. В разумных пределах, не впаривая всем все, строить относительно cost эффективную медицину, не будем говорить доступную.

Алексей: Круто. Спасибо огромное. У нас уже выходит время и понятно, что за 40-45 минут не обсудить всего того, что можно будет узнать и обсудить 7-8 октября на конференции. Я слышал от докторов, но работает и для маркетинга: не бывает абсолютно здоровых пациентов, бывают недообследованные.

Валерий: Да, недообследованные. С медицинским маркетингом то же самое.

Алексей: Простите, дорогие слушатели, скорее всего многие из вас недообследованные. Приходите 7-8 октября на Growth+MED. Поговорим. Валерий, спасибо огромное.

Валерий: Спасибо, Алексей! Ждем на конференции, будет много представителей сервисов и еще больше представителей успешных клиник. Будем делиться опытом, говорить о наболевшем и все вместе строить медицину не только как эффективный процесс оказания помощи, но и как эффективный бизнес, чтобы она не только помогала пациентам, но и была экономически сильной, чтобы помогать пациентам максимально хорошо.

* Meta и входящие в нее Facebook и Instagram признаны экстремистскими организациями, деятельность которых запрещена в РФ

Смотреть видеоверсию на YouTube, в VK.

Слушать аудиоверсию в VK или на Яндекс.Музыке.

Напишите нам, если у вас есть вопросы или предложения по нашему подкасту.

Сервис для продвижения малого бизнеса в интернете Rookee

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда