Как пройти любое собеседование: советы бывалого HR.

Обидно слышать в свой адрес: «Спасибо, вы нам не подходите». Что сделать, чтобы этого не произошло?

Я – Гюзель Гараева, тот самый бывалый эйчар. Ведь я работаю в сфере управления персоналом уже больше 27 лет. Из них 18 лет на позиции HR-директора в крупных российских и западных компаниях. Сейчас я владелец онлайн-школы «HR-компас», наставник молодых HR-директоров и консультант.

В этой статье я расскажу, какие 14 шагов нужно сделать, чтобы точно пройти любое собеседование.

Я их разбила на две части: до встречи и во время собеседования собеседование.

До встречи.

Шаг 1. Подготовка.

Найдите сайт компании, прочитайте историю, узнайте, в какой отрасли она работает. Посмотрите, что пишут о компании. Замешана ли она в каких-то скандалах.

Шаг 2. Прочитайте вакансию накануне встречи.

Часто кандидаты проходят параллельные собеседования и теряются в просматриваемых вакансиях. Поэтому перед встречей освежите в памяти, какие обязанности на этой позиции. Тогда вы сможете точно ответить на вопрос, чем интересна данная вакансия. Подумайте, как ваш опыт и знания могут пригодиться в новой компании.

Шаг 3. Напишите рассказ о себе на 1 минуту и на 3 минуты.

Очень часто собеседование начинается со слов: «Ну, расскажите о себе». И тут человек (которому 50 лет на минуточку) начинает рассказ с момента рождения. И ты понимаешь, что пока он тебе всю свою жизнь расскажет, наверное, минут 40 пройдёт. Ты начинаешь прерывать, собеседник начинает стрессовать. В общем, лучше такой рассказ подготовить заранее.

Я рекомендую делать на одну минуту и на три. И во время собеседования спросить, сколько времени есть на рассказ. Дома его нужно написать, проговорить, и засечь, сколько времени на него уйдёт. А ещё лучше — порепетировать перед зеркалом, чтобы быть максимально убедительным.

Шаг 4. Подготовьте ответ по желаемой заработной плате.

Определите её идеальный уровень, комфортный уровень и что-то среднее между ними. Изучите рынок труда. Посмотрите, сколько платят сотрудникам на этой позиции в вашем городе. Потому что московские зарплаты и зарплата в Ульяновске будут сильно отличаться.

Шаг 5. Подготовьте Ваши вопросы собеседнику.

Часто на собеседовании оставляют время, например, 10 минут, чтобы ответить на вопросы кандидата. И если он говорит, что ему всё понятно, вопросов нет, ты думаешь, либо ему не интересна позиция, либо он, вообще, до неё не дорос.

Я бы обязательно уточнила ваши задачи и обязанности. И задала вопрос про корпоративную культуру. Рекомендую задавать его всем сотрудникам, с кем вы будете в этой компании встречаться. Подготовьте те вопросы, которые актуальны конкретно для вас.

Что нужно делать уже на самой встрече?

На встрече.

Шаг 6. Одеться уместно дресс-коду компании (индустрии).

Если вы приходите в IT-компанию, то, наверное, не стоит приходить в очень нарядном платье, поскольку вы будете выглядеть немного смешно.

Я часто рассказываю свой кейс, когда пришла на собеседование в компанию «Адидас» в брючном костюме, на каблучищах 9 сантиметров. Это был мой провал. Если вы идёте через агентство, спросите, как принято одеваться в этой компании. Либо просто зайдите на сайт, посмотрите, как одеты сотрудники. Если вы прям совсем ничего не знаете, наденьте белую рубашку, тёмные брюки или юбку и сделайте неброский макияж. Этого будет уже достаточно.

Шаг 7. Придите на встречу пораньше.

Очень плохо, когда кандидат опаздывает на встречу. Ты сразу думаешь, что он несерьезно относится к этой позиции или просто несобранный человек. Если вдруг по какой-то причине опаздываете: дорогу не рассчитали, какая-то авария произошла, обязательно сообщите об этом рекрутеру.

Шаг 8. Выключите телефон.

Ужасно звучит, когда вы сидите с боссом вашего руководителя, и у вас звонит телефон. Некоторые ещё ставят какие-то звуки типа «мамочка тебе звонит, ответь!» Ты думаешь: «Божечки, ну зачем он мне выключил телефон?»

Шаг 9. Будьте последовательны в своих ответах.

Заранее подумайте над причинами, по которым вы ушли из компании. HR или рекрутер обязательно спросит у вас про них. Причём вопросы будут идти не один за другим, а разбросаны в течение всего собеседования. И вам нужно последовательно для себя на них отвечать. Что вам нравится в компании, какую компанию вы ищете.

Шаг 10. Будьте в хорошей эмоциональной форме.

Не тряситесь, как осиновый лист. Вы должны хорошо выглядеть и быть уверенным в себе. Кому-то нужно пробежаться накануне собеседования, кому-то нужно подышать, сделать йогу, но точно всем я рекомендую выспаться, чтобы была свежая голова и хорошее настроение.

Шаг 11. Будьте аутентичным, то есть самим собой.

Вы никогда не знаете, какого именно кандидата ищет конкретно этот начальник. И если вы пытаетесь сильно кого-то играть, то обман очень быстро вскроется. Не всем нужны молодые, не всем нужны страшно инициативные, кому-то нужны исполнительные люди. В общем, будьте самим собой.

Конечно, если вы любите дреды, у вас в ушах туннели, кругом пирсинг, татуировки, а вы идёте в банковскую сферу, скорее всего, вы придётесь не ко двору. Хотя, если вы придёте в IT-отдел, вас и таким возьмут.

То есть с одной стороны, важно быть аутентичным, а с другой стороны, учитывать ту позицию и компанию, куда вы идёте.

Шаг 12. Проработайте свои страхи.

То, что мы боимся, что мы не хотим эту позицию, считываться на невербальном уровне. И если вы заранее не проработаете свои страхи, то, скорее всего, не будете успешны.

Недавно мои студенты обсуждали, что две из них хотят быть HR-директорами, но в сущности они боятся этой роли. Ведь у HRD непростая работа, и не так просто за неё платят большие деньги. Вы можете поработать с ментором, с коучем, с психологом, потому что если вы свой страх не уберёте, то вы будете проваливать одно собеседование за другим.

Ещё бывает полезно уменьшить значимость встречи. Расскажу на своём примере. Между компанией «Русский стандарт Водка» и «Оби Россия» у меня было полгода без работы. Я прошла порядка 70 собеседований. Это такая изматывающая гонка, когда ты приходишь, а тебе говорят: «Вы нам не подходите». А отказ за отказом больно бьет по самолюбию. И вот мне позвонили и предложили сходить на собеседование в компанию Оби. Полтора часа в один конец, полтора часа в другой конец. Думаю: «Неет. Схожу просто для того, чтобы сходить». И вот я прихожу расслабленная на собеседование, мне понравился генеральный директор, мы с ним хохмим всю дорогу. Он мне задает какие-то вопросы, я ему легко отвечаю, шутки, прибаутки. На 40-й минуте он хлопает по столу и говорит: «Я хочу сделать тебе предложение». Мы с ним обсудили условия, и я вышла через две недели работать. И это были восемь лет моей лучшей профессиональной жизни.

Уменьшите важность и значимость этой встречи. Ну подумайте, что самое худшее случится, если вы не пройдете собеседование? Руки, голова у вас останутся на месте. И, вообще, это никак не говорит о том, что вы плохой специалист.

Шаг 13. Играйте уверенного человека.

То, как вы себя ведете, как садитесь, как задаёте вопросы — это всё говорит о том, насколько вы уверенный человек. Если вы себя таковым пока не чувствуете, тогда просто играйте в уверенного человека. Есть очень хорошая фраза — fake it till you make it. Обманите свой мозг. В какой-то момент он поверит, что вы и вправду уверенный человек.

Ну и ещё одно хорошее упражнение — порепетировать рассказ о себе перед зеркалом. Либо включите телефон и запишите себя на видео. Посмотрите, насколько вы производите впечатление уверенного человека.

Эти 13 шагов помогут вам пройти собеседование. Остаётся один важный шаг — завершить встречу.

Шаг 14. Задайте 2-3 вопроса после собеседования.

Но не спрашивайте всякую мелочь или то, что можно потом спросить у специалиста, с которым будете работать. Типа: «На какой платформе вы заказываете грузовики?» или «А какими перевозчиками вы пользуетесь?»

Я рекомендую спрашивать про дальнейшие шаги, чтобы у вас было понимание, и вы меньше волновались, ожидая ответа от компании. И никогда не спрашивайте, насколько вы понравились как кандидат. Вы поставите всех в очень неловкое положение.

Это были мои советы бывалого HR. Надеюсь, они оказались вам полезны. Если да, то пожалуйста поставьте лайк, напишите комментарий и подпишитесь на мой канал. Мне будет приятно, а ещё это поможет нам продолжать формировать комьюнити людей, неравнодушных к HR.

Как пройти любое собеседование: советы бывалого HR.
Начать дискуссию