{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Есть у бизнеса начало, нет у бизнеса конца

Это третья статья, посвященная моему опыту создания собственного бизнеса, и в ней я попытаюсь поговорить о трансформации компании при ее росте и возникающих в связи с этим сложностях.

Я написал две статьи про начало нашего консалтингового бизнеса и накоплении первичного капиталла. Чтобы не пересказывать все еще раз, всем желающим рекомендую начать с этих статей.

И так, начнем с того, что такое “бизнес” и как понять, что у тебя именно он, а не удаленная работа, фриланс, теневая занятость или что-то подобное?

Сам я задумался об этом и начал что-то понимать,как мне кажется, совсем недавно. И первое и главное условие, которое, на мой взгляд, определяет бизнес - это переход от прямого выполнения каких-то отдельных профессиональных функций к управлению компаний именно как инструментом. При росте компании возникает такой момент, когда ты не занимаешься уже работой с клиентами, не принимаешь заказы, не запускаешь рекламу, не ведешь переговоры с подрядчиками, не выполняешь сами заказы - ты носишься как белка в колесе, пытаясь сделать так, чтобы чтобы эти все и многие другие процессы в компании хоть как-то осуществлялись без твоего прямого в них включения.

Короче говоря, это когда перестает быть как в том анекдоте, про ИП, который открыл публичный дом, но работает один и потому классику не предлагает.

Пока ты сам отвечал на телефон, выставлял клиентам счета, искал подрядчиков, вел с ними переговоры - работа спорилась, вас в команде становилось больше и вот вдруг ты замечаешь, что все валится из рук, факапы плотно ложатся со всех сторон, отпуска сменяются праздниками, больничными и декретами и нерабочими неделями с сохранением зарплаты.

И именно в это момент становится понятно, что бизнес строится вокруг управления человеческими ресурсами, которые и должны в результате выполнять все те действия, которые ты выполнять больше не в состоянии. И когда ты начинаешь этими ресурсами управлять, открывается бездна всякого интересного, о чем не успели тебе рассказать на курсах Аяза. И все оказывается немного сложнее ответов на вопросы: “как зарегистрировать ИП или ООО”, “открыть счет в банке”, запустить рекламу в “директе” или выставить карточки на Вайлдбериз.

То есть, бизнес - это управление людьми, и самая сложная часть в бизнесе - это как раз таки люди с их порой весьма странным и неожиданным для тебя, как предпринимателя и руководителя, отношением к жизни.

Несколько откровений:

Образование не решает ничего - не думаю, что тут нужно как-то глубоко вдаваться в суть вопроса, но один из самых мотивированных кандидатов которых я видел - был молодой парень, закончивший музыкальное училище по классу балалайки. Молодых специалистов, окончивших с отличием лучшие ВУЗы и не способных связать двух слов и организовать даже собственную работу также было в нашей практике бесконечное количество. Иногда удивляюсь, как они себе билеты на трамвай покупают.

Зарплата не решает ничего - удивительно, люди которые хорошо работаю за маленькую зарплату, также хорошо работаю за большую, а те кто плохо работает за большую зарплату, не начинает работать хуже, если ее урезать. Возможно, если сотрудники начнут падать в голодные обмороки прямо на рабочем месте - это как-то повлияет на результат, но все что выше этого, никаким образом ничего не меняет.

Разговоры о том, что начни платить больше и все начнут хорошо работать - рассуждения в пользу бедных - не начнут.

Люди не хотят учиться - также удивительно, но доступ к бесконечным информационным ресурсам в виде интернета не открывает людям доступа к каким-то новым знаниям. Пользоваться гуглем для очень многих также сложно, как проектировать термоядерный реактор. Регулярно возникает ситуация, что, вопрос который человек пытался решить неделю, легко и непринужденно решался нажатием третьей ссылке в поисковике.

И я сейчас не говорю о наших гостях с солнечного юга, абсолютно все сотрудники нашей компании имеют приличное высшее образование.

Люди не хотят руководить - это на самом деле было для меня крайне неочевидно, но оказалось, что выделить сотруднику помощника в подчинение можно зачастую только принуждением. Руководить - значит брать на себя ответственность, а этого боятся как огня.

Люди не хотят выполнять инструкции - как долго и упорно бы ты не готовил инструкции, направленные на упрощение работы сотрудниками и сколько обучающих занятий не проводил, сотрудники перманентно будут пытаться срезать углы и сделать все по-своему.

Отношение руководства к сотрудникам ничего не решает - в офис можно поставить кофемашину, фрукты и конфеты, пинпонг, проводить ежемесячно корпоративы и позволять сотрудникам при необходимости уходить на удаленку или даже выдавать полдники - лучше от этого сотрудники работать не начнут.

Мне пришлось сотрудничать с одной компанией, где рабочий день был по 12 часов семь дней в неделю, слово отпуск там кажется вообще не знали, начальник орал как заведенный, в офисе не было даже кулера и все не то, чтобы были очень довольны, но работу свою делали. Надо ли говорить, что обратных примеров тоже полно?

Удаленка - путь к увольнению. На этом не будем останавливаться. Учитывая описанные выше нюансы управления командой, не сложно догадаться, что случится, если отправить сотрудника на пару месяцев поработать из дома. В принципе, если сотрудник пошел на удаленку, то можно сразу ставить объявление на HH, на замещение его вакансии.

Да, я знаю, что в тиктоках вам расскажут, что удаленка это круто и у них всех даже растет производительность дома, во время просмотра нетфликса, выгула собаки и замешивания кашки для ребенка, но моя практика однозначно говорит об обратном.

Лучший мотиватор для сотрудника - прямой контакт с заказчиком. Ни один начальник не может замотивировать сотрудника лучше, чем клиент у которого пена идет ртом. Иногда она идет без всякого повода, но это отдельная история.

Как управлять компанией, в которой работают эти самые люди?

Самый простой способ управлять компанией - не расти.

В принципе можно набрать лояльную клиентскую базу с хорошим чеком и выполнять все заказы самостоятельно, остаться по сути во фрилансе. Спокойно работать себе по 12 часов в день и не знать, что бывают опуска, декретный, больничный, простое человеческое раздолбайство и воровство на рабочем месте.

Второй способ - систематизация рабочих процессов, создание алгоритмов работы для сотрудников, распределение обязанностей, обучение и самое главное - контроль, контроль и еще раз контроль.

Важно, как мне кажется, понимать из всего вышесказанного, что сколько бы вы не сортировали вакансии на HH, обучали, контролировали, мотивировали, платили и устраивали корпоративы - сотрудники будут забивать на инструкции, факапить, подворовывать, и иногда предавать. И тут самое важное - научиться с этим как-то жить.

0
4 комментария
Николай Устюжин

Боже, сколько можно использовать эти постные ИИшные картинки

Ответить
Развернуть ветку
Andrej Schmidt
Автор

А какие нужно использовать? Васю Ложкина :)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Полицеймако

Ждем продолжения и еще больше практических рекомендаций

Ответить
Развернуть ветку
Andrej Schmidt
Автор

Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда