Дефицит сотрудников на производстве: цифровые подходы к решению проблемы

Пандемия повлекла за собой серьезные экономические последствия, в числе которых закрытие границ, усиление e-commerce, а также введение практики государственных выплат потерявшим работу гражданам. На фоне сложившейся ситуации в крупных складских комплексах и на производственных предприятиях ощущается острая нехватка сотрудников.

В октябре мэр Москвы отмечал, что количество трудовых мигрантов сократилось на 40%, в связи с чем столица зимой столкнется с проблемами в ряде отраслей. Вслед за ним власти Петербурга также заявили о колоссальном дефиците рабочих, озвучив в качестве причины массовый отток мигрантов. Цифры, называемые представителями рынка кадровых агентств, еще значительнее — число иностранных трудовых мигрантов сократилось на все 60%, что больно ударило, в том числе, по ритейлу.

Эпидемия коронавируса значительно усугубила ситуацию в складской логистике, и без этого характерную для периодов пиковых нагрузок. Согласно официальным данным, чистый приток мигрантов из-за рубежа в январе-августе 2020 года сократился в 2,4 раза. За счет этого интерес игроков, ранее работавших преимущественно с иностранными мигрантами, сместился в сторону российских вахтовиков. Регионы, в свою очередь, получили возможность трудоустраиваться у себя дома, а не ехать на заработки в мегаполисы.

Дополнительно дефицит рабочих рук формируется на опасениях по COVID-19 — вахтенные работники чаще всего проживают в общежитиях, где риск заразиться выше. Не следует забывать и о влиянии государственных мер поддержки безработных: та часть трудовых мигрантов из российских регионов, кого не пугает вирус, часто не согласны на официальное трудоустройство (в этом случае они лишатся пособий), что создает немало проблем и рисков для работодателей.

Цифры, стимулирующие рост конкуренции на логистическом кадровом рынке, достаточно убедительны. Так, вакансия грузчика-комплектовщика лидирует в ТОП-15 самых востребованных профессий (9,9% от общего числа вакансий), уступив в рейтинге только врачам (на их долю приходится 15,74%) и обойдя программистов с опытом работы (7,06%). В период пиков фиксируется 17-кратное увеличение спроса на рабочий персонал. Ведущие игроки для закрытия имеющихся потребностей избрали путь зарплатной конкуренции. В стремлении переманить друг у друга кандидатов работодатели указывают в рекламных объявлениях о найме суммы в 2-2,5 раза превышающие реальные значения по зарплатам в данном сегменте.

Безусловно, в обозримой перспективе подобная тактика лишь еще больше обострит проблему. С начала 2020 года уровень заработной платы складского персонала и так вырос более чем на 30% (LFL 2019 г), что при существующем положении вещей далеко не предел. Поэтому рынок сегодня неспокоен и пребывает в поиске достойных решений по восстановлению баланса трудовых ресурсов.

Введение социальных мер

В условиях, вызванных последствиями пандемии и сезонной волатильности, компании тестируют разные методы и подходы. Одним из таких методов является введение долгосрочных программ мотивации персонала. Работодатели пробуют решать проблему не участием в гонке почасовых ставок, а предоставлением своим сотрудникам различных социальных гарантий: минимальный срок договора от 6 месяцев, поддержка семьи, медицинская страховка от коронавируса в Москве и так далее.

Однако практика показывает, что на данном этапе введения социальных мер недостаточно, чтобы на 100% решить проблему текучки и дефицита рабочих рук. Кадры из регионов, решившиеся на работу вахтенным способом, больше всего в сложившейся ситуации мотивирует финансовый аспект. Они скорее охотно переметнутся на сторону конкурента, который предложит лучшие условия по зарплате, чем окажутся преданными корпоративной культуре или останутся ради расширенного соцпакета.

Шеринг персонала

Пандемия предсказуемо подстегнула рост спроса на BPO-услуги во всем мире. Согласно исследованиям, в этой пятилетке объемы аутсорсинга бизнес-процессов достигнут $114 млрд с годовыми темпами роста 5–6% в отдельных секторах, а относительно кадрового сегмента прогнозы превышают 8%. В условиях кадрового кризиса наиболее очевидным решением видится метод шеринга персонала. Причем, наиболее опытные игроки рынка идут по пути «отраслевого шеринга», заключая договоры с агрохолдингами, работники которых не заняты в зимний сезон.

Впрочем, при всей популярности шеринга временного массового персонала у этой медали есть и обратная сторона. Во-первых, каждая компания имеет свою специфику, что при подборе кадров может увеличивать сроки выхода на целевые показатели. Во-вторых, общая ситуация с повышением ставок на рынке так или иначе продолжает влиять на настроения кандидатов. В таких условиях даже достижение сиюминутных результатов не позволяет аутсорсинговым компаниям гарантировать стабильность в части кадровых ресурсов на условно обозримый период.

Цифровой подход

Чтобы удовлетворить потребности крупных клиентов, работающих с розницей и складом, эксперты отрасли предлагают более современный подход. Он основан на использовании доступных цифровых инструментов, способных вывести шеринг линейного персонала на новый уровень. Появляются специализированные платформы, позволяющие компаниям даже в условиях высокой волатильности за пару кликов получить временный персонал в необходимом количестве (будь то один человек либо 50 и больше), и на определенное время (от 4 часов).

Главная ценность таких платформ в том, что они позволяют полностью оцифровать весь процесс по заказу и предоставлению услуги «под ключ»: они берут на себя всю «боль», связанную с обеспечением релевантными кадрами в нужный срок: даже заполнив заявку накануне вечером, заказчик уже на следующее утро гарантированно получает необходимое количество проверенных исполнителей. Такие сервисы обычно сами ведут учет рабочего времени, документооборот, контролируют выплаты исполнителям и предоставляют заказчикам развернутую аналитику. Заказчик получает традиционный сервис, только в разы быстрее и эффективнее.

Для людей, желающих подработать, такие онлайн-сервисы тоже выгодны. Они позволяют с помощью нескольких кликов гарантированно найти подработку в удобное для себя время, дают возможность развиваться и попробовать себя в разных специализациях. При этом выбрать локацию рядом с домом и быть уверенными в добросовестности компании-работодателя, ведь платформа его уже проверила.

В целом массовое появление в России онлайн-платформ, подобных Ventra Go!, говорит о готовности работодателей и сотрудников к новому уровню взаимоотношений: более экологичному и открытому. Обе стороны изначально принимают прозрачные условия «сделки»: описание рабочей задачи, количество часов, стоимость единицы времени. Поэтому они сразу настроены на эффективное взаимодействие.

Уверена, в текущих условиях кадрового кризиса использование подобных онлайн-платформ руководителями складов и производственных предприятий может не только решить ситуативную проблему, но и в целом положительно повлияет на рынок. Платформы способны сдержать мощный рост тарифных ставок и справиться с конкуренцией в отрасли. Все зависит от того, насколько быстро игроки смогут встроить в бизнес-процессы современные цифровые инструменты, чтобы привлекать линейный персонал в рамках запланированного бюджета.

1818
Начать дискуссию