Как учат в Хогвартсе?

Какими образовательными приемами пользуется профессура Хогвартса? Разберемся, каким спикерским уловкам можно научиться у Снегга, чем крута Макгонагалл, и чего не хватило Хагриду, чтобы провести свой первый урок без происшествий)

Как учат в Хогвартсе?

1. «Философский камень», первый урок зельеварения

Когда я впервые смотрела эту сцену (на кассете, которую притащил сосед-одноклассник), моему возмущению не было предела. Тогда мне казалось (может быть, конечно, не прям в таких выражениях), что Северус Снегг проявляет себя как злой, крайне раздражительный, а главное, некомпетентный учитель. Как он может требовать от Гарри знаний материала, который тот ещё не проходил? Он явно предвзят к Гарри.

Про особое отношение сейчас никаких комментариев давать не буду, а с остальным давайте разбираться. Что тут делает преподаватель?

1. Управляет ожиданиями
Снейп использует довольно известные спикерские приемы.

Во-первых, озвучивает, чего ждать, а чего не ждать от его программы, задавая таким образом определенные контентные рамки.

«Здесь не будет дурацких взмахов волшебной палочкой и глупых заклинаний» – про то, КАК будет проходить обучение.

«Я постараюсь научить вас…» – про то, ЧТО будет результатом обучения.

Причем, послушайте, как «продающе» он говорит о результате!

«Научу, как околдовать разум и обмануть чувства, как разлить по бутылкам известность, как заваривать славу, и даже как закупорить смерть!»

Посмотрите на реакцию Драко Малфоя: вкупе со следующим приемом на него это срабатывает безотказно!

Во-вторых, Снегг формирует некоторый флер элитарности вокруг своего предмета ↓

  • «Я не надеюсь, что вы оцените такую тонкую науку…»;
  • «Тех нескольких избранных, которые имеют предрасположение».

Статусность, престиж, эксклюзивность – одни из ключевых наших потребностей. Не у всех, но у части аудитории они будут в приоритете. А мы помним, что это спаренное занятие Гриффиндора со Слизерином. И если первые, скорее всего, эту реплику пропустят мимо ушей, то во вторых это попадет и сфокусирует их внимание на изучении данного предмета.

Также этот заход некоторым образом управляет ожиданиями по уровню сложности и необходимым ресурсам для освоения предмета.

2. Вовлекает в обучение через актуализацию
Посмотрите внимательно часть сцены, где Снегг замечает Гарри и понимает, что мальчик занимается посторонними делами. Преподаватель не ждет ответов на свои вопросы. Он прекрасно осознает, что Гарри материалом не владеет. Задача Снегга здесь – показать это ученику, переключить его внимание на то, ради чего он пришел в класс – изучение зельеварения.

Эмоциональную составляющую и то, как она повлияла на ребят (взять хотя бы священный ужас Невилла, который длился годами, даже боггарт перед ним превращался в Снегга), разбирать не буду. Я не детский психолог. В остальном, не дурно, профессор Снегг!

2. «Тайная комната», урок трансфигурации

Что делает Минерва Макгонагалл на этом уроке?

1. Объясняет образ конечного результата.

«Сегодня мы будем превращать животных в сосуды для жидкости» – говорит Макгонагалл и задает цель образовательного отрезка. Ученикам сразу становится понятно, чему будет посвящён урок.

2. Подкрепляет теорию практикой. Сразу после целеполагания профессор применяет демонстрацию. Она взмахивает палочкой, произносит заклинание: «раз, два, три, Фера Верто». И птица превращается в кубок.

Такой подход:

✔ задает эталон работы и показывает результат, к которому нужно стремиться;

✔ мотивирует учеников.

Глядя, как на глазах творится волшебство, у них возникает мысль: «ваау, я тоже так хочу!».

Часто преподаватели бывают сухими теоретиками: они сами не применяют техники, о которых говорят. В теории их методы должны работать, но на практике возникают дополнительные факторы, из-за которых знания неприменимы.

3. Начинает с индивидуальной отработки. «Кто попробуем первым? Пускай мистер Уизли. Раз. Два. Три. Фера Верто». Она ещё раз повторяет заклинание, освежая в памяти Рона нужные действия. Это позволяет пронаблюдать за действиями и результатами, скорректировать процесс и подстраховать.

Такой инструмент полезно применять, если проводимый опыт опасен, например, это химический эксперимент. Или, если нужно проконтролировать работу конкретного участника (наш случай). Рон повторяет за учителем и делает вроде бы всё верно, но из-за сломанной палочки заклинание срабатывает наполовину.

4. Комментирует результат. Профессор даёт всего один комментарий: «вам нужно заменить палочку, мистер Уизли». И переключается на Гермиону, потому что та задает вопрос. Для школьной системы это привычный подход: оценка и акцент на том, что не ок без конкретных рекомендаций, как это исправить.

На месте Макгонагалл в этой ситуации я бы сместила фокус в область обработки и дала комментарий, что сделано верно, а что (и как) стоит скорректировать, чтобы получилось лучше. Иначе ученикам непонятно, почему заклинание сработало наполовину. Уизли допустил ошибку?

Я бы порекомендовала Макгонагалл добавить в педагогический инструментарий новые техники и подходы. Хотя она и так крутая!

Про урок Хагрида в «Узнике Азкабана» рассказываю в своем telegram-канале. Приходите почитать:

Когда готовилась разбирать образовательные инструменты по «Узнику Азкабана» (fun-факт – любимый фильм моего мужа и нелюбимый мой), долго не могла решить, какой из эпизодов брать: первый урок Хагрида или практикум по борьбе с Боггартом Люпина.

💭 Обоих героев нежно люблю, но, так как Люпин объективно более профессионален, разобрать решила инцидент на «Заботе о магических существах» 🧐

Здесь мы наблюдаем, как Хагрид совершает ряд частых ошибок начинающих обученцев:

1. Не учитывает уровень знаний своих студентов.

Еще на этапе покупки учебника, ребята столкнулись с его агрессией. На уроке Малфой задает логичный вопрос: «как открыть книгу?» Хагрид бросает через плечо: «погладь корешок». Для него это очевидно, для ребят – нет. Невилл, кстати, так и не победил книгу, в их противостоянии счет 1:0 в пользу учебника 😔

👉🏻 Так часто бывает у «молодых» преподов или тренеров: они ссылаются на теории, используют терминологию или обращаются к кейсам, которые для них кажутся базой, мета-знанием. На практике существует правило «не сказал – не знают». Пока ты не научил, считай, что твоя аудитория не в курсе. Лучше спросить, знакомо ли данное понятие, чем через 1,5 часа лекции столкнуться с вопросом по базе.

2. Не сопоставляет уровень сложности занятия с подготовкой студентов.

👉🏻 Кажется, что, составляя план урока, Хагрид руководствуется лишь собственным интересом, но никак не здравым смыслом. Это тоже ошибка и мы видим ее последствия – третий курс не готов к такому уровню сложности. Все-таки не зря академическое обучение поступательно: сначала учимся ходить, потом уже бегать. Сначала учим теорию, потом практикуемся.

3. Не дает четкой и полной инструкции, не говорит о рисках и о том, как их избежать (минимальная техника безопасности).

👉🏻 Как Хагрид инструктирует Гарри?

«Если гиппогриф не поклонится в ответ…. об этом поговорим потом». Такой русский авось: как упремся, разберемся. На это в итоге и попадается Малфой, которого задел эффектный полет Гарри. Поступил бы он так же, если бы осознавал реальную опасность? Вопрос. Руку мадам Помфри срастила ему успешно. Работает ли магическая медицина со сломанными шеями, мы не знаем.

4. Был сконцентрирован на себе и оценке своей работы, а не на классе и безопасности учеников.

Почувствовав успех от эффектного полета Гарри, Хагрид спрашивает у него: «как я провел первый урок?» И именно в этот момент Малфой нарушает дистанцию и получает фатальный для Клювокрыла удар в руку. И если бы не маховик времени, Клювокрыл бы лишился головы.

👉🏻 Избежать такого можно при должной предварительной теоретической подготовке, тренировках с обратной связью и супервизиях. Если бы Хагрида готовили, он либо предусмотрел потенциальные риски, либо рядом с ним на первых порах находился опытный коллега, который бы подстраховал и его, и учеников (как вторые педали для инструктора автошколы). Предмет ведь не из безопасных.

Не соглашусь с Малфоем, что Хагрид прям «идиот». Его (Хагрида) ошибки для меня вполне предсказуемы, учитывая его уровень подготовки (часто вижу похожие косяки у экспертов, которые идут в спикеры без должной подготовки). У меня скорее вопросы к тому же Дамблдору: как можно было так халатно отнестись к подготовке педагога? Не крестражами же едиными он жил, хоть какой-то функционал директора выполнять было нужно…

Начать дискуссию