{"id":14255,"url":"\/distributions\/14255\/click?bit=1&hash=285b001e00cf7484224a6ff681b6d172d7d7337a0afbdd4342d725cf62cb249b","title":"\u0411\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043d\u043e \u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0438\u043b?","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"4c6db631-4d4c-530c-9750-cf992e251f9d"}

Удалить себя из интернета

Что делать, если нужно удалить свои данные из интернета. Полная инструкция по защите своей персональной информации.

Содержание

Алгоритм действий

Ручной поиск

Автоматизированный поиск

Способы удаления информации:

– обращение к администрации сайта

– удаление информации за деньги

– обращение в госорганы

Право на забвение

Вытеснение другой информацией

Объяснимся сразу – нет волшебного инструмента, который разом уберет из интернета всю нежелательную информацию. Методы удаления всегда разные. В одном случае достаточно обратиться в техподдержку, чтобы она удалила ваши персональные данные, а в другом придется вытеснять компроматы десятками постов и статей. В этом материале мы расскажем о базовых принципах работы с нежелательной информацией, разберем особенности ее удаления на некоторых ресурсах и поделимся полезными сервисами.

Алгоритм действий

Работа с информацией всегда строится по одному и тому же принципу. Объем упоминаний на него не влияет. Алгоритм действий такой:

  • выявить всю информацию, которую нужно удалить;
  • удалять информацию полностью, либо перекрывать другим контентом.

Первый шаг выглядит очевидным – естественно, чтобы что-то убрать, надо сначала это что-то найти. Но когда дело доходит до практики, многие об этом забывают и начинают работу с тем ресурсом, который попался на глаза первым. В итоге получается, что силы потрачены на борьбу с сайтом из третьей страницы выдачи, в то время как в топе поиска все это время висит разгромная статья, обрастающая комментариями. Бывают и более банальные ситуации, когда часть ресурсов просто не замечают и информация остается в интернете.

Собирать упоминания в интернете можно двумя способами: вручную и автоматически. Рассказываем, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта.

Ручной поиск

Ручной поиск упоминаний подходит, если их немного. Вы можете просто вбить в поисковую строку ваше имя, фамилию или псевдоним и проверить выдачу в разных поисковиках. Лучше ввести несколько вариантов запросов (например, «Илья Ильин», «врач Ильин И. И. Москва» и т. д.) и посмотреть выдачу с разных браузеров и устройств. Да, выдача может меняться в зависимости от типа устройства, с которого идет поиск.

Другое дело, если нужно убрать информацию о публичной персоне. О таком человеке может быть тысяча упоминаний, и обработать весь объем данных получится только автоматически. Поэтому сначала нужно собрать ключевые слова, по которым в поисковых системах выдается нежелательная информация. Обычно это делается с помощью тех же инструментов, которые используются в SEO, например, Яндекс.Wordstat, Key Collector, Serpstat. Крупные агентства по управлению репутацией иногда используют собственные программы для сбора семантики и запросов. У «Сидорин Лаб», например, с этим справляется IQBuzz.

Автоматизированный поиск

Когда ключевые слова собраны, их загружают в автоматические сервисы, которые соберут все упоминания в интернете. Самые известные – Brand Analytics и Babkee. Также есть сервисы, которые собирают информацию в СМИ и социальных сетях. Чаще всего используют YouScan, IQBuzz и «Медиалогию».

Способы удаления информации

Второй шаг – начать работу с собранной информацией. Ее можно удалить или вытеснить. Удаление происходит либо через администрацию сайтов, либо за деньги, либо через обращение в госорганы. Если информацию удалить невозможно или ее слишком много, нужно заменить ее другим контентом.

Обращение к администрации сайтов

Обратиться к админам – первое, что нужно сделать, особенно если ресурсов с нежелательной информацией не так много. Это может показаться очевидным, но об этом часто забывают или считают, что писать кому-то бессмысленно. На самом деле этот способ работает и зачастую достаточно быстро. Например, если кто-то выложил «ВКонтакте» интимные фото или видео, нужно не паниковать, а как можно скорее писать в поддержку, – модераторы заблокируют такой контент.

Писать обращения в стиле «зачем вы это публикуете, я вас всех засужу, удалите немедленно» не нужно. Если вы не знаете, как действовать, к администрации можно обратиться за помощью и напрямую спросить, как решить проблему. Либо можно спокойно уведомить в обращении, что информация нарушает правила сайта или закон, поэтому ее нужно удалить. Важно сослаться на конкретные статьи закона или привести выдержки из правил сайта.

Удаление информации за деньги

Иногда достаточно заплатить, чтобы удалить негативную информацию. Но мы никому не советуем этот способ – часто это невыгодно и слишком рискованно. На некоторых сайтах удаление негатива стоит 10-20 тысяч за комментарий. Если такой информации немного, об этом еще можно подумать, но, когда негативных упоминаний сотни, это почти всегда слишком дорого и нецелесообразно. Также в удалении отзывов за деньги есть такие подводные камни:

1. Может обмануть администратор сайта

Ни один администратор сайта, который удаляет негатив за деньги, не раскроет вам свои данные. В лучшем случае вам пришлют номер карты физического лица, но обычно это номер электронного кошелька, куда нужно перевести оплату. Дальше остается полагаться только на честное слово администратора, потому что найти его и вернуть деньги в случае обмана практически невозможно.

2. Упоминание не удалят насовсем, а просто скроют

Некоторые сайты скрывают нежелательную информацию на время. Если вас хотя бы заранее предупредили о том, что негатив уберут не навсегда, а на несколько месяцев — это уже хорошо. Если заплатить им хотя бы раз, то придется делать это постоянно, иначе первый платеж вообще не имеет смысла. К тому же есть риск, что после нескольких платежей цену будут поднимать.

3. Могут попасться мошенники

Мошенники часто создают сайты, которые оптимизированы под запросы на удаление с конкретных ресурсов. Обычно это крупные ресурсы, с которых удалить информацию платно невозможно, а обращение к модераторам не всегда дает результат. Если человек не погружен в тематику, он может поверить обещаниям «договориться со знакомым из техподдержки Яндекса» и перевести деньги мошенникам.

Обращение в госорганы

Удалить информацию можно через суд, обратившись к юристам. Если вы думаете, что это долго, дорого и придется возиться с документами – вы правы. Сложностей много: например, суд может принять заявление и назначить его рассмотрение только через 4-5 месяцев. Но если информацию очень нужно удалить, а другие способы не сработали, судебный способ удаления тоже имеет смысл пробовать.

До обращения в суд нужно направить досудебную претензию. Иногда может повезти, и администратор удалит информацию сразу же после получения претензии. Обратиться в суд можно, если информация в интернете нарушает право на неприкосновенность частной жизни и порочит честь, достоинство или деловую репутацию. Ниже – пример решения суда по одному из таких дел.

Есть частный случай удаления информации юридическим способом – обращение к прокурору. Он применяется только в случае, если человека неправомерно обвиняют в совершении преступления. Чтобы им воспользоваться, нужно подать заявление прокурору субъекта. В заявлении указывается ФИО заявителя, ссылка на интернет-ресурс и обоснование недостоверности информации. Написать «я этого не делал» недостаточно для обоснования своей позиции. Нужно подробно описать все обстоятельства дела и приложить доказательства (например, оправдательный приговор суда). Этот способ установлен в статье 15.1-2. Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (закон об информации).

Также можно обратиться в Роскомнадзор. Имейте в виду – если обращение связано с клеветой, Роскомнадзор его отклонит, так как этой категорией дел занимаются суды. Вот что сам Роскомнадзор пишет об этом на официальном сайте:

В Роскомнадзор имеет смысл обращаться по вопросам защиты персональных данных. Обращение можно подать онлайн. Ссылка на форму для подачи обращения: https://rkn.gov.ru/treatments/ask-question/.

Эффективнее всего Роскомнадзор работает с крупными утечками информации. Например, всего за 2 дня после многочисленных обращений они заблокировали сайт, на котором выложили расширенную базу личных данных пользователей «Яндекс.Еды» с базами ГИБДД, Avito, Wildberries, «Билайна» и другими. Но обычно с обращениями Роскомнадзор работает гораздо дольше.

Право на забвение

Право на забвение закреплено в статье 10.3 закона об информации. По праву на забвение можно подать электронное обращение оператору поисковой системы (в «Яндекс», Google и т. д.), и те удалят ссылки на неактуальную, недостоверную или противоправную информацию из поисковой выдачи. Обратите внимание – сама информация не удаляется, её просто убирают из поиска. Если в праве на забвение отказали, такой отказ оспаривается в суде.

Относитесь к заявлению о праве на забвение так же, как к подготовке документов в суд. Не поленитесь подробно объяснить ситуацию и собрать доказательства. Также нужно самостоятельно собрать все ссылки на ресурсы, которые вы хотите скрыть – если пропустить ссылку, этот сайт останется в выдаче. У каждого оператора поисковой системы свои формы для подачи обращений:

Вытеснение другой информацией

Суть метода в том, чтобы создать под собранные ключевые слова как можно больше нового контента. Так при поиске по этим словам пользователь будет видеть позитивный или нейтральный контент. Например, если о человеке написали разгромную статью в медиа-издании, размещаются статьи в блогах, журналах и так далее, которые вытеснят эту статью по всем негативным запросам. Можно создавать другие острова контента, например, видео, форумы и тому подобное, — общий принцип всегда одинаковый. Естественно, когда таких материалов не один-два, а несколько десятков, объем работы закономерно вырастает.

В масштабной работе с информацией есть важный нюанс. Часто публичные персоны хотят убрать о себе негатив в тот момент, когда о них уже повсюду пишут и новостные каналы, и пользователи соцсетей. Нужно понимать, что в случае крупного скандала эти меры не помогут.

В разгар информационного шума нет смысла собирать негативные упоминания, вытеснять их позитивом или удалять. Это будет бесполезно, потому что на них месте сразу появятся новые. Тут нужно работать по-другому.

Обычно такие проблемы решают с помощью инструментов PR. Например, проводится пресс-конференция, дается публичный комментарий в соцсетях, проводится акция и так далее. Так, например, Регине Тодоренко пришлось приносить публичные извинения за слова о жертвах домашнего насилия, и только после этого поток негатива начал постепенно сходить на нет.

Подведем итог. Нежелательная информация может появиться где угодно, начиная от поста на форуме или слитой базы данных и заканчивая федеральными СМИ. В каждом конкретном случае подбирать решение нужно индивидуально – выйти на связь с редактором, заплатить (на свой страх и риск), подать жалобу и так далее. Если вы столкнулись с такой ситуацией и справиться с ней самостоятельно не удается, вы можете обратиться к нам в Sidorin Lab за дополнительной помощью.

0
1 комментарий
Краснова Юлия

Это утопия, цифровой след удалить никак нельзя...

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда