Хакатон, как способ быстрого создания стартапа

В начале октября на площадке Бизнес-инкубатора “Ингрия” прошел HSE Startup Hackaton, организатором которого выступили АНО «Центр Развития» совместно с Технопарком Санкт-Петербурга и НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург при поддержке Фонда президентских грантов.

Участие в хакатоне принимали бакалавры, магистры и выпускники 15 петербургских вузов, которые пришли с целью создать свой стартап с помощью экспертов и трекеров хакатона, обрести полезные знакомства, прокачать свои знания, а также soft и hard-skills по ведению инновационных проектов.

В течение недели все участники хакатона работали над проектами под руководством трекеров по методике “Дизайн-мышления”: исследовали рынок, проводили глубинные интервью с интересной для дальнейшей работы аудиторией, искали свою нишу, занимались прототипированием и готовились к презентации полученной стартап-идеи.

Организаторы хакатона, в силу своей деятельности, постоянно сталкиваются с ситуацией, когда основатели стартапов делают продукт, не исследовав предварительно рынок и опираясь исключительно на свое мнение, а не мнение потенциальной целевой аудитории. Как правило, такой подход приводит к неудачам или требует пивота (кардинального “разворота” стартапа в другую сторону). Задачей HSE Startup Hackaton было показать, как правильно начинать свой стартап. Прежде всего, идет общение с целевой аудиторией, а уже потом, на основе проведенных интервью и при использовании методик типа мозгового штурма, начинается проработка идеи будущего стартапа.

Дизайн-мышление хорошо подходит для разработки продукта для b2c рынка, именно этим и занимались участники хакатона.

В процессе работы над продуктом участники каждый день проходили лекции и тренинги. Кроме того, шла плодотворная работа с трекерами, направлявшими проекты.

Вводную лекцию о дизайн-мышлении провел Владимир Кулаков — ментор фонда «Сколково" и Бизнес-инкубатора »Ингрия” — в рамках которой он в целом рассказал об этапах дизайн-мышления, благодаря которым будет возможно разработать важный и нужный потребителю продукт.

Хакатон, как способ быстрого создания стартапа

Подход дизайн-мышления начинает свой путь с выявления скрытых потребностей пользователя, его проблем, мотивов и ценностей — это первый шаг называемый “Эмпатия”. Мастер-класс посвященный тому, как правильно проводить глубинные интервью с целью выявления истинных потребностей целевой аудитории, делал Роман Хромченко, консультант проектов по взаимодействию с ВУЗами и партнерами Бизнес-инкубатора «Ингрия».

Главное в проведении глубинных интервью (CustDev):

  • заранее сформулировать гипотезы, которые мы хотим подтвердить или опровергнуть;
  • задавать открытые вопросы: не ограничивать опрашиваемого выборами ответов;
  • спрашивать только о предыдущем опыте, чтобы случайно не попасть в состояние “галюционирования”.

Отличным помощником в составлении анкеты для глубинного интервью послужит книга Роба Фитцпатрика “Спроси маму”.

Второй этап — это "Фокусировка", где происходит анализ результатов опроса, интервью, анкетирования. При опровержении выдвинутых ранее гипотез формируются новые гипотезы и проводятся интервью. Это продолжается до тех пор, пока гипотезы основателя стартапа не подтвердятся. И только после этого мы можем переходить к этапу "Генерация идей”.

На этапе генерации идей в команде проводится мозговой штурм. Ключевые правила мозгового штурма:

  • количество порождает качество;
  • не суди и не критикуй;
  • не отбрасывай безумные идеи;
  • соединяй, комбинируй, улучшай свои идеи и сокомандников;
  • дай высказаться каждому, внимательно слушай;
  • сфокусируйся на главной проблеме целевой аудитории;
  • используй весь свой творческий потенциал: делай наброски, схемы, диаграммы.

Таким образом, идет генерация идей, чтобы перейти от этапа правильной постановки проблемы к созданию готовых решений для выбранной целевой аудитории.

Далее переходим к этапу "Прототипирование”. Иначе его называют »мышление руками”, так как создается материальный прообраз будущего продукта. В рамках хакатона мы говорили о MVP (минимально жизнеспособном продукте) , как более ранней версии прототипа.

Владимир Кулаков рассказал о возможных видах MVP:

  • Однофункциональный MVP

Продукт с одной функцией или минимальным набором функций, которые востребованы пользователями.

  • Разрозненный MVP

Сложный продукт, собранный из готовых и простых решений.

  • Консьерж

Метод тестирования гипотезы продукта без разработки софта. Задачи пользователя решают люди и пользователям это известно.

  • Волшебник страны ОЗ

Метод похож на «консьержа». Только здесь пользователи не знают, что их задачи решают люди, а не продукт

Поэтому, по совету спикера, лучше опробовать как можно больше идей с небольшими вложениями в быстрое прототипирование, сэкономив время, деньги и усилия. Быстрое прототипирование подразумевает собой способ визуализации и создания идеи, с помощью тех ресурсов, которые есть “здесь и сейчас”.

Этапы "Прототипирование” и "Тестирование” напрямую связаны между собой, так как узнать реальное мнение пользователей можно только на основании прототипа. Лучше всего проводить тестирование в реальных условиях, наблюдать за его использованием и задавать открытые вопросы пользователям — всё это поможет получить на обратную связь и углубиться в процесс развития MVP. Таким образом, здесь также надо будет проводить глубинные интервью: только уже не проблемные, а продуктовые.

“Сторителлинг” — финальный этап дизайн-мышления, когда основатель стартапа доносит свою идею до стейкхолдеров, будь то потенциальные заказчики, пользователи, инвесторы или партнеры.

Про основы сторителлинга, а также про структуру презентации участникам хакатона рассказала Ольга Алексеева, консультант проектов по направлению “маркетинг” Бизнес-инкубатора Ингрия.

На HSE Startup Hackaton новосозданные команды защищали свои проекты перед приглашенными экспертами Бизнес-инкубатора “Ингрия” и внешними экспертами.

Помимо лекций в рамках дизайн-мышления, были проведены:

  • лекция и бизнес-игра по тренировке навыков проектного менеджмента от Инны Селедцовой, руководителя агентства внедрения инноваций в образовании EachTech, преподавателя СПбПУ;
  • лекция по привлечению финансирования в проект от Ирины Семеновой, эксперта по привлечению финансирования, основателя Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад;
  • бизнес-игра по активации креативного мышления, а также тренировке презентационных навыков от Кристины Кисличенко, ведущего методиста школы бизнес-тренеров «metotrainer", автора проекта »Карта стартап-возможностей”.

Итогом проведенного мероприятия стало получение положительной обратной связи, награждение участников, а также продолжение работы участников с специалистами и экспертами Бизнес-инкубатора Ингрия над проектами.

На итоговом дне выступили со своими презентациями 8 команд:

  • Ampire

Маркетплейс дизайнерской одежды локальных брендов СПб.

  • Полезный перекус

Полезная свежая еда в удобной упаковке для фрилансеров

  • Lumen

Светящиеся украшения

  • Инноваторы

Проект “Профориентолик” — сервис профориентации для молодых специалистов

  • AdventureThirst

Агрегатор водных развлечений в СПб и ЛО

  • Vizyarm

Робот-помощник для видеосъемки

  • LifeWay

Комьюнити психологической помощи студентам в самоопределении и построении карты индивидуального развития

  • Test Me

Виртуальный косметолог в виде AR-маски, с помощью которой девушки смогут как и сэкономить время на поход в магазин, так и попробовать что то новое.

Хочется отметить, что на этом работа с проектами не заканчивается: сотрудники и менторы Бизнес-инкубатора “Ингрия” и Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ СПб продолжают работу с командами-финалистами.

Множество положительной обратной связи от участников хакатона позволяет нам рекомендовать формат хакатона для работы с инициативными студенческими обществами.

44
Начать дискуссию