“Размер не имеет значения”, или 3 исторических модели бизнеса, о которых не пишут в учебниках

Когда вы говорите “крупный бизнес” или “малый бизнес”, какие образы у вас всплывают? Заводы-пароходы против маленьких конторок? Или вообще ничего?

Потому что “размер бизнеса” это какое-то синтетическое понятие, которое не несет за собой никакой информации об его внутреннем устройстве.

А следовательно, не будет обеспечивать владельцу такого бизнеса дорожной карты, дерева рисков, пути построения бренда и так далее. Сейчас поясню.

В этой статье я расскажу о том, чего не пишут в учебниках по истории бизнеса. Мы рассмотрим 3 исторических модели, которые обеспечат нам ясный взгляд на прошлое, настоящее, перспективы и риски вашего предприятия. Хочу, чтобы в хоче чтения вы смогли диагностировать вашу ситуацию, и после принимать решения на основании модели, а не своих, к сожалению, часто ошибочных ощущений.

“Размер не имеет значения”, или 3 исторических модели бизнеса, о которых не пишут в учебниках

Я Юлия Кондратова, практикующий маркетолог с 7летним стажем, кандидат наук, эксперт в области деловой репутации. Мои статьи размещены в этом канале, ссылку на научную статью прикреплю в конце публикации.

Итак, давайте проведем мысленный эксперимент

Разделим все виды бизнеса на 3 типа:- производство,- профессиональные услуги- сбыт.И посмотрим на 3 исторические модели, из которых возникал бизнес:- корабль,- церковь,- армия.

Обращаю внимание, что я не имею в виду какие-то конкретные религии или армии. Я вообще сейчас не говорю о политике и религии Я говорю о моделях, об их типичных параметрах! Держите, пожалуйста, в уме эту точку отсчетаДалее соотнесем исторические модели с типами бизнеса

1. Получим, что корабельная система является прообразом сферы профессиональных услуг: адвокатских фирм, проектно-изыскательных бюро, аудиторских компаний и так далее.

Вспомните любое произведение, хоть Остров Сокровищ: Трелони очень быстро нашел капитана, собрал команду, матросов, которые организованно пошли за капитаном реализовывать проект и получать общий куш.

Что характерно для этого прообраза?

Команда 1) подготовленных людей выдвигается в морское путешествие, полное штормов и конкурентов,

2) чтобы выполнить задачу, получить куш и разделить его, как договорились.

Кроме этой характеристики, у корабля обязательно есть такие элементы, как:

  • строгая иерархия. Никто не лезет на голову руководству, а руководство не позволяет команде лезть себе на голову;
  • понятное распределение ролей, например, капитан, старпом, боцман, матрос. Каждый знает свою роль и задачи этой роли. Всем понятно, кто пассажир, а кто член команды. Если человека взяли на корабль, капитану и остальным понятно, зачем он здесь;
  • царит устав / регламент. Устав написан кровью, кто-то погиб, чтобы появились правила. Море - враждебная стихия для человека. Стоит кому-то начать раскачивать корабль, и погибнет вся команда. Поэтому каждый участник подбирается тщательно еще на берегу.

Приложили к своей ситуации? Двигаемся дальше.

“Размер не имеет значения”, или 3 исторических модели бизнеса, о которых не пишут в учебниках

2. Когда мы говорим про церковь, мы имеем дело с разными системами сбыта. Продвижение, маркетинг, блогеры, инфлюэнсеры, система продаж, сетевые продажи, инфобизнес - это все церковь и проповедники. Их так и называют - “евангелисты брендов”. Модель церкви является для них ключевой. Она ни в какой форме не сравнится с кораблем, поскольку изначально построена другим способом и для других задач.

Главная цель церкви - увеличение паствы. В текущих реалиях - аудитории, базы подписчиков и тп.Элементы модели церкви:

  • патриарх - основоположник религии, отец-основатель;
  • одна религия: “вера в продукт и вера в компанию”, как любят говорить руководители отделов продаж;
  • система адвокатуры - инквизиция или апологеты. Священник не может существовать без этой мессы в темных рясах, которая приходит и наводит порядок. Она не дает запятнать священников бизнеса.

Каждый раз, когда новый основоположник создает “авторскую школу”, он сразу же нуждается в адвокатуре или службе безопасности. Потому что как только он станет заметным на рынке, немедленно получит обвинение, что он еретик, либо он скопировал чью-то систему; либо напротив, получит не только сомн последователей, но и подражателей, которые достроят его “авторский метод” до своего “авторского метода” и перепродадут без выплаты гонорара автору первоисточника.

Как продажи представлены в нише профессиональных услуг? Как отсек корабля. У продавцов на корабле та же четкая иерархия, свой руководитель, каждый знает свое место и живет по корабельному уставу.

И чтобы заявить о себе громко, компании ищут рекламное или маркетинговое агентство, чтобы те попроповедовали и сказали “вот эти святые люди, обратите на них внимание”. Редко бывает ситуация, что у компании сильный сервис и мощный отдел промоушена. Превосходному сервису не нужна реклама, к нему рекламщики сами подтягиваются, потому что проповедуя о них, можно зарабатывать деньги.

По сути, все крупные компании выросли либо на том, что один человек сделал революционный продукт, либо на том, что лидер умел классно продавать: мы видим, что в основании лежит либо церковная система либо корабельная.

“Размер не имеет значения”, или 3 исторических модели бизнеса, о которых не пишут в учебниках

3. У нас остается одна пара: модель армия - производство: торговые дома, конвейерные системы, логистика и так далее.

Главная цель армии - это, конечно, победы.

Элементы модели армия:

  • рекрутинг - конвейерная система найма;
  • академия генштаба, учебный центр подготовка младшего, среднего, старшего офицерского состава. Без этого не может произойти никакого масштабирования. Кто-то должен вводить человека в деятельность;
  • подготовка типа “класс-полигон”, то есть система обучения и тренировки, приведения человека в состояние готовности действовать строго по уставу;
  • устав, здесь нет отличия с корабельным уставом;
  • уровни допуска к информации. Никто в здравом уме не позволяет солдату знать обо всем, что происходит в армии и проявлять инициативу. Рядовой сотрудник может верить во что угодно, если подчиняется уставу. Он не способен навредить компании, не зная ее секретов.

То, что мы обсуждаем - это исторические вещи, их не надо придумывать, теоретизировать. Просто оглянитесь чуть в прошлое, и увидите эти модели.

Почему нам нужны модели? С ними можно работать. Подобные системы могут выдерживать турбулентность. Посмотрите, сколько им веков. Эти системы намного устойчивее, чем непонятные синтезированные, где собственники, руководители и подчиненные пытаются вместе управлять, принимать решения. “Вместе” означает “никто” - никто не принимает решения, никто не отвечает за отдельные фронты.

С понятиями “средний, малый, увеличивающийся, масштабирующийся бизнес” работать невозможно, потому что не ясна его структура и суть.

Почему еще мне, эксперту по репутации, важно познакомить вас с моделями бизнеса? Потому что все последующие задачи танцуют от модели. В том числе выстраивание репутации. В следующей статье мы как раз приложим обозначенные модели к задачам, которые встают перед собственником или генеральным директором предприятия. Смешение моделей негативно отражается на репутации и внутреннем климате предприятия.

Я, как кандидат педагогических наук, методолог сейчас планирую создание закрытой группы учеников, чтобы подготовить их для работы в реальном секторе экономики для разрешения проблем деловой репутации.

Попасть в группу можете здесь

Ознакомиться со статьей вы можете здесь: Кондратова Ю. Е. Основные причины проблем с деловой репутацией как следствие фрактальной эры. DOI: 10.25634/MIRBIS.2024.2.24// Вестник МИРБИС. 2024. - №2. С. 206–213.

Начать дискуссию