В предыдущей статье рассказала о том, как сформировать своё мнение и зачем это делать.
В этой статье поговорим про конструктивный диалог.
Для того чтобы с каким-то человеком вести так называемый конструктивный (или эффективный) диалог, стоит соблюдать несколько интересных принципов.
Первая важная история в конструктивном диалоге – это активное слушание. Я думаю, что вы слышали про это и то, что там надо как-то “угукать”, “агакать” и активно кивать головой.
Но на самом деле, активное слушание — это не когда вы “угукаете” и киваете головой, а когда вы слушаете человека и прям включаетесь в то, о чём он говорит, вам становится правда искренне интересно.
Можно сказать, что вы слушаете его не только ушами, но и сердцем. Вот это активное слушание.
Ещё, чтобы у вас всё-таки получился диалог с человеком, неплохо было бы чётко и ясно выражать свои мысли и чувства. Обратите внимание, что в начале я всегда предлагаю определиться с понятиями. Почему? Потому что когда я вам называю какое-то понятие, я имею в виду одно, а вы можете подразумевать совершенно другое. И пока я вам не проговорю, о чём пойдёт речь, мы с вами можем быть в разном понятийном поле.
Также помимо понятий и мыслей, неплохо было бы чётко и ясно определять свои чувства. К сожалению, в нашей культуре это не очень модно.
Третья важная история в диалоге с другим человеком – это уважение к мнению собеседника. Зачастую, выражая своё мнение в диалоге, мы пытаемся человека переубедить, чтобы он принял какую-то там нашу точку зрения. Но в эффективной коммуникации, уважение к мнению собеседника – это когда вы его услышали, и даже если ваши мнения не совпадают, вы признаёте и соглашаетесь, что, вообще-то, его точка зрения тоже имеет право на существование.
Нет никакой правильной и неправильной точке зрения. Есть ваше мнение с вашими аргументами, есть его мнение с его аргументами. И каждый из вас, когда формирует мнение, опирается в том числе на свой жизненный опыт и кругозор. И согласитесь, будет странно хотеть построить конструктивный диалог, но при этом своим мнением не делиться, а тупо его навязывать. Так себе история.
Ещё одна важная история в конструктивном диалоге – это невербальное общение. То есть мало того что вы что-то там говорите, приводите какие-то аргументные аргументы, каким-то образом пытаетесь до человека донести свои мысли. Не помешало бы ещё невербально с человеком как-то уважительно взаимодействовать.
Ну как минимум не надо начинать на него орать и плевать ему в лицо в тот момент, когда вы понимаете, что ваши мнения не совпали. Было бы неплохо, например, сохранять какой-то тон голоса. Не начинать “выступать” и размахивать руками, пытаясь человеку что-то доказать.
Или замечали, когда вам человек говорит что-то, с чем вы не согласны, вы сразу ваши губки куриной жопкой поджали, глазки закатили. Казалось бы, вы ничего не говорите, но всем своим видом даёте человеку понять, что его мнение неправильное.
Поэтому невербальное общение очень важно, если вы хотите, чтобы эта коммуникация была для вас конструктивной.
Естественно, когда вы каким-то образом выражаете, отстаиваете своё мнение и находитесь в коммуникации с человеком, у вас будут возникать эмоции. В диалоге управлять своими эмоциями – это вообще великое искусство. Более того, если вы ещё научитесь так называемому эмпатическому слушанию, то вы сможете управлять и эмоциями человека, с которым вы коммуницируете. Тогда ваш диалог будет как прекрасный танец, а не как спор двух людей с выпученными глазами.
Ну и последний важный аспект в диалоге, когда вы каким-то образом обмениваетесь своими мнениями – очень важно быть открытым к обратной связи.