Какое событие из прошлого мешает вашему бизнесу быстро вырасти?

Если бы у вас была машина времени, что бы вы изменили?
Не спешите отмахиваться, мол, это невозможно.
Есть такая профессия — прошлое чинить. Она не сводима к привычному пиару или брендингу, и гильдия маркетологов относит ее скорее к персональному маркетингу. В этой статье я расскажу примеры того, как реконструируя личную историю, предприниматели получили другое будущее и сделали свой бизнес неуязвимым.
Пусть и у вас будет запасной парашют на случай непредвиденных ситуаций.

Каких, например?
1. Зависти и конкурентной атаки в информационном пространстве. Когда репутация разрушается в один день, и нужны срочные меры, чтобы удержать распространение слухов и представить ситуацию в выгодном качестве.
2. Конфликта с недобросовестным бизнес-партнером. Когда тень его действий падает на ваше светлое имя, и нужно вернуть ваш чистый образ в представление аудитории.

3. Переговоров с инвесторами. Когда инвесторы решают, сотрудничать ли с вами, глядя на шлейф незакрытых обязательств в прошлых ваших проектах, и нужно оказаться достойным доверия человеком.

4. Случайного рокового стечения обстоятельств. Когда под санкции попадает ваш полный тезка, а вам это стопорит все дела в недвижимости и бизнесе, и нужно доказать, что вы — разные люди

И других, требующих непростых решений.

Как переписать тот отрезок пути, в котором находится препятствие для процветания человека и бизнеса?

И вообще, можно ли возродиться в новом качестве?

Можно.
Давайте посмотрим на кейсы в прошлом, которые доказывают нам это:
1. Фильмы

Самый большой опыт создания альтернативных историй накоплен в спецслужбах, конечно. Данную территорию можно исследовать только по фильмам, где мы наблюдаем, как вчерашняя драма становится сегодняшней победой. Или как Иван, не помнящий родства, оказывается наследником престола. Настоящие же технологии спецслужб нам недоступны.

2. Бизнес-проекты

Зато мы являемся очевидцами истории, которая так тонко проработана, что кажется правдивее, чем сама правда. Если вы приедете в Мексику, первое, что вам предложат увидеть, — это Чичен-Ица, памятник великой культуры Майя, покрытый чудесами и алмазной пылью. Мало кто из туристов задумывается о том, что перед его глазами — культурно-исторический диснейленд. То есть один из объектов «визуальной социологии», созданных Институтом Карнеги (США) для привлечения туристов по 20- 50 тысяч человек в день и получения выручки.

3. Политические события

Технологии изменения прошлого долгое время были прерогативой политической власти.

Заглянув в средние века, мы обнаружим, что Карл Великий, который завоевал полмира, поручил ордену монахов-францисканцев написать историю его побед, а по сути — новую историю Европы. Мог бы такую задачу решить простой копирайтер? Сомневаюсь. Ведь для описания истории империи нужны не только навыки рассказчика, но требуются знания политики, стратегии, психологии людей, истории государств и их обычаев.

4. Психологические практики

Если реконструкция политической истории доступна избранным, то как переписывание личной истории преподносится массам?

Если вы посещали тренинги НЛП, вас просили вспомнить травмирующее событие и заменить его условно ресурсным событием. Создатели практики НЛП Дж.Гриндер и Р.Бендлер (1970е гг, США) отмечали: «Наша личностная история – это миф, используйте ее как набор ресурсов, а не набор ограничений».

Возможно, такие манипуляции наклеят пластырь на ноющую мозоль самооценки, но остро стоящую деловую задачу точно не решат.

5. Изучение родословных

И, наконец, близкое нам. Что хранится в памяти российских граждан, которые изучили свою родословную хотя бы на 3-5 поколений назад? Тайны.
Замалчивание родственников белогвардейцев и эмигрантов, наказания за предпринимательскую деятельность, ссылки за неосторожно сказанное или услышанное не там слово. Чтобы сохранить судьбу своих детей, семьи придумывали не только новую историю, но и новые фамилии. Всего 50 лет назад мы сталкивались с починкой прошлого и персональным маркетингом как элементом выживания.

Что мы видим в этих примерах? Что история — это далеко не только след в интернет.

Часто кажется, что достаточно подчистить материалы в Яндексе, чтобы выглядеть лучше. И что специалисты по маркетингу и пиару справятся с задачей за короткое время.
Однако на самом деле задача гораздо более обширная и многогранная. Ваша личная история хранится не только в сети, а еще и в огромном массиве подтверждающих документов, и что самое трудное — в памяти людей, с которыми вы соприкасались. Создание новой личной истории — это поистине мистическое и таинственное действие, которое изменяя прошлое, кардинально меняет и нынешнюю ситуацию, и реакцию общества на ваше дело и личность.

События, которые сделали доступным персональный маркетинг не только политикам, но и предпринимателям, развернулись буквально на наших глазах.

Впервые я столкнулась с изменением историй в 2007 году, когда случайно познакомилась с сотрудником института Карнеги в Москве. К моему удивлению, оказалось, что популярность и Чичен-Ицы в Мексике, и Александрии в Греции и даже Колизея в Италии создана по определенной технологии. Масштаб маркетинговой и стратегической мысли поражал воображение. Срочно хотелось увидеть, как элементы технологий внедряются в жизнь.
Желание сбылось не сразу. В 2008 в Тюмени меня пригласили в проекты, связанные с маркетингом территорий. Проекты оказались не публичными, но результаты впечатляли. Я своими глазами увидела, как создание альтернативных историй работает на нашей территории. И заодно поняла, что для такой увлекательной работы один в поле не воин, и нужна проектная команда специалистов из разных сфер.

В ходе проектов коллеги познакомили меня с А.П. Панкрухиным, руководителем гильдии маркетологов; и я задала вопрос:«Александр Павлович, а как можно назвать работу, когда мы меняем историю не территории, а персоны

«То, что ты описала, является, по сути проявлением персонального маркетинга. — ответил он. — Маркетинг персональных историй о себе ещё заявит. Он станет нужен не только как эксклюзивная вещь для политиков, а повсеместно необходимая. Появится некая парадигма, то без чего ты на рынке не сможешь функционировать. Просто пока она только для элиты существует, и рынка пока нет».

Уже сейчас я вижу, как эти слова оказались пророческими.

Создание альтернативных историй и починка прошлого стали как никогда актуальны в последние пару лет. Я стала замечать, что работа с прошлым весьма дефицитная и востребованная. Люди хотят управляемо изменить свое прошлое. Из-за санкций, перемещения в новую страну, путанницы с однофамильцами, последствий информационных атак конкурентов — причины у каждого свои, но потребность одна. Нужна новая история, и нужны люди, которые профессионально ее перепишут.

Сейчас персональное прошлое чинит небольшая команда в 15 человек из разных точек России. Среди них профессионалы из журналистики, пиара, маркетинга, инженеры и даже эксперты из кинематографа (ибо что есть кино, если не постоянное переписывание историй?).

Один из экспертов показал масштабный проект со впечатляющим итогом:

в России существует некая бизнесвумен, финтех эксперт, управляющая финансовыми фондами, и за последние четыре месяца информационная проекция ее изменилась до неузнаваемости. Несколько лет назад партнер бизнес-вумен скрылся с деньгами вкладчиков фонда, и ее репутация приобрела мрачные оттенки. Однако история выглядит весьма достойно сейчас, хотя все было несколько иначе еще 4 месяца назад. Персональный маркетинг колоссально изменил представление о человеке, потому что появился иной нарратив в Гугле, Яндекс и так далее.

И это только один из примеров.

Мы становимся очевидцами того, что персональный маркетинг стремительно спускается от структур элитарных к обычным людям. Что в целом обоснованно, поскольку починка прошлого позволяет сделать предпринимателя и его бизнес неуязвимым и устойчивым.

1 комментарий

Интересная работа нынче у маркетологов, ещё и шлифовкой прошлого занимаются