3 предохранителя бизнеса от ошибок в масштабировании

Представьте ситуацию: в вашем бизнесе обозначились стабильные результаты, и хочется попробовать больших масштабов. Успех пришел не случайно: вы действовали, иногда методом проб и ошибок, где-то подсмотрели, где-то изобрели технологическое преимущество, и превратили его в деньги.

И теперь наступил такой момент, когда хочется - и жизнь требует - большего, когда нельзя стоять на месте.

Итак, наша цель - масштабирование. Как вы будете это делать? Совершенно естественно, что в такой момент желание масштаба нередко разбивается о подводные камни.

Почему не получается?

3 предохранителя бизнеса от ошибок в масштабировании

Сегодня, я, Юлия Кондратова, практикующий маркетолог с 7летним стажем, кандидат наук, эксперт в области деловой репутации, расскажу вам, на чем покоятся подводные камни масштабирования.

Одно слово - модель.

Когда бизнесмен замышляет масштабирование, что он будет масштабировать? Именно рабочую модель
История говорит, что есть 3 проверенные веками модели:

  • армия;
  • церковь;
  • корабль.

Обращаю ваше внимание, что я не говорю о каких-то конкретных религиях или армиях стран. Я говорю о моделях, об их типичных параметрах, которые упоминала в предыдущей статье.

Если коротко, то представьте себе, что вы - капитан корабля, и вы с командой подготовленных матросов отправляетесь в приключение (проект), чтобы получить куш и разделить его. На корабле строгая иерархия, царит устав, и каждый знает свою задачу. Эта модель иллюстрирует отрасль профессиональных услуг.

Теперь представьте, что вы создали церковь, обучили священников проповедовать, и в ваших приходах аншлаг каждое воскресенье. Благодаря таланту священников, паства (аудитория) все прирастает количеством и верой. Так работает система сбыта - реклама, МЛМ, инфлюэнс-маркетинг, блогинг и тд.

И, наконец, третья модель - где вы стоите во главе производства, который требует постоянного рекрутинга кадров, бесконечного цикла обучения новых сотрудников, неукоснительного соблюдения правил. Это модель армии.

А сейчас давайте применим исторические модели бизнеса к задачам, которые встают на пути современного руководителя

1. Задача: масштабирование бизнеса

Когда мы говорим про масштабирование бизнеса, что мы под этим подразумеваем? это +2 корабля? +2 церковных прихода? или + 2 новых батальона?

Масштабирование исходящее из исторической модели, позволяет сократить количество ошибок по сравнению с попыткой двигаться по наитию, усреднять чужой опыт и внедрять его у себя. Следование историческим моделям защищает человека и его персональный бренд от глупостей.

Представьте: как масштабируется корабль?

Только появлением еще одного такого же корабля или армады. Каким образом “внезапно” может масштабироваться сервис? Представить сложно, но допустим, вы разработали IT-продукт, он оказался весьма качественным и востребованным, и нашелся инвестор, готовый влить финансы для резкого увеличения компании. И что вы скажете такому инвестору? “Ок, спасибо, что готовы двигаться быстро. Но чтобы появился флот, мне нужны еще капитаны, еще старпомы - в одиночку такие масштабы не потянуть.”

Армадой надо управлять. При этом каждая единица все равно является еще одним кораблем. Если вы смогли построить один корабль, то остальные корабли тоже должны быть построены по тому же принципу - вертикальная система подчинения, на каждом корабле только один капитан, все капитаны подчиняются адмиралу, принцип построения никак не меняется. Есть определенный принцип масштабирования, он другим быть не может.

Как масштабируется армия?

Через появление еще одного батальона.

В предыдущей статье я уже упоминала, что главное для армии:

  • рекрутинг - конвейерная система найма;
  • академия генштаба, учебный центр подготовка младшего, среднего, старшего офицерского состава. Без этого не может произойти никакого масштабирования. Кто-то должен вводить человека в деятельность;
  • устав. Поговорим об армейской системе подробнее в задаче 2.

В свою очередь, церковь имеет совершенно отличную модель - она масштабируется приростом паствы, а паства напрямую зависит от мастерства и подготовки священника. Бывают приходы, где никого нет, а бывают такие, где аншлаг каждое воскресенье. То есть, пытаясь масштабировать рекламу, маркетинг, сбыт, надо понимать, что предстоит увеличивать количество “талантливых священников” в своей коммуникационной сети.

Здесь есть 2 комментария:

1) Во-первых, если нет признанного и защищенного службой безопасности патриарха, церковь развалится на ереси, в бизнесе - это претензии “ты у меня украл интеллектуальные активы, это я был первым, ты начал повторять”.

2) Во-вторых, становится понятно, что расширение церковной модели невозможно без расширения службы безопасности. Она должна защищать своего патриарха и евангелистов бренда. Священники уязвимы. Про них можно начать писать гадости. Если нет системы церковной адвокатуры, то масштабирование поломается.

Однако, в бизнесе часто происходит смешение моделей.

Например, открывая филиал предприятия, созданного по модели Армия в другом городе, может оказаться так, что новый филиал создается по модели корабля, где подбираются готовые специалисты, без учебки. И это проблема, поскольку готовых солдат не существует: они заканчивают разные программы подготовки, чаще всего не соответствующие вашим вводным.

Часто в филиалах может возникнуть вместо армии церковь, вместо церкви корабль. По сути, использование разных моделей приводит не к масштабированию, а к беспорядку.

2. Задача: подбор персонала.

Каким образом происходит подбор персонала на корабле?

Матросов на борт приводит боцман. Боцман - вернейший человек для капитана и его “злая собака”, который больше никому не подчиняется. Каждый матрос знает - стоит ему оступиться, как боцман откусит ему голову. Если только капитан не помилует. Переводя на язык современного бизнеса, боцман - это служба безопасности.

В церкви главное - идеология.

Все проблемы в церкви возникают от скрытых грехов церковных иерархов. Поэтому главнейшей характеристикой нового священника (читаем “евангелиста бренда”) является его моральный облик, отсутствие грехов, и готовность разделять вашу веру. В церковной системе придется через микроскоп проверять, что это за это человек. Он должен абсолютно точно отвечать, почему он хочет работать именно с вами, а не с вашими конкурентами. Если поставить в нишу сбыта человека, который имеет грешки, например, ловит покемонов в церкви, криминальное прошлое, 10 раз разведен (что достаточно просто гуглится и проверяется в соцсетях), то его проблемы станут вашими проблемами. А ваши клиенты могут от вас уйти и не вернуться.

В армии рекрутинг осуществляется регулярно.

Вспомните, каким образом выглядит жизнь “новобранца” в крупных производственных компаниях? Человек знает, где его место, где можно попить воды, какой график работы, формат отчета, кому отчитываться. Больше ему пока знать ничего не положено, и инициативу проявлять крайне вредно. За ним следит аналог боцмана на корабле - “прапорщик”. Инициативу он сможет проявить после того, как пройдет барьер “учебки”, освоит регламенты. Без “учебки”, регламентов, уровней доступа к управлению предприятием производству не устоять.

Есть 2 важнейших параметра, которые необходимы, чтобы понять, пригоден человек для вашего производства (армии) или нет:- согласие с уставом. Не согласен жить по уставу - сразу на выход- двигательный тест на способность жить по уставу.

При этом, заметьте, почти не имеет значения вероисповедание и прошлое человека. На конвейер подойдет любой, кто способен подчиняться уставу.

Еще одной важной задачей является защита информации. Рядовой в армии навредить не может, потому что он ничего не знает, не владеет информацией. Армейская система строится на системе допусков, доступов.

Здесь не надо быть гением, чтобы заниматься системой подбора людей. Главное - система обучения и регламенты. Если их нет, то никакая система отбора людей вам не поможет. Если нет прапорщиков, которые контролируют исполнение устава новобранцами и объясняют, что он пока никто, и находится на территории, где руководители вкладывали силы и деньги, чтобы построить это производство. Если нет соответствующей дисциплины, можно даже не пытаться решать задачу найма и масштабирования.

3. Задача: введение новшеств

Попробуйте подумать с точки зрения вашей модели - вы вводите новшество.

А как это новшество было бы воспринято, скажем на корабле?

Например, современные бизнесмены любят заигрывать с демократией. И, притворяясь лояльными, собственники бизнеса в сфере профессиональных услуг зачастую оказываются сильными диктаторами. Поскольку это именно они создавали сервис, ругались с разработчиками, вбухивали свои деньги. Они просто не могут позволить, чтобы команда взяла и разрушила созданное.

А если бы на корабле была демократия, это как бы выглядело? Один подошел крутанул руль влево, другой вправо. Не умея пользоваться секстантом, сбил курс, проложенный штурманом на 5 или 15% левее. Где оказался бы корабль при таком раскладе?

Это заигрывание порождает огромное количество проблем с персональным брендом и деловой репутацией

Таким образом, оперирование моделями позволяет нам выстроить эффективную систему принятия решений, предохранителей, защиты деловой репутации, формирования персонального бренда.

Если вы хотите заработать больше денег, и защититься от их потерь, то история точно знает как, а я вам расскажу. Такие исторические и современные кейсы мы рассматриваем в закрытой группе

Я, как кандидат педагогических наук, методолог, организую закрытой группу учеников, чтобы подготовить их для работы в реальном секторе экономики для разрешения проблем деловой репутации.

Попасть в группу можете здесь

Ознакомиться со статьей вы можете здесь: Кондратова Ю. Е. Основные причины проблем с деловой репутацией как следствие фрактальной эры. DOI: 10.25634/MIRBIS.2024.2.24// Вестник МИРБИС. 2024. - №2. С. 206–213.

Начать дискуссию