Записки босса: читаем мысли сотрудника. Что делать, если сотрудник говорит, что у него ничего не получится

Записки босса: читаем мысли сотрудника. Что делать, если сотрудник говорит, что у него ничего не получится

“Слышать — это больше, чем понимать слова. ” Карел Чапек

В данной статье разберем действия руководителя в отношении сотрудника, который регулярно сообщает, что самоотверженно сделает, все от себя зависящее, но результат не гарантирует.

Как сделать так, чтобы у данного типа сотрудников таких ситуаций больше не возникало и они брали на себя ответственность за качество и своевременное исполнение поставленных задач.

С теоретическими выкладками по психо лингвистическому анализу речи и сценарного поведения сотрудников вы можете ознакомится в книге Мотивация на 100% Светланы Ивановой, а здесь мы разберем истории из практики.

Нытье и уныние!

Сотруднику поставлена задача и перед тем, как он к ней приступает вы на регулярной основе слышите следующие фразы:

Я конечно сделаю все, что от меня зависит, но результат не гарантирую

Я постараюсь, но выйдет, что выйдет

Предупреждаю заранее, все не так просто и всякое может произойти

Сделаю, все, что в моих силах, но сами понимаете что-то может пойти не так

За этими словами кроется неуверенность в собственной экспертности или достаточности ресурсов и сотрудник заранее пытается оградить себя от возможных негативных последствий, связанных с результатом исполнения поставленной задачи ниже требуемого качества. Также за данной фразой кроется посыл о разделении ответственности за отсутствие результата, ведь он же предупреждал.

В переводе на язык доверия это звучит так:

«Босс, я не уверен, что мне хватит экспертности выполнить эту задачу, еще возможно мне не хватит ресурсов, но я не могу признаться тебе в этом, так как уверен, что данное действие для меня безопасно»

Разберем четыре часто применяемые неверные тактики руководителя в отношении данного типа поведения сотрудников:

Игнорирование

Если ответную реакцию на данные спич сотрудника не дать, этим действием демонстрируется обесценивание его экспертности и это точно не улучшит ситуацию в будущем с новыми аналогичными задачами.

Нытье и безответственность могут стать элементами корпоративной культуры вверенного вам подразделения.

Позитивчик

Если бросить пару подбадривающих фраз о вере в себя не погружаясь в причины, это более позитивный сценарий предыдущего игнорирования, уходящего в обесценивание и поощрение культуры безответственности.

Забрать задачу

Если забрать задачу и передать ее на исполнение другому сотруднику- это вызовет негативную реакцию в коллективе и не решит проблемы данного сотрудника, замедлит его профессиональное развитие в обозначенном направлении.

Негативная реакция

В качестве ответной реакции на признание сотрудника в неспособности сделать ее вовремя и указывая на неспособность сотрудника решать задачи в срок с требуемым качеством вы потеряете возможность видеть реальную картину, получать объективную обратную связь и утратите доверие.

Верная тактика:

Продемонстрировать, что вы услышали сомнения сотрудника, признать у него наличие опыта и экспертизы в решении данных задач

Уточнить, по каким причинам появились сомнения и какие факторы могут повлиять на сроки и качество

Спокойно и позитивно пояснить, что вы заинтересованы в профессиональном и личном росте сотрудника и готовы содействовать ему в этом в том числе интересными задачами, новыми проектами- это и есть развитие

Обсудить контрольные точки прогресса проекта\задачи и если на каком-то из этапов сотрудника одолеют сомнения, обозначить, что он всегда сможет обратиться к вам или экспертной группе коллег за разъяснениями критичности данного отклонения. Поясните, что он вовсе не один против всего этого мира, у него есть вы и коллектив коллег, которые так же как и он заинтересованы в успешной реализации данной задачи

Вспомните успешно реализованные проекты\задачи данного сотрудника, тем самым повысив его уверенность в себе.

Вывод:

Для исключения подобных ситуаций в поведении сотрудников необходимо прокачивать их экспертность в задачах, на которые они демонстрируют данную реакцию и уверенность в себе. Результат будет достигнут быстрее, если создать атмосферу доверия (ознакомьтесь с моделью Патрик Ленсиони о пяти дисфункциях команды) и поддержки (здесь нет врагов, мы все вместе делаем одно дело и ты не один) .

88
5 комментариев

А ЧИТАТЬ МЫСЛИ-ЭТО КОГНИТИВНОЕ ИСКАЖЕНИЕ!
вообще просто надо выстраивать доверительную коммуникацию, давать возможность пройти период проб и ошибок, который часто неизбежен в начале

Ответить

Думаю, вы понимаете, что чтение мыслей в данном контексте — метафора. Тем более, что вторым предложением вы фактически провели саммери моего опыта, изложенного в этой статье :).

1
Ответить

Как помочь сотруднику преодолеть чувство безнадежности и достичь успеха?

Ответить
Комментарий удалён модератором

Спасибо за идею новой статьи, Вадим. Обязательно напишу об этом.

Ответить

Первый раз всегда страшно делать что-то новое, но если обучить сотрудника, то уже и не так страшно получается

Ответить