«Давай расстанемся друзьями»: как сменить SEO-подрядчика без ущерба для бизнеса

«Давай расстанемся друзьями»: как сменить SEO-подрядчика без ущерба для бизнеса

Отношения в бизнесе похожи на отношения между людьми. Сначала яркая самопрезентация, как на первом свидании, притирка на первых месяцах работы. Если все идет хорошо, компании работают в согласии и взаимопонимании. Но все это в любой момент может смениться периодом охлаждения: если бизнес-показатели низкие, и неудовлетворенность сотрудничеством растет, стоит пересмотреть отношения, а в некоторых случаях — завершить их.

При расставании с SEO-подрядчиком действует принцип: это нужно сделать так, чтобы минимизировать ущерб. Как не пострадать при расставании, рассказываем в статье.

Получите бесплатно чек-лист "Что запросить при смене подрядчика"

«Это все, что возьму я с собой»: аналитика и документация по проекту

Львиная доля работ по SEO — это аналитика: аудиты, планирование, парсинг, прогнозы и прочее. Еще есть техническая документация: инструкции, описания доработок, процессов и кастомизации. Чем дольше сайт находится на продвижении и чем плотнее им занимались, тем больше этот багаж.

Уходя к другому подрядчику, многие клиенты забывают об этом, и новый оптимизатор или агентство начинают разбираться во всем с нуля. Компании при этом приходится заново платить за эти работы и тратить на них время, а полноценное продвижение отложить.

Вся аналитика и техническая информация, которая формируется в ходе работ по SEO-продвижению, принадлежит клиенту (если другое не прописано в договоре). Вы имеете полное право получить ее при переходе к новому специалисту.

Какие данные получить. Мы составили список документов, который облегчит миграцию и снизит негативный эффект от приостановки работ по поисковому продвижению.

  • Семантическое ядро. Не только сводное, но и по отдельным группам: в некоторых случаях семантику собирают под неприоритетные регионы или информационные статьи, чтобы отслеживать эффективность публикаций и оценить общую видимость сайта.
  • Сводка позиций по семантике за последние полгода–год, с указанием актуальных частот.
  • Ежемесячные отчеты за последние полгода–год. Они должны сохраняться у клиента, но если у вас их нет, лучше запросить: правильно сделанный отчет должен не только показывать динамику трафика и видимости, но и содержать список проделанных и план будущих работ с пояснением, зачем они нужны.
  • Стратегия продвижения на длительный период (например, полгода). Ее делают не все оптимизаторы, но если она есть, то может пригодиться новому специалисту: так ему будет проще разобраться, что именно делали старые SEO-подрядчики и зачем.
  • Аудиты: от технических до изучения конкурентов, анализов коммерческих факторов, текстов. Новый оптимизатор будет проводить свои исследования, но эти данные сразу подсветят проблемные зоны сайта и сэкономят время.

Одна из самых проблемных зон — техническая документация по доработкам сайта. Ее нужно запросить в обязательном порядке: если на сайте что-то не работает или срабатывает не так, как нужно, а описаний и комментариев от предыдущих подрядчиков нет, придется ломать голову над кодом.

Особенно сложно придется, если:

  • сайт собран не на известном движке и популярных шаблонах, а на самописной (редкой, забагованной, или не предназначенной для такого типа сайта) админке с авторским функционалом или собран на костылях из разных шаблонных кусков;
  • после создателя сайтом занималось еще несколько вебмастеров, которые никому не рассказывали, что они делали.

Работа с таким сайтом превратится в детектив с элементами археологии. И придется потратить часы работы там, где с документацией ушла бы пара минут.

Стоит попросить вашего подрядчика вписывать в документацию изменения, которые он вносит, даже если не планируете его менять — это существенно облегчит работу в будущем.

Когда все запрашивать. Лучше не ждать до последнего дня: чтобы подготовить все данные и завершить текущие работы, специалисту может понадобиться не одна неделя. Поэтому предупреждать лучше за месяц (если в договоре не предусмотрено иного).

«Ключи в почтовом ящике»: собираем пароли, доступы

При переходе от одного подрядчика к другому важно сменить пароли от сервисов, к которым он имел доступ, и отозвать разрешения на доступ к любым чувствительным данным. Это вопрос безопасности: перед уходом недобросовестный подрядчик может специально что-то сломать на сайте или разместить на нем незаконную информацию.

Жертвой злоумышленников можно стать даже без умысла старого специалиста: если его компьютер или почту взломают, то злоумышленники получат доступ к вашим данным (если вы их не поменяли). Предъявить претензии бывшему подрядчику будет сложно, ведь он с вами больше не работает.

Какие данные запросить. Вот на что стоит обратить внимание:

  • Сервисы Яндекса и Google (Яндекс Метрика, Яндекс Вебмастер, Яндекс Бизнес, Google Analytics, Google Search Console, Google Tag Manager). Возможны три варианта действий:
  • 1) если вы давали пароль к собственному аккаунту систем аналитики, его нужно поменять;
  • 2) если подрядчик специально создавал под ваш проект аккаунт и вы на него давали доступ — отзовите доступ у пользователя;
  • 3) если на сайте не было кода счетчика и метатегов авторизации, а подрядчик их ставил сам, — получите полный доступ к аккаунту и поменяйте пароль.
  • CMS (система управления сайтом, админка). Если вы не создавали отдельного пользователя для подрядчика, просто поменяйте пароль. Если вы создавали аккаунт под конкретного специалиста — удалите его.

Кроме того, нужно поменять пароли или отозвать разрешение на доступ:

  • на панели хостинга и домене;
  • на сервере (FTP/SSH) и в системе контроля версий (например, Git);
  • в тестовых средах (например, на тестовых версиях сайтов для отработки решений);
  • в социальных сетях компании (право редактирования информации);
  • в корпоративных и доменных электронных почтовых ящиках (если давали к ним доступ);
  • в личных кабинетах справочных и рекомендательных систем: Яндекс.Маркете, 2GIS, крупных каталогах и пр.

Вот что еще часто забывают:

  • все формы сайта должны переправлять информацию только на электронную почту компании;
  • во всех сервисах отключите отправку уведомлений на электронную почту и телефон подрядчика.

Удобный вариант доступа оптимизаторов к аккаунтам в Яндексе и Google — самому клиенту завести аккаунт для SEO и наделить его необходимыми полномочиями. Тогда при смене подрядчика достаточно просто поменять пароль. Все данные и коды верификации остаются неизменными.

Проклятие вдогонку: какие сюрпризы может оставить бывший подрядчик

Если партнер порядочный, он не будет вредить компании специально. Но на всякий случай перед началом нового сотрудничества стоит проверить сайты на уязвимости, которые могут слить информацию о бизнесе или навредить его продвижению.

Как могут навредить злоумышленники:

  • Встроить бэкдор — вредоносный файл или код, который даст возможность сделать с сайтом, сервером и базой данных что угодно.
  • Настроить редиректы. Они позволяют перенаправлять пользователей на другие страницы и использовать сайт в мошеннических целях.
  • Закрыть страницы, их части (тексты, элементы перелинковки) или весь сайт от сканирования и индексации, чтобы сайт терял трафик.
  • Повредить код элементов. Например, лишний знак в скрипте может сделать так, чтобы в Метрику не попадала информация о трафике.
  • Установить фальшивый подменный номер.
  • Установить на форму заказа некорректный адрес электронной почты.
  • Установить скрытые элементы: например, индексируемые URL, которых на сайте не видно, но в коде они есть.
  • Разместить информацию, противоречащую законодательству РФ, в том числе на всплывающих окнах.

Получается, при уходе подрядчик действительно может создать много проблем. Но часто ли это случается на практике? Если с сайтом что-то не так, скорее всего, новый подрядчик обнаружит это уже в первые недели работы. Будет ли отвергнутый специалист утруждаться, чтобы хоть на чуть-чуть, но испортить жизнь уходящему клиенту? Наверное, нет, но бывает по-разному: проверка будет не лишней.

Итог: как расстаться по-хорошему

На практике часто бывает так, что желание сменить подрядчика — не всегда взвешенное решение и часто диктуется эмоциями и временными неудачами, которые переживаются слишком сильно.

Как бы ни случилось, лучше завершить сотрудничество на позитивной ноте: вдруг придется еще раз обратиться к услугам заказчика или попросить у него совета. Как лучше это сделать, коротко:

  • заранее предупредить о завершении сотрудничества;
  • получить полное семантическое ядро со статистикой за длительный промежуток времени;
  • запросить стратегию и рекомендации по дальнейшим работам (особенно важно, если пока не нашли замену);
  • получить полную техническую информацию по изменениям на сайте;
  • в последний день поменять пароли и доступы на домене, хостинге, в CMS и пр.;
  • отозвать доступы в системах аналитики;
  • проверить настройку форм на сайте, почтовых ящиков (это все можете сделать вы сами, даже не имея бэкграунда вебмастера).
Начать дискуссию