«Вызов» — фильм не ради сюжета, а …

«Вызов» — фильм не ради сюжета, а …

Часть первая «Что это было?»

На исходе 3-х дневного празднования дня рождения в сети появился фильм «Вызов», тщательно разрекламированный и прошедший с помпой в кинотеатрах страны. Премьера состоялась аккурат в день космонавтики, что очень логично и правильно. Только через неделю остальных людей запустили в кинотеатры. Сеть наполнилась восторженными и не очень отзывами, что логично, т. к. люди разные и восприятие у всех разное. Я не особый любитель сидеть смотреть фильм под чужое чавканье попкорном над ухом, поэтому ждал пока картина появится в адекватном качестве в сети. Этот день настал, картина впечатлила, ощущения смешанные, позволю себе поделиться ими с некоторыми спойлерами. Если Вы решите посмотреть этот фильм, то спойлеры никак не испортят Ваших ощущений.

Давайте будем честны друг с другом! Нас приучили, что фильм — это сюжет, сценарий, декорации (графика), игра актёров и, возможно, какой-то смысл или идеи, которые хотели донести авторы фильма до зрителя. С последним, кстати с годами всё хуже. Производители фильмов пичкают зрителя низкосортной похабщиной по одному лекалу, а народ это успешно потребляет и орёт «Ещё давай». Иначе как объяснить миллиардные сборы фильма «Барби», комиксов Марвел и прочего подобного «искусства». Основная же цель современных фильмов — развлечение и отвлечение от повседневной реальности.

Начнём с самого главного — сюжета и сценария, т. е. того, что и привлекает зрителя в этом виде искусства. Сюжеты бывают интересные и не очень, короткие и длинные, захватывающие и «тягомотные», это просто последовательность событий, обстоятельств в произведении. На мой личный взгляд сюжет фильма никакой, натянут совой на глобус ради достижения другой, главное цели, о которой будет указано ниже. Предложенные авторами фильма сюжетные линии и обстоятельства удалены от реальности до степени фантазии при этом некоторые непонятно зачем они вообще вплетены в историю.

Про травму космонавта и её причины. Внезапно появившийся космический мусор, способный повредить станцию замечают всего за минуту несколько десятков секунд до столкновения, как будто взрыв спутника с обломками произошли только что и внезапно. Да ладно! Серьёзно? Мониторинга орбиты на мусор не существует? Расчёт точного столкновения с учётом взаимных скоростей, орбит, размеров двух объектов со 100% выводом о том, что столкновение будет - имеется, а обнаружить и высчитать заблаговременно аналогичные параметры того же мусора, который появился не прямо сейчас — нельзя. Обломки спутника не упали в атмосферу после его разрушения, а продолжают летать долгое время на околоземной орбите без корректировки своей орбиты? Земное притяжение отменили? Почему тогда МКС не сталкивается с другими спутниками? В конце концов, на какой такой скорости за несколько секунд нужно отвести огромную разветвлённую станцию от пересекающихся курсов, чтобы мусор не попал в тот или иной элемент станции?

Далее, опытный космонавт — рекордсмен по выходу в открытый космос, естественно всё делает как новичок, а не как рекордсмен. Закрепиться нормально он не может на корпусе при маневре станции в сторону от курса мусора, в результате его болтает и ударяет о детали станции и он получает внутреннее повреждение легкого. Хм… ну да, ну да. Вспоминаем про скорость отвода станции от пересекающихся курсов и мощности двигателя, чтобы сдвинуть МКС с места с такой скоростью. Вопросов нет, это фильм, пофантазировать можно и нужно для сюжета. Но, если Вы хотите максимальной реальности с реальными съемками в открытом космосе и на МКС с претензией на документалистику, то почему не придумать более достоверную причину травмы? Зачем демонстрировать в воодушевляющем, патриотичном и романтичном фильме за деньги налогоплательщиков своё собственное разгильдяйство как завязку сюжета?

Линия инцидента героини с прокурором. Зачем, зачем всё это нужно для сюжета фильма и донесения основных идей? Показать народу, что взрослый мужик, обличённый властью, по сути своей является м...ком и использует свои возможности против ребёнка за поставленный его дочке фингал в школе в обычной детской драке? С какой целью в фильме нужно было очернять систему, которая не без урода? Как это влияет на мотивацию героев по основной сюжетной линии, на их поведение, на развитие сценария? Развитие этой линии вообще убило. Ну мазнули вы чёрным государственную систему, тогда покажите как этот вопрос решается по закону в нормальном государстве. Нет, это не про авторов фильма. Нам показали, как вопрос порешали в привычном «кумовском» формате, т.е. попросили серьёзного дядьку позвонить наверх, чтобы позвонили вниз. Результаты звонка нам конечно показали в максимальной форме — прокурора с натянутой и рабской улыбкой с цветами на пороге. «Это какой-то позор»! Мне, за мои же деньги нагадили в душу дважды: очернили государственную систему, которая за фильм заплатила, и показали «решалово» в лучших традициях «телефонного права». Мы знаем все свои недостатки, пытаемся с этим бороться, но фильмы нам должны помогать в этом, а не показывать, что у нас всё плохо и решается это также плохо. Опять мазохизм и самобичевание рефлексирующей интеллигенции?

Линия с мамой вызвала больше вопросов, чем ответов. Хотели показать любовь мамы и дочки до такой степени, что в момент важной операции, когда хирург сосредоточен на миллиметрах и рука дрожать не должна, её соединяют с мамой, которая 5 минут ей в уши несёт «бытовуху». Это показывает любовь? Профессионал в ответственный момент сосредоточен настолько на процессе, что не знаю, что должно случиться, чтобы отвлечь его от процесса. Или героиня лучше работает, когда ей звонит мама с советами и просьбами привезти из командировки какую-то безделушку?

Воспоминания прошлого, когда героиня своей глупостью убила своего собственного мужа и чуть не угробила себя вместе с дочкой. Насколько я понимаю, зрителю это преподнесли как наличие некоего чувства вины за поступок и невозможность тогда помочь умирающему мужу, что мотивирует героиню сделать хорошо операцию космонавту. Во-первых, тебя направили в принципе для того, чтобы ты сделала невозможное и сделала операцию хорошо в условиях, в которых это никто и никогда не делал. Во-вторых, как это связано с принятием каких-то ответственных, принципиальных решений по ходу операции или наталкивает на какие-то невероятные способы её проведения? Сказано «прекратить операцию», героиня пафосно поломалась и прекратила. Дали ей идею как все-таки продолжить операцию, и она это реализовала. Какое это имеет отношение к воспоминаниям прошлого — непонятно. Единственное, что приходит на ум это связка с тем, что космос помог ей отпустить прошлое. Если Вы поняли другое, то пишите в комментариях.

Наряду с прошлыми воспоминаниями про семью и мужа зрителю пытаются «скормить» некую историю любви между героиней и врачом-напарником. При этом весь фильм ни о какой любви, воздыхании, ухаживании речи не идёт, только намёки на легкие домогательства со стороны мужчины, а в самом конце, внезапно она его любит и они целуются страстно в лифте. Ну хорошо, что хоть секс и сиськи не показали, что сейчас очень в тренде. О какой любовной линии может идти речь то вообще? Дружба — да, профессиональное «чувство плеча» - да, но где показано развитие любви? Или любовь внезапно появилась, когда она узнала, что напарник, будучи главным 100% кандидатом на отправку в космос, внезапно просит руководство Роскосмоса отправить туда фактически свою неподготовленную ассистентку? Допустим, но тогда покажите, что героиня весь фильм грезила и «кюшать не могла», только мечтала о космосе и страдала от того, что её не выбрали в качестве потенциального кандидата для подготовки. Авторам фильм за историю любви и попытку вплести её в фильм про другое ставиться твердая «единица». Ура, товарищи!

В итоге сюжет «натянут на глобус». Его можно было спасти только качественным сценарием, диалогами, эмоциями, поступками и прочим. Это получилось на твёрдую «тройку», некоторые восхитительные места, которые сформировали как раз смысл фильма, о чём будет ниже, заслуживают криков «Браво», но вот количество ляпов, ненужных линий, неадекватного поведения героев и ненужных акцентов испортило всё и вынудило просто снизить существенно снизить оценку. Особенно зацепило — это алкоголизм на рабочем месте руководства Роскосмоса в ответственный момент. Зачем это показали? Другого способа справиться со стрессом у взрослых мужчин и профессионалов своего дела нет? Только «прибухивать» на рабочем месте? Авторы! Ау! Вы точно хотели снять классную агитку за деньги государства? Или у нас пропагандируется алкоголь на рабочем месте? Тогда почему за это увольняют? Забухал на рабочем месте на ответственной должности — получи премию.

Теперь про игру актёров, вернее актрисы, потому что фильм фактически крутиться вокруг неё, а остальные дополняют придуманные сюжетные линии. Прекрасная актёрская работа Юлии Пересильд, внезапно. Я не профессионал для оценки качества актёрской работы, редко оцениваю фильм с точки зрения актёрского мастерства. Но тут меня это зацепило и обратило внимание. Очень качественно и профессионально в пределах роли по сценарию.

Часть вторая «А было вот что!»

А теперь, самое интересное! Если к этому моменту Вы подумали, что это статья является негативным отзывом фильму, когда всё разобрано по косточкам, а режиссёру, сценаристу фильма предложено покончить с жизнью от позора, то вот ВЫ ОШИБЛИСЬ! Это восхитительный, чудесный фильм, который будит эмоции, пробуждает чувства и задевает за живое.

Забудьте про качество сюжета, сценария. Они не имеют ровным счётом никакого значения для этого фильма. Включите фантазию, смотрите на картинку, желательно на большом экране, выбросите попкорн, пивасик и наслаждайтесь. ЭТО ФИЛЬМ ДЛЯ ТЕХ, КТО ТАМ НИКОГДА НЕ БУДЕТ!

Человечество сделало огромный шаг в космос. Сложнейшее оборудование, тысячи людей и умов, работающих над тем, чтобы покорить космос и сделать эти первые шаги человечества безопасными. Невероятные условия подготовки и работы космонавтов, которые способны выдержать физически и психологически единицы из Вас. Это всё заслуживает восхищения и уважения.

Вы были в горах? Вас восхищали снежные и не очень вершины, скалы и провалы, гигантские водопады и общее величие природы, по сравнению с который каждый из Вас не более чем ничтожный муравей? Если да, то умножайте эти ощущения на 10, на 100 и на 1000 и Вы всё равно не достигнете того, что ощущает человек, который возвышается над всей планетой и одновременно ощущает себя самым маленьким, ничтожным, незаметным кусочком великой, безразмерной Вселенной.

Вы не подготовлены, не имеет опыта, знаний, полноценной подготовки, одеваете скафандр и идёте не к своей машине, самолёту, вагону метро, а к ракете, которая через считанные минуты унесёт Вас туда, где Вы никогда не были и миллиарды из нас никогда не будут. Вас колотило от волнения перед экзаменом, Вы волновались за родных, находящихся на пороге смерти, Вы волновались за крупную сделку или другое важное событие? Вспомните эти ощущения, а теперь умножайте это на 10, на 100 и на 1000. Вас захлестнут такие эмоции, которые Вы никогда не испытывали в жизни. Возможно у Вас подкосятся ноги и психика не справиться с этими эмоциями, но Вы их не забудете никогда. Это будет впечатление, после которого всё другое станет банальным и не достойным Вашего внимания.

Представьте себя на месте главной героини и поймите, что это было ПО-НАСТОЯЩЕМУ! Это не голливудский блокбастер, снятый в зелёной комнате, нарисованный потом на компьютере за много миллионов долларов. Это было в реальности. Реальный полёт. Реальная ракета, реальная МКС, реальные космонавты, РЕАЛЬНЫЙ КОСМОС. Актриса и оператор не прыгали в зелёном костюме в датчиках в павильоне, они ЛЕТАЛИ ТУДА!!! Теперь представляете, что испытала Юлия Пересильд и Клим Шипенко, когда шли к ракете, когда взлетали, когда оказались на МКС, вышли в открытый космос и стали маленькими частичками Вселенной?

Именно в этом смысл всего фильма и его ценность. Чтобы Вы поставили себя на место этих людей, включили фантазию и эмоции и попытались приблизиться к этим ощущениям, которые испытали они. Вас позвали вместе с собой ТУДА! Вам дали прикоснуться к тому, что всем недоступно. И да, это получилось у актрисы и оператора. Смотрите на лицо Юлии, следите за эмоциями, которые не наигранны, а разрывают её реально. Во многих моментах невозможно снять несколько дублей и отрепетировать актёрскую игру. Следите, в конце концов, за картинкой, за видом из стеклянного купола, за взглядом в бесконечность из скафандра в открытом космосе. Прикасайтесь к настоящему КОСМОСУ, а не к компьютерной подделке.

Теперь Вы понимаете, что сюжет, сценарий и прочее ничего не значат при оценке этого фильма? Не имеют значения деньги, потраченный на фильм, и из чьего они кармана. Можно критиковать, обсуждать отдельные ляпы и нестыковки, кивать на продакт-плейсмент Тинькофф и Мегафона и говорить, что это пропаганда. НО! Но это не стоит ничего по сравнению с тем, что Вам дали возможность прикоснуться к ВЕЧНОМУ и по-настоящему!

Да, авторы и создатели могли сделать это лучше. Да, могли сделать сюжет более достоверным, закрученным и будоражащим мозг. Да, могли сделать видеоряд космоса еще длительнее и лучше, погружая Вас глубже и глубже в это. Да могли добавить аудиоряд, достойный космической оперы. Но они сделали то, что не делал ещё никто. Они дали Вам то, что никто и никогда не давал в индустрии кино. А кто Вы такие? Вы сделали подобное? Что Вы подарили человечеству, чтобы осуждать качество работы людей, которые подарили Вам этот фильм?

Я забываю все высказанные претензии к фильму, они ничтожны по сравнению с тем, что он даёт. Преклоняюсь перед создателями и благодарю их за великолепный подарок.

22
Начать дискуссию