Что включить в тендерное задание по ORM, чтобы не беспокоиться о репутации компании в интернете

Если бизнес тонет в негативе, вряд ли можно надеяться на новых сотрудников, клиентов и высокую прибыль. Простой способ управлять репутацией компании ― поручить это профессионалам. Но, чтобы результат работы вас устроил, надо правильно составить тендерное задание для подрядчика.

Что включить в тендерное задание по ORM, чтобы не беспокоиться о репутации компании в интернете

Поговорили с Мариной Матказиной, заместителем директора по маркетингу и продажам Sidorin Lab, и узнали, что важно учесть при составлении технического задания.

Зачем вам грамотное тендерное задание

Услуге управления репутацией, или Online Reputation Management (ORM), не более десяти лет. Многие компании раньше не занимались этим направлением и не до конца понимают, что это такое и как к этому подступиться. Поэтому часто, когда руководитель решает устроить тендер на услугу, сотрудники, которым поручают составить ТЗ, в растерянности. Они ищут информацию в интернете, но никаких шаблонов или инструкций не находят.

ТЗ, слепленное из отдельных терминов без понимания сути, в большинстве случаев невыполнимо. Нереальный объем работы, включение услуг, которые, в принципе, не нужны конкретному бренду. Отдельные подрядчики якобы берутся за эту работу, но в итоге компания просто теряет деньги.

Сначала ― аудит репутации

Хорошая новость – придумывать тендер из головы не нужно! Просто проведите аудит вашей репутации. Путь наименьших трудозатрат – запросить его у потенциальных подрядчиков. В большинстве случаев аудиты готовят бесплатно.

Что включить в тендерное задание по ORM, чтобы не беспокоиться о репутации компании в интернете

Рекомендуем написать сразу нескольким агентствам, поскольку они могут учесть разные нюансы, и вы получите более цельную картину. Кстати, сразу же и проверите оперативность и качество услуг компаний. Ошиблись в написании вашего бренда? Ну такое.

Еще вы можете провести такой анализ сами. Это займет время, аудит будет не таким точным, как у профессионалов, зато вы погрузитесь в сферу и вам будет проще выбрать подрядчика.

Для начала самостоятельного аудита подумайте, зачем вы нужны потенциальному клиенту и как он формулирует запрос для поисковика.

Пример. Представьте, что вы ― продавец собачьего корма с названием «Собачий друг». Клиент может искать информацию о корме, чтобы понять, нравится ли он питомцам других собачников. Формулировка для поисковика в этом случае выглядит так: «собачий друг отзывы».

Учтите два главных запроса

  • Сначала посмотрите, какую информацию выдают поисковики по названию вашей компании / продукта / услуги. То, что на первой странице, видят 99% людей, которые вас ищут.
  • Пробейте запрос «название вашей компании / продукта / услуги + отзывы». Отзывы ― дополнение к поисковому запросу, который помогает получить релевантный ответ.

Кстати, на этом этапе часто выявляются проблемы с компаниями как с работодателями. Иногда по поисковому запросу отзывов о компании встречаются не только отзывы о продукте, но и мнения сотрудников. Они также влияют на вашу репутацию. Например, пользователь прочитает, что администраторы магазинов плохо работают и не считаются с правами продавцов, и разочаруется в бренде.

Что даст вам эта информация

  • Вы поймете, что Google и Яндекс рассказывают о вас в первую очередь.
  • Узнаете, какие отзовики бросаются в глаза, какие там рейтинги и количество отзывов.
  • Проанализируете, что происходит на геосервисах (если у вас есть офлайн-точки).
  • Определите, какие из площадок приоритетнее для начала работы с репутацией (подсказка: те, что на первой странице поисковой выдачи).

Получили аудит – вы прекрасны! Дальше начинается самое интересное.

Что включать в тендерное задание

Внутри ORM много услуг, но не всегда они одновременно нужны – это зависит от уже имеющейся информации в сети и в целом масштаба компании. Рассказываю, как определить, что именно включить в ваш тендер и какие KPI выставить.

Совет: прежде чем собирать ТЗ, проверьте, какие категории исчисляемы, а какие нет. У нас был кейс, когда заказчик решил приравнять все тендерные закупки к одной системе: баннеры, ручки, репутация. Мы получили задание, которое выглядело так: «Мониторинг – 1 штука». Смешно, но не очень.

Мониторинг

Мониторинг ― отслеживание упоминаний о компании / продукте / услуге в интернете. Нужен, чтобы понять, как к бренду относятся пользователи, как часто и что о нем пишут.

Упоминания собираются и в социальных медиа, и в поисковой выдаче, а также на отзовиках и геосервисах – в общем, во всех открытых источниках, так что это этично.

Что включает в себя услуга

  • Для того, чтобы собирать упоминания, необходима система мониторинга. Самые известные в России – Brand Analytics, «Медиалогия», «Крибрум».
  • Все системы автоматически определяют тональность упоминаний, деля их на негатив, позитив и нейтрал. Пока они плохо справляются с иронией или нецензурной лексикой.

Фразы типа «ага, красиво нет слов» ИИ может оценить положительно, хотя это может быть и негатив. Большинству клиентов мы рекомендуем ручную обработку упоминаний – специалист осматривает каждое сообщение и подтверждает его тональность. Также при необходимости он ставит «теги», например, «мобильное приложение» или «скорость доставки». Набор тегов зависит от конкретного бренда и его пожеланий.

  • Массив собранных данных нужно проанализировать. Аналитик составляет отчеты для клиента, где наглядно показано, кто пишет про бренд, какие темы в приоритете. Так компания сможет учесть основные недочеты в работе и сделать упор на преимущества в своей маркетинговой стратегии.

KPI и все вокруг него

Ключевой показатель мониторинга ― количество упоминаний в месяц, которые надо отслеживать. Объемы зависят от конкретного бизнеса. Например, если вы ― крупный банк в среднем с 30 000 упоминаний в месяц, то странно отслеживать только 10 000. При этом не получится отслеживать 100 000 упоминаний, потому их попросту нет. Реальный объем вы можете узнать по результатам аудита.

Совет: если по итогам аудита по вам нашли 36 упоминаний, из которых 30 – ваша же реклама, очевидно, что вам не стоит добавлять в тендерное ТЗ мониторинг. В вашем случае толку от него – 0, а стоить он будет дорого. Если подрядчик при таком незначительном количестве упоминаний предлагает вам эту услугу, он хочет на вас нажиться.

Чаще всего количество упоминаний по бренду в месяц разнится в пределах 1000, если только не случилось особого инфоповода. Например, во время пандемии у одного из наших клиентов количество упоминаний подскочило с 2 000 до 27 000 в месяц. На такие случаи условия обсуждаются отдельно.

Вы можете самостоятельно мониторить социальные медиа и СМИ, но предупреждаем – это сложно. Нужно купить доступ к системе мониторинга и отправить на обучение ваших сотрудников, которые будут постоянно заниматься этой задачей. Мониторить информацию нужно каждый день, иначе можно пропустить что-то важное в моменте.

Реагирование

Услуга реагирования идет в паре с мониторингом. Менеджеры получают выгрузку и отвечают от лица официального представителя компании на мнения пользователей.

Не все упоминания требуют реакции. Понимаем, что хотелось бы реагировать на все… но тогда стоимость услуги увеличится, а особой пользы не будет. Чаще всего у нас заказывают реагирование на негатив, и в целом это верная тактика.

Но здесь тоже не стоит отвечать на все подряд. Например, если негативный отзыв опубликован на странице человека, у которого нет друзей, негатив и так никто не увидит. Ответом можно наоборот привлечь ненужное внимание.

Когда стоит ответить, а когда нет, подскажет специалист отдела реагирования. Совместно с клиентом мы готовим карту реакций: учитываем случаи, когда стоит ответить, расписываем сценарии ответов и согласовываем шаблоны.

Чтобы назначить KPI, определите среднее количество упоминаний в месяц. Рекомендуемый KPI – от 20% среднего количества негативных комментариев. Точное число поможет определить агентство, учитывая специфику вашей отрасли.

Подумайте, как часто вы хотите реагировать. Например, только в будни или еще в выходные. Компании по производству удобрений вряд ли нужно реагирование 24/7 – ответ на негативный комментарий, скорее всего, подождет до утра. Круглосуточный мониторинг предлагаем там, где нужно отвечать быстро, ― допустим, в авиакомпаниях.

Совет: если вы не крупный бизнес, не рекомендуем заказывать круглосуточное реагирование ― это дорогая услуга, которая не пригодится маленькой компании с небольшим количеством упоминаний.

В тендерном задании по мониторингу и реагированию пропишите, какие отчеты по услугам нужны: ежедневные, еженедельные, ежемесячные или моментальные (в экстренных случаях).

По дефолту компании заказывают ежемесячные отчеты, поскольку еженедельные или ежедневные удорожают услугу. У нас есть клиенты, которые требуют отчет каждое утро, но платят за это большие деньги, так как утренний отчет готовится ночью, а это уже круглосуточная работа сотрудников.

SERM

SERM ― управление репутацией в поисковых системах. Задача SERM – сделать так, чтобы клиент находил в поисковике позитивную или нейтральную информацию о вас.

При составлении тендерного задания по SERM важно понимать, с какой страницей поисковой выдачи вы хотите работать. Это может быть первая страница или первая и вторая. Кто-то даже хочет отслеживать топ-30, но это сильно повышает стоимость услуги и нецелесообразно: 98% пользователей при поиске информации смотрят только топ-10.

Остальные действия по SERM ― удаление, замена информации ― для каждой компании свои, зависят от результатов поисковой выдачи.

Совет: SERM ― цифровая гигиена любого бренда, не стоит пренебрегать этой услугой. Например, когда после работы с SERM по вашему бренду в топе только позитив или нейтрал, а потом вы перестаете работать с репутацией, и появится негатив, его получится вытолкнуть из выдачи очень быстро.

Рекомендательные ресурсы

Работа с рекомендательными ресурсами нужна любому бренду. На основании отзывов и рейтинга на отзовиках большинство клиентов принимают решение о покупке услуги или товара.

Чтобы клиенты и сотрудники оставляли отзывы, используйте программу лояльности. Просите написать пару слов о вас на «Отзовике» или IRecommend за скидку или бонус. Да или просто от души – работает, если у клиента остались приятные впечатления после получения услуги. Но бывают и сложности, например, из-за специфического продукта. В этом случае вам помогут репутационные агентства: составят программу лояльности, помогут разместить полученные от клиентов отзывы на нужных ресурсах.

Что включить в тендерное задание по ORM, чтобы не беспокоиться о репутации компании в интернете

Площадки для размещения отзывов для каждого бизнеса свои. Выбирайте их на основании аудита: смотрите, какой рейтинг у вас, на какой площадке, надо ли что-то исправить.

Помните, если ваши клиенты на протяжении трех лет оставляли о вас по три отзыва в год, вы не можете запросить в тендере 50 отзывов в месяц, чтобы быстро исправить ситуацию. Так это не работает. Придется долго и монотонно ползти вверх.

«У меня есть любимый кейс. Каждый год к нам приходит одна и та же компания в лице одного и того же менеджера. На крупнейших отзовиках у бренда тысячи негативных отзывов, оставляемых годами, а в их тендерном задании всегда жесткий запрос: хотим кардинально изменить ситуацию, результат нужен к апрелю. Приходят они, к слову, в сентябре, предлагаемая оплата услуг в три раза ниже рыночной. Конечно, мы не можем (да и никто не может) осилить такой объем работы в такие сроки, еще и за такие деньги. Да, все-таки они кого-то выбирают, но проходит год… И мы снова делаем аудит, а воз и ныне там»

KPI по рекомендательным ресурсам для тендерного задания ― желаемый рейтинг. Оценивайте его реалистично. Допустим, банк захотел заниматься репутацией. Сейчас у него рейтинг – 2 звезды, а хочется 4,8. Казалось бы, звучит неплохо. Но если посмотреть банковскую отрасль, такой цифры нет ни у кого.

По данным Банки.ру на апрель 2024 года, лидер рейтинга – Совкомбанк с 4,6 звезд. Второе место – Альфа-Банк с 4,18, а на третьем – Тинькофф с 4,05.

Совет: при выставлении KPI учитывайте сферу, в которой вы работаете. Для банка 4,8 звезд ― невозможный позитив.

Партизанка

При партизанке компания просит сотрудников агентства писать о них позитивные комментарии на разных ресурсах и, таким образом, привлекать новых клиентов. По сути это тайная реклама, но все же метод относится к серым. Делать это можно, но в разумных объемах.

Часто это работает так. Например, наш клиент – производитель мелкой бытовой техники «Красотелла». С помощью мониторинга мы находим упоминание, что кто-то в сети ищет информацию про фен. В качестве варианта в комментариях от мимо проходящего человечка предлагаем фен от «Красотеллы», потому что он ну просто супер. Готово! Насколько пользователь в итоге решится на покупку «Красотеллы» – неизвестно, но а вдруг?

Выставить KPI в тендерном задании можно по желаемому количеству комментариев в месяц, но учитывайте специфику вашей отрасли. Например, для люкс-сегмента нет смысла в больших объемах – покупку премиум-посуды для кухни в скандинавском стиле не обсуждают тысячами комментариев в месяц.

Совет: для партизанки важна умеренность, поэтому лучше не заниматься ей в отрыве от других услуг ORM. Иначе можно создать ложный образ компании и только ухудшить репутацию.

Удаление

Вы, конечно, можете включить удаление нежелательной информации в тендерное задание, но агентства вряд ли смогут сразу же обозначить цену на эту услугу. Стоимость зависит от того, что конкретно удаляем и когда. Если ссылка на ресурс в задании уже есть, можно попробовать оценить. Но если ссылки нет или тендер идет полгода, нельзя гарантировать, что через полгода удаление будет стоить столько же.

Совет: удаление – это скорее дополнительная услуга, поэтому рекомендуем обсуждать ее в частном порядке с потенциальными подрядчиками.

Что еще учесть в тендерном задании

  • Бессмысленно заказывать услугу управления репутацией на один месяц, потому что за такое короткое время сложно говорить о результате. Желательно вести проект полгода минимум, а для крупных компаний – от года и дольше.
  • Низкие цены на услуги подрядчиков, которые участвуют в тендере на услугу управления репутацией, часто обусловлены командой, где все функции выполняет один аккаунт-менеджер. У него может физически не хватать времени на вдумчивое выполнение работ.

В крупных агентствах, вроде Sidorin Lab, все устроено по-другому: каждый вид работ выполняет отдельный сотрудник. Аккаунт-менеджер ― руководитель проекта, который принимает стратегические решения. Профильные специалисты по мониторингу, SERM и другим услугам качественно выполняют свою задачу, потому что занимаются только ей.

  • Грамотно составленное тендерное задание поможет реально оценить объем работ и сэкономить на услугах. Не говоря уже о том, что благодаря ему вы и подрядчик поймете друг друга и слаженно сработаете, чтобы сделать репутацию бизнеса безупречной.

Удачных поисков!

88
3 комментария

Буквально вчера обсуждал всё именно это с одним партнерским агентством.
Закину в них ссылкой на статью. Подытожу, так сказать

Куда бы мне пристроиться работать со своими картинками из шедевров? Заметила что через фильтры не все картинки проходят свои личные и взятые у других пользователей, а это наверное что то означает. И как пользоваться шедеврум я тоже толком нечто не знаю. Набрала картинок пользователей и через чужие фильтры их пропускала. Для самого начала я подбирала картинки для Vsemayki потом обратила внимание на художественные работы и ещё попался мне комок серебра и золота и я начала фантазировать что и к чему. И вот проблема у меня стала то что я круглые сутки не выхожу из шедевров. У меня даже нету времени заглянуть в телеграмм. В ВК ещё заглядываю 1раз в неделю и всё. И вот ещё здесь читаю ищу ,как быть дальше мне, я незнаю что делать?