Дневник джуна в CRM-group, или Как мы внедряли грейды для CRM-маркетологов
В прошлом году мы в CRM-group ввели грейды для дизайнеров и верстальщиков. Мы всё быстрее росли, и скоро нам потребовался такой же процесс и в команде CRM-маркетологов.
Работа CRM-маркетологов имеет ряд особенностей:
- нужно работать с клиентами;
- разбираться в CRM-инструментах;
- знать, какую работу на проекте выполняют дизайнеры, верстальщики, авторы и другие специалисты;
- уметь вовремя найти замену этим специалистам при необходимости или — возможно и такое — сделать самому.
Нам нужно было построить адекватную систему, которая помогла бы оценивать и обучать менеджеров. Так появилась новая должность — ведущий менеджер по обучению.
В статье расскажу, как мы внедряли грейды, что такое дневник джуна и почему именно на нём сейчас строится обучение новичков.
Что такое грейды и для чего они нужны
Грейды — система должностей. Грейды сгруппированы в иерархию, которая определяет «удельную массу» каждой должности в этой системе.
Чем помогают грейды:
- понять, насколько должность соответствует ценностям компании и на рынке вообще;
- стандартизировать уровень оплаты труда сотрудников;
- выстроить систему мотивации: руководители и сами сотрудники осознают, как должность влияет на успех компании, как можно в этой должности вырасти и что конкретно для этого нужно делать.
Как появились грейды
Впервые о грейдинге заговорили в 40-х годах прошлого века. Эдвард Хей, основатель и президент консалтинговой компании Hay Group (поглощена компанией Korn Ferry), создал профильные таблицы для оценки должности. Метод Хея позволил ранжировать должности и виды деятельности по различным факторам. Универсальность метода сделала его популярным в крупных компаниях по всему миру.
Грейды в российской экономике
Долгое время в советской, а затем и в российской практике использовался только тарифно-квалификационный справочник. Но сегодня всё больше компаний приходят к западной системе грейдов, которая позволяет объективно оценить сотрудника и определить ему справедливый уровень оплаты.
Какой вариант выбрали мы
Крупные компании с разветвлённой иерархией используют формальный подход, когда важна значимость конкретной должности. Нам больше подошёл персональный, когда учитывается ценность не только выполняемой работы, но и уникальных личных качеств сотрудника.
Мы решили строить процесс грейдирования с этапа обучения стажёров и новых сотрудников. Для этого придумали дневник джуна.
Внедрение грейдов для CRM-маркетологов
Раньше новичков и стажёров уровня джуна обучали ведущие CRM-маркетологи, каждый в своём пуле. Программы обучения не было, маркетологи передавали свой опыт.
А ведь новые сотрудники, которые сразу приходят в статусах джуна, мидла или сеньора, также нуждаются в информационной поддержке:
- джуны должны адаптировать свои знания под реальность компании;
- мидлы — проверить свой уровень и восполнить знания и навыки, необходимые для работы у нас;
- сеньоры — подтвердить свой статус и убедиться, что пробелов нет.
Мы решили упорядочить грейды и работу с новичками, а заодно заложить основы для серьёзной системы обучения.
Как прорабатывали грейды для CRM-маркетологов
Работа над грейдами состоит из двух частей:
- Описать грейды: вычислить, сколько всего рангов в вертикали каждой роли и чем они отличаются, и определить, на что и как должна влиять таблица с описанием грейдов.
- Внедрить грейды.
Сначала мы выделили ранги и обозначили ключевые знания и навыки. Всё оформили таблицей для оценки:
Как работали над рангами
Junior-маркетолог
У всех было интуитивное понимание, чего ждать от джуна. Главное мерило минимальной профпригодности — умение сопроводить процесс разработки статичного промописьма и настроить его в платформе. Отсюда и структура навыков: работа с текстом, дизайном и т. д. Понятно, что для более высоких рангов структура будет углубляться и расширяться. Например, для сеньоров появится блок «Экономика проекта».
Тимлиды созванивались и коллегиально вспоминали типичные ошибки начинающих маркетологов, особенности рутинных задач и специфику необходимых для них навыков, собственный опыт роста в профессии. Результаты заносили в таблицу.
Middle-маркетолог
Затем работа пошла медленнее.
Причины такие:
- Сложнее провести границу между джуном и мидлом, а также мидлом и сеньором, чем сделать первичный отсев стажёров.
- Опыт менеджеров сильно разнится начиная с мидла, так как зависит от особенностей проектов, на которых они задействованы. В итоге один тимлид считает, что мидл должен уметь работать как минимум с двумя каналами, а другой говорит, что достаточно и eмейла, лишь бы умел автоматизировать. И так по всем направлениям.
- Трудно сделать единую систему оценки уровня мидла и выше, так как встаёт вопрос горизонтального роста, ухода в специализацию. Кто-то хорош в аккаунтинге, но слаб в интеграции. А другой не силён в общении с клиентом, но имеет выдающиеся аналитические способности.
Senior-маркетолог
С учётом трудностей на предыдущем этапе процесс дальше не пошёл. Пока 🙂
Как возникла идея дневника джуна
И вот однажды, устав от затыков на пути к идеальной системе грейдов, тимлиды заметили, что столбец для стажёра уже пару недель не заполняется. Дело в том, что из-за резкого роста стали нанимать больше персонала, и тимлидам стало сложнее выделять время на всех своих стажёров. Потребовалось систематизировать и частично автоматизировать обучение.
Кто-то сказал: давайте отдадим этот столбец в руки самого стажёра. Пусть видит свой предстоящий путь к джуну и отмечает пройденные этапы. А мы будем помогать и верифицировать.
Столбец «Стажёр» модифицировали:
- добавили ссылки на обучающие материалы;
- разделили хард- и софт-скилы по вкладкам;
- добавили раздел для саморефлексии (фиксации успехов и достижений).
Получилась отдельная самостоятельная таблица. Стажёры в процессе заполнения называли таблицу «Дневник джуна» — кодовое название прижилось.
Структура дневника
Дневник состоит из разделов: «Хард-скилы», «Софт-скилы», «Полезные ссылки», «Успехи» и «Ошибки». Расскажу про все по порядку.
Хард-скилы
Это список основных навыков. Стажёру необходимо много читать, искать информацию в интернете, смотреть обучающие видео и встречаться с наставником.
CRM-маркетинг — новая сфера для двух из трёх стажёров. Им предстоит комплексно обучаться всему, что с ней связано: от email- до интернет-маркетинга в целом.
Проверяем мы все хард-скилы. Покажем на примере.
Чтобы стажёр разобрался в основах вёрстки и дизайна, мы даём конкретное задание: сформировать два макета в HTML и исправить макет в «Фигме».
Как это выглядит в дневнике:
Само задание:
Это сокращает время наставника и даёт человеку возможность на практике применить навыки.
сть в этой проверке и часть теоретических вопросов, где стажёру нужно описать, как он понимает какой-либо термин. Например, рассказать, что такое CRM-маркетинг.
Конечно, можно погуглить, почитать в статьях в нашем блоге, но важно, чтобы стажёр мог объяснить своими словами: это демонстрирует уровень понимания термина.
И это очень интересный процесс: сначала джун использует сложные слова, но, когда просишь объяснить так, как объяснял бы кому-то из родственников, например родителям или бабушке, формулировки сразу становятся доступными 🙂 И человек сам понимает, чем мы тут занимаемся.
Курсы
Для освоения необходимых навыков стажёр проходит обучающие курсы, в том числе те, которые подготовили наши ребята.
- Вёрстка. Курс «Email-вёрстка» от Жени Шишкова, который он разработал для Unisender. Женя в нашей компании руководит отделом вёрстки, обучает ребят из своей команды, менеджеров и клиентов. Курс подходит email-маркетологам и верстальщикам.
- Email-маркетинг. «Практический курс по email-маркетингу от Email Soldiers и Carrot quest».
- Работа с Mindbox — нашей основной платформой рассылок. Курс от Mindbox.
- Дизайн. Курс Figma.
- Гугл-аналитика. Официальный курс Google Analytics.
- Тексты. Наш курс для неписателей.
Софт-скилы
Это личные качества стажёра, важные для работы CRM-маркетолога. Нам нужно, чтобы у сотрудника были:
- поставленная устная речь;
- грамотная письменная речь;
- стрессоустойчивость;
- самостоятельность;
- умение работать с информацией;
- исполнительность;
- насмотренность;
- привычка проверять за собой;
- заинтересованность в результате;
- ответственность;
- внимание к деталям;
- дисциплина.
Эти навыки стажёр оценивает, выбирая один из трёх вариантов, в зависимости от своего уровня:
- Только начинаю качать навык.
- Достаточно прокачал.
- Я профи.
Для нас важно, как сам стажёр себя позиционирует, как оценивает свои знания и навыки. Однозначно сказать не могу, склонны все джуны завышать уровень своих знаний или, наоборот, недооценивать себя. Встречаются разные.
Определить уровень развития софт-скила сложно. Если мы говорим о хард-скилах, можно понять, умеет стажёр работать в «Фигме» или нет. С ответственностью сложнее. Тут важно фиксировать косяки, собирать обратную связь с команды и руководителя, задавать открытые вопросы самому стажёру.
С первых встреч проговариваем, что постмитинги, организация встреч в календаре и Zoom — ответственность стажёра. Так развиваем дисциплину. Договариваемся, что опоздать на встречу с наставником — не страшно, но нужно предупредить. На встречу с клиентом — неприемлемо.
Для развития насмотренности регулярно проводим кросскомандные встречи, где разбираем письма по выбранной тематике. Например, из бьюти-сферы, письма к Чёрной пятнице или хеллоуинские рассылки. Недавно решили сообща выбирать одно письмо и улучшать его, с учётом собственного опыта и экспертности. Это новый для нас формат и пока обкатываем его.
Полезные ссылки
Полезные ссылки — готовая библиотека новичка. Собрали курсы, которые нужно пройти, сервисы, которыми придётся пользоваться, и статьи, которые стоит прочитать.
Успехи
Вкладка «Успехи» нужна, чтобы человек фиксировал всё, что у него получается, даже если это может показаться маленьким и незначительным.
Это сейчас кажется, что освоить горячие клавиши легко, а вот когда я после восьми лет в общепите пришла в IT, мне это лёгким не казалось.
Важно, чтобы человек всегда находил за что себя похвалить.
Ребятам предоставляется много свободы, но часто не хватает обратной связи. В компании есть программа психологической поддержки, новички с первой недели встречаются с Надей, корпоративным психологом. Мы стараемся предотвращать выгорание и работаем над этим и в дневнике.
Ошибки
Раздел для того, чтобы фиксировать всё, что идёт не так, и обсуждать это с наставником. Первое время самые частые ошибки — это «поспешил», «не уточнил задачу», «не записал во время созвона».
Как проходит обучение
Все новички параллельно работают с тремя людьми в компании:
- эйчар знакомит с корпоративными ценностями, оргструктурой, инструментами для работы и другими организационными нюансами;
- руководитель вводит нового человека в команду, обучает работе с проектами;
- я организую собственно обучение новичка.
Старт программы
Программа обучения рассчитана на три месяца и начинается со второго дня работы в компании. Первым делом мы проверяем знания и навыки, которыми уже обладает стажёр. Он проставляет в дневнике джуна статусы владения навыками.
В дневнике нужно отмечать, какие навыки стажёр закрыл, а какие — ещё нет.
В самом начале, если напротив нужного навыка не стояла галочка «Знаю», строка автоматически окрашивалась в красный цвет. Таким образом, дневник новобранца мог выглядеть сплошным красным пятном. Глядя на такую таблицу, скорее будешь думать: «Какой же я тупой!», чем «Я супер, вон сколько я знаю!»Мы отказались от красного и перешли на нейтральный: у неизученных сфер нет заливки. А когда джун изучает их, гордо окрашивает поля в зелёный. Никакой дизморали.
В дневнике есть блоки, которые касаются работы с электронной почтой, нашим таск-трекером, дедлайнами.
Важная часть — работа с документами. Менеджер проекта контролирует документальную сторону отношений с клиентами.
Промежуточные итоги
За месяц до завершения испытательного срока мы встречаемся со стажёром и его тимлидом и подводим промежуточные итоги. Обсуждаем, что было хорошо, где можно поднажать, что неприемлемо.
Окончание обучения
Дневник можно закрыть меньше чем за три месяца. Но иногда времени требуется больше. Стажёры подключаются к боевым задачам примерно на второй-третьей неделе. Сперва это простые задачи под руководством наставника, затем — всё более сложные. К концу испытательного срока многие уже ведут проекты самостоятельно. А чем больше боевых задач, тем меньше времени на обучение.
Когда программа завершается, мы встречаемся с руководителем стажёра. Решаем, повышать ли зарплату и переводить ли его на следующий грейд — джуниор-маркетолога.
Что изменилось за время использования дневника
Сейчас дневник используется в отделах продаж и у менеджеров. Начинали внедрение в команде Creative Soldiers и у авторов.
За время пользования дневником:
- сократили время, которое тимлид тратит на обучение;
- увеличили количество новых людей: менеджеров стало на 11 человек больше;
- синхронизировали мнения о новичках;
- унифицировали обучение: весь процесс отдали под контроль одного человека и определили стандарты;
- ускорили процесс обучения: я постоянно добавляю новые полезные материалы, ссылки на источники в навыках, чтобы стажёр тратил меньше времени на поиск информации;
- стали на ранних этапах замечать проблемы и быстро решать их;
- получили возможность вовремя принимать решение, брать ли стажёра.
Что планируем исправить
Дневник дорабатывается: улучшается структура, уточняются данные, добавляются новые материалы.
Сейчас прорабатываю FAQ — ответы на основные вопросы, которые возникают в процессе у стажёров:
- как работать с дневником эффективнее;
- как самостоятельно проставлять дедлайны и укладываться в них;
- что писать в «обосновании джуна».
Это поможет сократить время наставника, которое уходит на объяснения.
Что говорит команда
Клиенты и заказчики моего основного процесса (обучение стажёров) — тимлиды.
Я попросила их дать обратную связь: изменилось ли что-то для них, когда задача обучать стажёров и работать с дневником джуна перешла ко мне.
Считаю, что внедрение процесса повлияло положительно: 1. Я получаю человека, готового к постановке задач. То есть обучением азам я вообще не занимаюсь. Это существенно высвобождает ресурс.
2. У меня есть чёткие ожидания, что должен уметь человек к моменту окончания испытательного срока. При принятии решения я уже не думаю, додали или недодали ему что-то.
3. Я точно знаю, что базовые вещи ему рассказали. Есть второе мнение при принятии решения (твоё) — это плюс.
Что ощутимо упрощает жизнь: у джуна есть наставник и понимание, что делать, — на три месяца. Причём понимание задаёт не тимлид, и это снимает нагрузку, высвобождается куча времени для стратегических задач.
Структура обучения в дневнике даёт положительный эффект: юниту понятно, что делать, в каком порядке, где искать материалы. Процесс постоянный, и тимлид при включении понимает, как помочь с затруднением в ходе обучения, если этого не сделала Вера или юнит пришёл к лиду в обход Веры за советом. До введения дневника процесс обучения опирался на фантазию и время тимлида.
Выводы, которые я сделал на примере своих джунов:
Когда я занимаюсь онбордингом юнита самостоятельно, он стопроцентно быстрее привыкает к особенностям моего управления и работы в целом, но это отнимает кучу времени.Процесс онбординга почти бесшовный, но юниту надо время, чтобы привыкнуть ко мне и моему формату.
Дневник джуна — со всех сторон штука полезная. Зависит от того, под каким углом смотреть на этот инструмент. В любом случае рекомендую его к использованию.
Изменилась систематизация знаний: теперь первые шаги понятны и визуализированы. И новичку, и мне понятны точка старта и конечная цель.
Очевидно, что внедрение дневника джуна и роли менеджера по онбордингу, а также выбор сделать этим менеджером Веру были верными решениями. Сейчас тимлиды тратят меньше времени, чтобы обучить новичка основам и внедрить в команду. Это важная экономия дефицитного ресурса. Да и новички изучают стартовые знания глубже и без стресса. Плюс — с понимающим и любящим ментором.
Однако не могу не заметить, что сейчас мы создаём тепличные условия развития, создавая иллюзию, что мир за порогом джуниорства будет так же приветлив и заботлив. Если в первые три месяца специалист не испытывает стресса, ощущения дедлайна, вероятности катастрофы из-за ошибки, дальше для него наша работа может стать слишком жёстким столкновением с реальностью, вызвать боль от контраста и ощущение беспомощности без плеча опоры.
В нашей команде самостоятельность и готовность решить кейс на своём когнитивном ресурсе — главная черта. Для нас это, может, даже важнее изначальной экспертности. В ближайшем будущем вместе с Верой и тимлидами мы скорректируем план развития, чтобы сфокусироваться на закалке стали в наших новобранцах.
Дневник — действительно опора и поддержка для молодых солдат. Безусловно, это упрощает жизнь команде. В какой-то момент я чётко пришла к выводу, что джун по возможности сразу прикрепляется в пул и начинает брать боевые задачи. Именно это мотивирует быстрее изучать материал и искать ответы в дневнике, сближает с коллегами и реальностью работы. Только так к концу испытательного срока новичок может объективно понять, куда попал, и принять окончательное решение.
Я буду рада, если подобный инструмент заработает для специалистов каждого уровня.