Как учат в Хогвартсе?
Какими образовательными приемами пользуется профессура Хогвартса? Разберемся, каким спикерским уловкам можно научиться у Снегга, чем крута Макгонагалл, и чего не хватило Хагриду, чтобы провести свой первый урок без происшествий)
1. «Философский камень», первый урок зельеварения
Когда я впервые смотрела эту сцену (на кассете, которую притащил сосед-одноклассник), моему возмущению не было предела. Тогда мне казалось (может быть, конечно, не прям в таких выражениях), что Северус Снегг проявляет себя как злой, крайне раздражительный, а главное, некомпетентный учитель. Как он может требовать от Гарри знаний материала, который тот ещё не проходил? Он явно предвзят к Гарри.
Про особое отношение сейчас никаких комментариев давать не буду, а с остальным давайте разбираться. Что тут делает преподаватель?
1. Управляет ожиданиями
Снейп использует довольно известные спикерские приемы.
Во-первых, озвучивает, чего ждать, а чего не ждать от его программы, задавая таким образом определенные контентные рамки.
«Здесь не будет дурацких взмахов волшебной палочкой и глупых заклинаний» – про то, КАК будет проходить обучение.
«Я постараюсь научить вас…» – про то, ЧТО будет результатом обучения.
Посмотрите на реакцию Драко Малфоя: вкупе со следующим приемом на него это срабатывает безотказно!
Во-вторых, Снегг формирует некоторый флер элитарности вокруг своего предмета ↓
- «Я не надеюсь, что вы оцените такую тонкую науку…»;
- «Тех нескольких избранных, которые имеют предрасположение».
Статусность, престиж, эксклюзивность – одни из ключевых наших потребностей. Не у всех, но у части аудитории они будут в приоритете. А мы помним, что это спаренное занятие Гриффиндора со Слизерином. И если первые, скорее всего, эту реплику пропустят мимо ушей, то во вторых это попадет и сфокусирует их внимание на изучении данного предмета.
Также этот заход некоторым образом управляет ожиданиями по уровню сложности и необходимым ресурсам для освоения предмета.
2. Вовлекает в обучение через актуализацию
Посмотрите внимательно часть сцены, где Снегг замечает Гарри и понимает, что мальчик занимается посторонними делами. Преподаватель не ждет ответов на свои вопросы. Он прекрасно осознает, что Гарри материалом не владеет. Задача Снегга здесь – показать это ученику, переключить его внимание на то, ради чего он пришел в класс – изучение зельеварения.
Эмоциональную составляющую и то, как она повлияла на ребят (взять хотя бы священный ужас Невилла, который длился годами, даже боггарт перед ним превращался в Снегга), разбирать не буду. Я не детский психолог. В остальном, не дурно, профессор Снегг!
2. «Тайная комната», урок трансфигурации
Что делает Минерва Макгонагалл на этом уроке?
1. Объясняет образ конечного результата.
«Сегодня мы будем превращать животных в сосуды для жидкости» – говорит Макгонагалл и задает цель образовательного отрезка. Ученикам сразу становится понятно, чему будет посвящён урок.
2. Подкрепляет теорию практикой. Сразу после целеполагания профессор применяет демонстрацию. Она взмахивает палочкой, произносит заклинание: «раз, два, три, Фера Верто». И птица превращается в кубок.
Часто преподаватели бывают сухими теоретиками: они сами не применяют техники, о которых говорят. В теории их методы должны работать, но на практике возникают дополнительные факторы, из-за которых знания неприменимы.
3. Начинает с индивидуальной отработки. «Кто попробуем первым? Пускай мистер Уизли. Раз. Два. Три. Фера Верто». Она ещё раз повторяет заклинание, освежая в памяти Рона нужные действия. Это позволяет пронаблюдать за действиями и результатами, скорректировать процесс и подстраховать.
Такой инструмент полезно применять, если проводимый опыт опасен, например, это химический эксперимент. Или, если нужно проконтролировать работу конкретного участника (наш случай). Рон повторяет за учителем и делает вроде бы всё верно, но из-за сломанной палочки заклинание срабатывает наполовину.
4. Комментирует результат. Профессор даёт всего один комментарий: «вам нужно заменить палочку, мистер Уизли». И переключается на Гермиону, потому что та задает вопрос. Для школьной системы это привычный подход: оценка и акцент на том, что не ок без конкретных рекомендаций, как это исправить.
На месте Макгонагалл в этой ситуации я бы сместила фокус в область обработки и дала комментарий, что сделано верно, а что (и как) стоит скорректировать, чтобы получилось лучше. Иначе ученикам непонятно, почему заклинание сработало наполовину. Уизли допустил ошибку?
Про урок Хагрида в «Узнике Азкабана» рассказываю в своем telegram-канале. Приходите почитать: