8 основных ошибок при покупке готового бизнеса

Всем привет. Эту статью я публиковал на своем канале Яндекс Дзен, и хочу, чтобы она принесла пользу потенциальным покупателям бизнесов.

<i>Фото на просмотре кондитерского производства, Капотня.</i>
Фото на просмотре кондитерского производства, Капотня.

Я провожу встречи по продаже готового бизнеса несколько раз в неделю. Свожу и знакомлю покупателей и продавцов. В зависимости от бизнеса вопросы покупатели задают разные, но основной их объем - одинаковые. И я их уже, наверное, знаю наизусть.

Но есть ответы, которые не берутся тщательно во внимание, и вопросы, которые остаются незаданными.

В этой статье я расскажу о самых типичных ошибках при покупке готового бизнеса.

1. Отсутствие должной проверки как правоустанавливающих документов, так и показателей доходности бизнеса.

Факт такой, что предприниматели, которые ведут малый бизнес, ведут отчетность слабо. А где она есть, все равно не отражает истины. Если Вам показывают excel с доходами-расходами, уже хорошо. Но! Всегда просите подтверждение указанных в таблице цифр. То есть сама таблица не является подтверждением. Она содержит сводные данные и цифры, которые должны быть подтверждены чеками, банковской выпиской, кассовой выгрузкой и т.д. Не стесняйтесь это просить у продавцов.

<i>Фото с продажи мехового салона в Москве, Ленинский проспект.</i>
Фото с продажи мехового салона в Москве, Ленинский проспект.

2. Приобретение бизнеса в незнакомой нише, отсутствие требуемого профильного опыта.

Это скорее не ошибка, но фактор роста риска. Если у Вас швейное производство (прибыльное, успешное) и Вы хотите купить пекарню - хорошее начинание, но в каждом конкретном бизнесе есть свои нюансы, с которыми нужно будет познакомиться и разобраться, только занявшись этим делом. Скорее всего (просто имейте это в виду), что выручка немного снизится в первые месяцы владения новым бизнесом, пока Вы не разберетесь во всем. Это окей, но не расслабляемся после покупки =)

3. Покупка бизнеса в кредит либо в отсутствии финансовой подушки.

Опять же - это риск с высокой вероятностью наступления. Непредвиденные расходы в новом деле будут всегда. Всегда. Что-то докупить, дооснастить, на что у прежнего собственника уже не было ни желания, ни потребности. Может быть и кассовый разрыв: аренду надо оплатить в начале месяца, а поступления от клиентов - в конце. Совет: иметь финансовую подушку и не покупать бизнес на последние деньги.

<i>Продажа мини-гостиницы в Митино, Москва.</i>
Продажа мини-гостиницы в Митино, Москва.

4. Отсутствие понимания формирования стоимости бизнеса.

Почему продавец за бизнес хочет столько? Это дорого или мало? Конечно, без брокера, который является Вашим представителем (то есть покупателя), это будет сложно оценить. Но все же: Первое. Есть окупаемость и окупаемость средняя по рынку. Отталкивайтесь от года - полутора, если недвижимости нет в собственности. Второе. Смотрите аналогичные предложения на рынке. Третье. Что входит в стоимость продажи? Какие активы? Четвертое. А сколько будет создать такой бизнес самому с нуля?

5. Отсутствие оценки внешних факторов на бизнес (рынок, ниша, востребованность, конкуренция).

Вы приехали смотреть магазин продуктов, который расположен на первом этаже жилого дома. Посмотрите, как далеко находится от магазина сетевые игроки - Дикси, Пятерочка, Магнит. Посмотрите, где находится остановка общественного транспорта и проходит ли трафик людей мимо магазина.

<i>Продажа торгового острова на Курском вокзале.</i>
Продажа торгового острова на Курском вокзале.

6. Отсутствие оценки роли прежнего собственника в компании.

Это очень важно. Насколько прежний собственник был погружен в бизнес, и сколько на нем завязано. Если это небольшая стоматология, а собственник сам - практикующий врач и 70% выручки делал он сам, имейте это в виду. Или владелец магазина, которому отгружали товар поставщики с дисконтом, которого у Вас, возможно, не будет. И так далее.

7. Отсутствие планирования стратегии собственного выхода из бизнеса либо его масштабирования.

Как правило, и как я вижу это сам, покупатели планируют и строят виды на будущий бизнес порядка года, а именно на тот ориентировочно срок, когда инвестиции будут окупаться. Но ведь приобретение бизнеса - в этом нет цели только вернуть вложенные средства. А что дальше? Вы будете открывать второе кафе или упаковывать франшизу? Вы планируете открыть через полгода второй шиномонтаж? Видите ли возможность так развить бизнес, чтобы через 2-3 года продать его кратно дороже?

<i>Продажа EMS студии в Жуковском.</i>
Продажа EMS студии в Жуковском.

8. Недооценка собственных сил и временных затрат на управление новым бизнесом.

Бизнес занимает много времени. Абсолютно пассивных бизнесов не бывает. Просто имейте это в виду. Даже приобретая точку разливного пива в спальном районе, Вам нужно будет иметь время и возможность ездить в нее, общаться с поставщиками, нанимать продавцов и контролировать кассу.

Итоги.

Цель статьи - дать небольшой чек-лист и напомнить о том, что иногда остается "за кадром". Это не отговоры купить бизнес. Приобретение бизнеса, особенно правильно выбранного и ликвидного - залог получения стабильного дохода и процветания. Инвестируйте с умом, и Ваш новый бизнес будет приносить удовольствие и деньги =)

Начать дискуссию