«Иджаза» и «иснад» мусульманам – аналог современного блокчейна?

Передал Имам Муслим в «Введении» к своему «Сахиху» со слов Абдуллаха ибн аль-Мубарака, да помилует его Аллах, что он сказал: «Иснад (цепочка передачи) — это часть религии. Если бы не иснад, то каждый говорил бы, что пожелает».

Также передал он со слов Ибн Сирина, да помилует его Аллах, что тот сказал: «Воистину, это знание — религия, так смотрите, от кого вы берёте свою религию».

Аль-Касталляни в своём «Шарх аль-Мауахиб» (5/393) упомянул слова имама аш-Шафии, да помилует его Аллах: «Тот, кто ищет хадис без иснада, подобен человеку, собирающему дрова ночью, не ведая, что несёт с собой змею».

Ас-Сахауи в «Фатх аль-Мугис» (2/222) упомянул слова имама Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах: «Если бы иджаза была запущена (перестала бы использоваться), то знание было бы утрачено».

Имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, сказал: «Стремление к высокому иснаду (иснад, в котором малое число передатчиков) — это сунна (наших) предшественников».

Он также сказал: «Стремление к возвышенному (высокому, короткому) иснаду — это из сунны».

Аль-Хатиб аль-Багдади в своей книге «Аль-Джами ли ахляк ар-рауи» (1/123, 184) упомянул слова имама Мухаммада ибн Аслама ат-Туси, да помилует его Аллах: «Короткий (близкий) иснад — это средство приближения к Аллаху Всемогущему».

Упомянул Ибн ас-Салах в своей книге «Улюм аль-хадис». Кто-то спросил Яхью ибн Маину (род. 158 хиджры), да помилует его Аллах, когда он был болен болезнью, от которой скончался, спросили: «Что-нибудь хочешь?» Он ответил: «Пустой дом и возвышенный (короткий) иснад».

«Иджаза» и «иснад» мусульманам – аналог современного блокчейна?

Всем известно, что одной из отличительных черт приверженцев Сунны является их любовь к хадисам и преданиям (асарам). Будь это изучая их (дирая), или передавая (ривайя), как словами, так и делами.

Также они (ахль сунна) сохраняют хадисы, будь то издавая, печатая или распространяя, через иджазу или читая их.

Что касается приверженцев новшеств и страстей, то у них нет ничего из того, что было упомянуто, кроме следования своим страстям и выдуманных подражаний.

Если бы не было в достоинстве иснада ничего, кроме того, что передатчик оказывается в непрерывной цепочке, ведущей к имени Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то этого было бы достаточно (для иснада) величия, чести и благородства.

Прекрасно сказал Абу Хатим аль-Бусти (род. 270 хиджры), да помилует его Аллах, в своей книге «аль-Маджрухин», комментируя хадис Пророка (мир ему и благословение): «Не перестанет существовать группа людей...»«И кто более заслуживает этого толкования, чем люди, которые покинули свои семьи и родные земли, довольствуясь лишь куском хлеба и старыми одеждами ради поиска сунн и преданий, поиска хадисов и сообщений, странствуя по пустыням и необитаемым местам, не обращая внимания на бедность и лишения? Они следуют следам Посланника Господа миров, защищая его от лжи, пока для мусульман не станет ясной истина, отличающая достоверные предания от вымышленных и ложных. Я надеюсь, что не будет в этом мире группы ближе к Пророку (мир ему и благословение) в Раю, чем эта, потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Ближе всех ко мне в Судный день будут те, кто больше всего делал на меня салават". Нет в этой умме такой группы, которая чаще читала бы молитвы (салаваты) за Посланника Аллаха (мир ему и благословение), чем эта. Они скитаются по земле, учат людей сунне, наслаждаются её преподаванием, остаются твёрдыми в праведности, противостоят тем, кто отступает от истины и следует своим взглядам, умирают, соблюдая сунну, и в итоге обретут благо. Это — партия Аллаха, а ведь партия Аллаха — это те, кто преуспеют».

Также из особенностей этого знания то, что Ас-Сахауи упомянул в книге «Фатх аль-Мугис» (2/400), передавая со слов Абу аль-Хасана ибн ан-Ниммы, да помилует его Аллах: «Наши учителя (щейхи) с древних времен использовали иджазы и считали их одним из самых ценных что можно требовать, считали их главным капиталом требующего знаний и полагали, что тот, кто их лишён, проигравший, а не победитель...»

Некоторые ученые, считающие обязательным действовать с хадисами через иджазу, а таких было большинство, приводили в доказательство известный хадис о том, что Пророк, мир ему, написал суру Бара'ат на листе и передал ее Абу Бакру ас-Сиддику, да будет доволен им Аллах, а затем послал Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах, который взял ее у него, и не читал ее ему и сам не читал, пока не прибыл в Мекку, где открыл ее и прочитал людям.

Говорит шейх Аль-Хатиб аль-Багдади: «Я спросил Абу Ну'айма Ахмада ибн Абдуллаха аль-Хафиза (род. 336 г.ж.), что он думает об иджазе, и он сказал: «Иджаза действительна и может использоваться в качестве доказательства», и привел в качестве свидетельства хадис Абдуллаха ибн Укейма, который сказал: «Посланник Аллаха, мир ему, написал нам», и Абу Ну'айм сказал: «Я не встречал никого из наших шейхов, кто бы не признавал иджазу и не использовал ее, кроме Абу Шейха, который не считал ее чем-то значимым».

(Абу Шейх — это Абдуллах ибн Мухаммад ибн Джафар ибн Хайян аль-Асбахани).

«Иджаза» и «иснад» мусульманам – аналог современного блокчейна?

Некоторые пользы от иджазы

Одним из них является то, что упомянул Абу Бакр ибн Хайр аль-Ишбили (род. 502 хиджры), да помилует его Аллах, во введении к своей книге «Фихрест» (15–16): «Знайте, да помилует вас Аллах, что иджаза — это необходимый элемент в передаче знаний, она завершает и делает полноценной передачу. Без неё передача была бы точно неполной».

Абу Мухаммад ибн Аттаб (род. 433 хиджры) сообщил со слов своего отца Абу Абдуллаха, который был из числа тех, кто отличался внимательностью и осторожностью в передаче знаний. Он сказал: "Тому, кто изучает хадисы, не обойтись без иджазы. Будь то в том случае, когда он слушал того, кто передаёт от мухаддиса (человека, который разбирается в вопросах хадисоведения), или предлагал свои передачи на проверку, или же слушал, как другие предлагали свои хадисы мухаддису для проверки, ведь всегда существует риск ошибок, невнимательности, забывчивости, искажений или подмен. Если мухаддис сам читает хадис, то слушающий может ошибиться или что-то упустить. Если же читает другой, то возможна ошибка в чтении. Поэтому, когда к слушанию или проверке добавляется иджаза, она устраняет большинство этих рисков." Это смысл слов шейха, но не его точные слова».

Ещё одно преимущество - ускорение передачи знаний в необходимых (неотложных) ситуациях.

Ещё одно преимущество - увеличение числа переданных хадисов (с которыми знакомится ученик), чтобы не осталось ни одного такого хадиса от Пророка (мир ему и благословение), которого бы студент не узнал и не передал бы (т. е. чтобы не осталось для студента какого-нибудь «странного» хадиса, которого бы он не знал).

И это также упомянул Ибн Хайр аль-Ишбили (с. 16–17): «Знайте, да наставит вас Аллах, что иджаза приносит две пользы: первая — это ускорение передачи хадисов в случае необходимости, второе преимущество иджазы: увеличение количества переданных хадисов. Тот, кто стремится передать как можно больше хадисов, почти наверняка соберёт все хадисы Пророка (мир ему и благословение), и его передача охватит их все. Благодаря этому он избегает трудностей, связанных с передачей слов Пророка (мир ему и благословение) без иснада».

Как часто проповедники на минбарах, а также знатные люди на собраниях упоминали слова, приписываемые Пророку (мир ему и благословение), не имея иснада для них!

Учёные, да помилует их Аллах, согласились в том, что мусульманину не разрешается говорить: «Пророк (мир ему и благословение) сказал то-то», если у него нет подтверждённой передачи этого высказывания, хотя бы если это сделано через различные пути передачи. Потому что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто сознательно солжёт на меня, пусть приготовит своё место в огне» (хадис достоверный), а в некоторых версиях: «Тот, кто солжёт на меня» — без каких-либо ограничений.

Ещё одно преимущество иджазы заключается в сохранении всех произведений мусульманских учёных благодаря непрерывности их иснадов и цепочек передатчиков.

Об этом сказал Хафиз Абу Тахир ас-Силяфи (род 478 хиджры), да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-Уаджиз фи зикр аль-муджаз уа аль-уаджиз» (54-55): «Невозможно представить, чтобы каждое большое произведение, составленное давным-давно, и любое малое произведение сохранялось бы на уровне непрерывной передачи друг другу (по памяти) на протяжении долгого времени, не прерываясь смертью передатчиков и утратой хранителей знаний. В таких случаях возникает необходимость в средствах, которые обеспечат сохранение сочинений и продолжение их существования, не допуская их исчезновения! Поэтому доступность передачи через иджазу приносит огромную пользу, делая значительный вклад, поскольку цель состоит в том, чтобы укрепить переданные сунны (хадисы) в религиозных ахкамах и возродить предания как они дошли до нас, будь то через прослушивание, прочтение, обычную передачу (мунауаля) или получение разрешения (иджаза)».

Также среди её преимуществ - сохранение названий книг и их авторства для истории.

Иджаза является критерием и мерилом принятия или отклонения передачи. Ведь без неё (иджазы), каждый кто хотел бы, мог бы говорить всё, что захотел бы.

Иджазу называют «родословной книг».

Одним из преимуществ иджазы является то, что она служит источником для биографий шейхов, даёт возможность узнать их истории и услышанные ими предания, особенно когда речь идёт о владельцах иснадов, которые связаны с определёнными книгами.

Ещё одно преимущество иджазы заключается в том, что она связывает ученика с шейхом. Ради этой связи студенты отправлялись в дальние путешествия, преодолевали проблемы и трудности пути, предпочитая встречу с шейхами, возвышенность иснада и слушание хадисов, вместо удобства и покоя.

Есть и другие преимущества иджазы, о которых упоминали учёные как отдельно, так и в дополнении. Их можно найти в специализированных книгах по хадисоведению, ма'аджамах, шейхах и иджазах.

Хафиз Абу Тахир ас-Силяфи, да помилует его Аллах, сказал в своей книге «Аль-Уаджиз» (53-57): «Знай же, что иджаза дозволена у факихов шариата, которые разбираются как в основах, так и в ответвлениях фикха, и у хадисоведов как в древности, так и в новейшее время, от поколения к поколению, от века к веку до наших дней. Они разрешают передачу хадисов через иджазу и противостоят нововведенцам, чья цель — разрушить то, что установил шариат, на что опирались сподвижники и табиины, что стало обязательным предписанием».

Тот, кто был наделён успехом и внимательно изучил истину среди всех творений, стремится следовать пути предшественников (салафов), которые являются примером для подражания и имамами истины. Следование их пути в том, что пришло из сунны, — это один из самых правильных путей, надёжная защита и самое сильное доказательство.

Иджаза, как ясно для тех, кто обладает проницательностью, служит средством для сохранения того, что было передано и подтверждено из преданий. Она сохраняет их чистоту, ясность и свет.

Наивысшей степенью в передаче знания является непосредственное слушание, затем передача через письменные документы (мунавала), а затем иджаза.

Основа в этом — это знание передатчика, его надёжность и точность, независимо от способа передачи — через слушание, передачу документа или иджазу. Все эти способы допустимы.

Можно перечислить несколько имён тех, кто высказывался в пользу действительности иджазы, а также о правильности передачи знаний через неё.

«Иджаза» и «иснад» мусульманам – аналог современного блокчейна?

Среди учёных раннего периода, которые признавали иджазу

Аль-Хасан аль-Басри (род. 21 хиджры), Макхуль аш-Шами (скончался в 113 хиджры), Нафи', вольноотпущенник Ибн Умара (скончался в 117 хиджры), Катада ибн Ди'ама ас-Судуси (род. 61 хиджры), Аз-Зухри (род. 49 хиджры), Айюб ас-Сахтиани (родился в 66 г.х.), Рабиа ар-Рай (скончался 136 г.х.), Ибн Джурайдж (род. 80 хиджры), Аль-Ауза'и (род. 88 хиджры), Хайуа ибн Шурайх (скончался в 158 г.х.), Ас-Саури (род. 97 хиджры), Аль-Лайс ибн Саад (род. 94 хиджры), Имам Малик (род. 93 хиджры), Ибн Уяйна (род. 107 хиджры).

А также: Имам аш-Шафии (род. 150 хиджры), Ахмад ибн Ханбаль (род. 164 хиджры), Мухаммад ибн Яхья аз-Зухли (род. 172 хиджры), Аль-Бухари (род. 194 хиджры), Муслим (род. 206 хиджры), Ат-Тирмизи (род. 209 хиджры), Абу Зар'а (род. 207 хиджры), Ибн Хузайма (род. 223 хиджры), и многие другие, чьи имена невозможно перечислить полностью.

Среди поздних учёных, признававших иджазу

Ибн Аби Дауд ас-Сиджистани (род. 230 хиджры), Ад-Дарукутни (род. 306 хиджры), Аль-Хаким ан-Найсабури (род. 321 хиджры), Абу Ну'айм аль-Асфахани (род. 336 хиджры), Ибн Хазм (род. 384 хиджры), Абу Я'ля аль-Ханбали (скончался 458 г.х.), Аль-Байхаки (скончался 458 г.х.), Ибн Абд аль-Барр (скончался 463 г.х.), Аль-Хатиб аль-Багдади (скончался 463 г.х.), Абу аль-Валид аль-Баджи (скончался 474 г.х.), Ибн Рушд аль-Куртуби (скончался 520 г.х.), Кади ‘Ияд аль-Яхсуби (скончался 544 г.х.), Абу Бакр аль-Ишбили (скончался 575 г.х.), Абу Тахир ас-Силяфи (скончался 576 г.х.), Абд аль-Хакк аль-Ишбили (скончался 581 г.х.), Ибн ас-Салах (скончался 643 г.х.), Ад-Дия аль-Макдиси аль-Ханбали (скончался 643 г.х.), Аль-Мунзири (скончался 656 г.х.), Ибн Даккик (скончался 667 г.х.), Имам Ан-Навави (скончался 676 г.х.).

А также: Ибн Таймия (скончался 728 г.х.), Аль-Миззи (скончался 742 г.х.), Аз-Захаби (скончался 748 г.х.), Ибн аль-Каййим (скончался 751 г.х.), Ибн Касир (скончался 774 г.х.), Ибн Раджаб (795 г.х.), Ибн Хаджар (скончался 852 г.х.).

Ас-Сахави (902 г.х.), Ибн Абд аль-Хади (909 г.х.), Ас-Суюти (911 г.х.), Ас-Сан'ани (1182 г.х.), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1206 г.х.), имамы наждийского призыва, Аш-Шаукани (1250 г.х.), Ибн Баз (1420 г.х.), Ибн 'Акил и другие выдающиеся учёные, единогласно признали достоверность иджазы и её применение.

Что касается тех, кто был против иджазы из числа учёных, то у них были следующие причины

— Опасение, что по причине этого, прекратится практика путешествий ради изучения науки и хадисов. (Хотя само путешествие не является условием получения знания).

— Опасение, что студенты будут злоупотреблять иджазой в ущерб реальному приобретению знаний. Это действительно имеет место быть, и требующим знания необходимо остерегаться ловушек и упущении в получении знаний, иначе то, что они получают через иджазы и прочее, станет доказательством против них — да убережёт нас Аллах! Несмотря на это, многие из тех, кто был против иджазы, впоследствии изменили своё мнение и признали её допустимость и применение.

Ибн аль-Асир (ум. 606 г.х.) в предисловии к своей книге «Джами аль-усуль» (1/73) сказал: «В наши дни, да и задолго до этого, стало редким встретить кого-либо, кто бы в точности сохранял знание. Даже самые известные передатчики хадисов в наше время, те, кто участвует в собраниях для слушания хадисов, имеют в своём распоряжении лишь рукописи, которые они читали или слышали, или же в их городе есть экземпляры, на которых указаны свидетельства слушания, с их именами. Также у них могут быть записи о передаче книг через вручение (мунавала) или иджазу. Если такой передатчик слушает чтение хадиса, он записывает его собственноручно, подтверждая слушание». Конец цитаты.

Также хафиз Абу Тахир ас-Силяфи, да помилует его Аллах, в своём сочинении, посвящённом правилам чтения перед шейхами, сказал (цитируется в «Шарх аль-Альфия» аль-Ираки (1/348) и «ан-Нукат» аз-Заркаши (3/430)): «Шейхи, которые не знают хорошо свои хадисы, зависят в их передаче от надёжных учеников, а не от себя. Это было средством для хранителей хадисов -сохранить иснады. Эти шейхи не считались обязательным условием для признания хадиса достоверным, кроме как в случаях поддержки другими передатчиками. Если бы учёные не позволили бы передавать хадисы от таких шейхов, то их передача была бы недопустима, и было бы дозволено передавать только от тех, кто был надёжным, а не от всех остальных».

Имам аль-Байхаки, да помилует его Аллах, сказал в своей книге «Манакиб аш-Шафии»: «Некоторые из наших современников слишком вольно отнеслись к слушанию хадисов от тех передатчиков, которые не знают наизусть свои хадисы, не умеют правильно читать из своих книг и не понимают все, что им читают, даже если чтение основано на том, что они слышали ранее. Однако хадисы, которые являются достоверными или находятся между достоверностью и слабостью, уже записаны и собраны в сборниках хадисов, которые составили учёные хадисоведения. Не может быть так, чтобы что-то из этих хадисов было утеряно для всех учёных, хотя это может быть утеряно для некоторых из них. Это связано с тем, что Сам Пророк (мир ему и благословение) гарантировал их сохранность. Поэтому если кто-то сегодня приходит с хадисом, которого нет у всех учёных, он не будет принят. А если кто-то приходит с хадисом, который известен среди них, то тот, кто передаёт его сегодня, не будет одинок в этой передаче, и доводом будет то, что он подтверждён передачей других. Цель передачи хадисов через слушание, выражаемое словами «хаддасана» («Он рассказал нам») или «ахбарана» («Он сообщил нам»), заключается в том, чтобы хадис передавался в непрерывной цепочке иснада. Это сохраняет ту честь, которой была удостоена эта умма до Судного дня, и является свидетельством почёта для нашего Пророка (мир ему и благословение)».

Главной целью является сохранение уникальной особенности этой уммы — наличия иснадов, и предостережение от разрыва цепочек передачи знаний. Поэтому из всех условий нужно принимать во внимание лишь те, которые соответствуют этой цели. Достаточно, чтобы шейх был мусульманином, достигшим зрелости, здравомыслящим, не демонстрирующим явного нечестия и глупости (быть в своём уме). Что касается его точности, то достаточно того, чтобы его слушание было подтверждено надёжным человеком, и чтобы он передавал из оригинала, который соответствует оригиналу его шейха.

«Иджаза» и «иснад» мусульманам – аналог современного блокчейна?

Иснад хадисов и современный блокчейн

1. Цепочка передачи данных:

Иснад – это цепочка передатчиков хадиса, которая подтверждает его достоверность. Каждый передатчик должен быть надёжным, чтобы хадис считался аутентичным. Важно, чтобы каждый человек в цепочке был проверен и его передача была зафиксирована.

Блокчейн – это цепочка блоков, где каждый блок содержит информацию и подтверждает её подлинность через криптографию. Каждый блок связан с предыдущим, и если данные в одном из блоков изменятся, это нарушит всю цепочку, что делает фальсификацию практически невозможной.

2. Проверка достоверности:

В иснаде проверка достоверности хадиса зависит от авторитетности каждого передатчика. Учёные тщательно изучают биографии передатчиков, их надёжность и правдивость.

В блокчейне достоверность данных подтверждается участниками сети (майнерами или валидаторами) с помощью криптографических алгоритмов. Каждый блок проверяется сетью, и только после этого он становится частью цепочки.

3. Неизменяемость:

Хадисы с надёжным иснадом сохраняются как неизменные и передаются из поколения в поколение. Попытка изменить иснад или текст хадиса легко выявляется учёными.

В блокчейне информация, записанная в блоке, не может быть изменена, так как изменение одного блока приведет к необходимости изменения всех последующих блоков, что практически невозможно.

Таким образом, как иснад хадисов служит способом аутентификации религиозных текстов через цепочку надёжных передатчиков, так и блокчейн обеспечивает проверку и сохранение данных через распределённую систему с высокой степенью безопасности и неизменяемости.

Две крайности и золотая середина в вопросе передачи иджазы и её распространения

Первая крайность — это те, кто слишком усложняет условия и ужесточает требования к передаче иджазы. Они чрезмерно усложняют этот процесс и осуждают других за простоту в её передаче, считая, что иджаза — это нечто закрытое и доступное лишь избранным. Они полагают, что её могут получать только те, кто достиг уровня муджтахида (учёного, способного к самостоятельным решениям в вопросах религии) или те, кто уже прославился своим знанием и занял высокое положение.

Иногда иджазу связывают с таким условием, которое может оказаться трудным для многих студентов сегодня. Например, от студента требуют, чтобы он прочитал перед учёным оба "Сахиха" (сборники хадисов аль-Бухари и Муслима), "Сунаны" или любую другую книгу, по которой он хочет получить иджазу. Это может быть сложно для тех, кто не может отправиться в путешествие, а иногда и для тех, кто остаётся на месте (просто даже) из-за нехватки времени.

Без сомнения, это является несправедливостью и чрезмерностью, отходом от пути большинства учёных и передатчиков знаний в вопросе условий для иджазы!

В ответ на такую практику выдающийся учёный хадисов, Абд аль-Хай ибн Абд аль-Кабир аль-Киттани (скончался в 1382 г.х.), написал книгу под названием «Аль-Рад' аль-ваджиз ли-ман аба ан юджиз» («Краткое опровержение тому, кто отказался дать иджазу»).

Вторая крайность — это те, кто открыл двери иджазы для всех без разбору: как для праведников, так и для грешников, как для истинных учёных, так и для самозванцев. Без всяких условий и чтений.

Они не делают различий между теми, кто на истине, и теми, кто ошибается, и порой дают иджазу даже обычным не требующим знания и тем, кто открыто грешит.

Без сомнения, это (вторая крайность) приводит к порче и халатности, а также противоречит установленным принципам салафов и халафов из числа учёных и передатчиков знаний!

Золотая середина заключается в том, чтобы придерживаться умеренности в установлении условий для иджазы и соблюдать справедливость в её передаче тем, кто её заслуживает, особенно тем, кто стремится к ней среди усердных студентов, у которых видны признаки стремления к обучению.

Такой учёный даёт иджазу только тем, кто её заслуживает, радуется их стремлению и поддерживает их в этом. В то же время он не выдаёт иджазу тем, кто не достоин, особенно среди приверженцев нововведений и заблуждений.

Он понимает, что передача иджазы тем, кто её желает, способствует усилению их стремления, очищению души и укреплению воли, что побуждает студентов включиться в ряды учёных, следовать их нравам и перенимать их поведение. Всё это помогает ученику возвыситься в статусе, а также украшает его благородными качествами учёных.

Это, без сомнения, умеренный подход, на котором стояли большинство учёных из числа салафов и халафов.

Некоторые пользы посещения чтения хадисов (мажлисов ривайя), о которых упоминают ученые

1- Получаете, если Аллах пожелает, награду за посещение собраний поминания об Аллахе (мажлисы, где поминается Аллах Всевышний).

2 - Многократное произношение слов молитв и благословления на посланника Аллаха, мир ему и благословение (Саляллаху алейхи уа саллям).

3 - Твой иснад будет соединён с Пророком, мир ему и благословение.

4 - Вы возрождаете традицию чтения хадисов с шейхами муснидами.

5 - Вы получите осветление своего лика; как передал Ибн Маджах с хорошей цепочкой от Джубайра ибн Мутъима, который сказал: «Сказал посланник Аллаха, мир ему и благословение: «Да осветит Аллах лицо того, кто услышал мои слова и передал их, возможно тот, кто передает это учение (знание), сам и не понимать его. А иногда это знание передаётся тому, кто понимает его лучше передающего»).

6 - Вы столкнётесь с хадисами об акиде, различных ахкамах, о благих делах и нравов, и вы можете узнать что-то новое, чего раньше не знали.

7 - Вы узнаете полезные сведения, тонкости и доказательства некоторых религиозных положений и правил.

8 - Вы выполняете частную обязанность (фард кифайя) по сохранению непрерывной линии передачи знаний нашей уммы к Пророку алейхи саллям.

9 - Маждисы где читаются хадисы пророка мир ему и благословение служат тем местом и временем, где Вы встречаетесь со своими братьями.

10 - Вы учитесь терпению и выдержке во время долгих мажлисов по прослушиванию хадисов (знаний).

11 - Корректируете для себя редкие слова, которые встречаются в хадисах.

12 - Вы проводите больше времени, избегая грехов, которые есть во многих других собраниях, таких как клевета, сплетни и прочее.

13 - Вы сосредотачиваетесь, задумываетесь, слушая и размышляя о хадисе Пророка, мир ему и благословение.

14 - Вы сталкиваетесь с именами передатчиков, учёных ислама и носителей Шариата, и вы узнаете их имена, просите за них прощения и посылаете им свои мольбы и благословения.

15 - Вы как будто живете и переживаете вместе со сподвижниками Пророка, мир ему и благословение, читая о причинах и событиях пророческого хадиса.

16 - Вы учитесь методологии автора книги через структуру и классификацию его труда (как написана книга, в каком порядке собраны главы и т. п.).

17 - Явно или косвенно вам становится становится ясно о причинах выбора автором порядка расположения глав, и его мазхабе по фикху и т.п.

18 - Вы узнаете некоторые тонкости иснада через комментарии автора к некоторым передатчикам хадиса.

19 - Вы сталкиваетесь с некоторыми причинами слабости хадисов, будь то явными или косвенными.

20 - Вы сталкиваетесь с иснадами некоторых слабых хадисов и избегаете их.

21 - Вы сталкиваетесь с версиями одного и того же хадиса, которые устраняют некоторые неясности и проясняют неясные моменты в прежних версиях.

22 - Ваша линия передачи (ваш иснад) соединен с бОльшим количеством учёных, о которых вы слышали или читали, но ваш иснад до этого (ваша линия передачи) с ними не был связан.

23 - Вы привыкаете читать быстро, долго и привыкаете читать большие исламские труды (привыкаете читать большие книги).

24 - Вы присутствуете на мажлисах, где есть вероятность принятия ваших мольб (дуа), потому что это собрание зикра и знания. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, есть у Аллаха ангелы, которые обходят дороги в поисках людей, занятых поминанием, а когда они находят людей, поминающих Всемогущего и Великого Аллаха, то обращаются друг к другу (со словами): “Идите к тому, это то, что вы ищете!” И они окружают (таких людей) своими крыльями, (поднимаясь) до самого нижнего неба, (а когда люди заканчивают поминать Аллаха, и ангелы возносятся ввысь), Господь их, знающий (обо всём) лучше (ангелов), спрашивает их:

“Что говорят рабы Мои?” (Ангелы) отвечают: “Они прославляют Тебя, возвеличивают Тебя, воздают Тебе хвалу и превозносят Тебя.” Тогда (Аллах) спрашивает: “Видели ли они Меня?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, они Тебя не видели!” (Тогда Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели Меня?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели Тебя, то поклонялись бы Тебе ещё истовее, превозносили и восхваляли бы Тебя больше и прославляли бы Тебя чаще”. (Тогда Аллах) спрашивает: “А о чём они просят (Меня)?” (Ангелы) отвечают: “Они просят Тебя о рае”. (Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой, они его не видели!” (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то добивались бы его ещё сильнее, и стремились бы к нему ещё упорнее и желали бы его ещё больше”. (Аллах) спрашивает: “А от чего они просят защиты?” (Ангелы) отвечают: “От пламени (ада)”. (Аллах) спрашивает: “А видели ли они его?” (Ангелы) отвечают: “Нет, клянёмся Аллахом, о Господь мой, они его не видели!” (Аллах) спрашивает: “А что было бы, если бы они увидели его?” (Ангелы) отвечают: “Если бы они увидели его, то ещё больше старались бы избежать его и страшились бы его ещё сильнее”. (Тогда) Аллах говорит: “Призываю вас в свидетели, что я простил их!” И один из ангелов говорит: “Есть среди них такой-то, который к ним не относится, ибо пришёл он только по (какому-то своему) делу”. (Тогда Аллах) говорит: “Они – (такие люди), товарищ которых не попадёт в бедственное положение!”» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

25 - Вы знакомитесь и узнаете о щейхах, интересующихся слушанием и чтениями хадисов Пророка, мир ему и благословение.

26 - Сотрудничество в добродетели и благочестии, как сказал Всевышний: "Сотрудничайте в добродетели и благочестии, и не сотрудничайте в грехе и вражде. И бойтесь Аллаха, ибо Аллах строг в наказании" [Аль-Ма'ида: 2].

27 - Вы получаете вознаграждение за стремление к получению знания; и это усердие на пути Аллаха.

28 - Ангелы опускают свои крылья перед искателем знания, довольные тем, что он делает. Как передал Ат-Тирмизи и сказал: это хороший и достоверный хадис от Зирра ибн Хубейша, который сказал: "Я пришел к Сафуану ибн Ассалу аль-Муради, чтобы спросить его о протирании обуви (во время омовения). Он спросил: "Что привело тебя сюда, о Зирр?" Я ответил: "Поиски знания". Он сказал: "Ангелы опускают свои крылья перед искателем знания, довольные тем, что он ищет", и он сообщил этот хадис от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

29 - Эти собрания - один из путей, ведущих в Рай; как привел в своем достоверном сборнике Имам Муслим хадис от Абу Хурейры, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто идет путем в поисках знания, Аллах облегчит ему путь в Рай"».

30 — Это знание усиливает твой страх перед Аллахом, Всевышним; как сказал Всевышний: "Только ученые боятся Аллаха из Его рабов. Воистину, Аллах могущественный, прощающий" [Фатир: 28].

31 — Это знание повышает ваше положение у Аллаха; как сказал Всевышний: "Аллах повышает тех из вас, кто верует, и тех, кому дано знание, степенями. И Аллах осведомлен о том, что вы делаете" [Аль-Муджадила: 11].

32 - Это знание помогает вам в вашем призыве к Аллаху; как передал Муслим в своем "Сахихе" от Абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Тот, кто призывает к праведному пути, получит такую же награду, как и те, кто следует за ним, не уменьшая их награды ни на йоту. И тот, кто призывает к заблуждению, понесет такой же грех, как и те, кто следует за ним, не уменьшая их грехов ни на йоту".

33 - Вы проживаете душой и мыслями с первыми поколениями сподвижников и их последователями; как передали оба шейха в своих "Сахихах" от Абу Хурейры от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "Они такие люди, с которыми не будет несчастным тот, кто сидит с ними".

34 - Вы сталкиваетесь с некоторыми пророческими хадисами, которые подтверждают или исправляют некоторые хукмы по спорным вопросам, которые были у вас.

35 - Вы сталкиваетесь с хадисами о нравах и благородных поступках Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и благородных сподвижников; что улучшает ваш характер.

36 - Вы сталкиваетесь с хадисами о достоинствах различных поклонений, что усиливает ваше желание выполнять данные поклонения.

37 - Вы начинаете больше любить и ближе становиться к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его благородным сподвижникам, и тем самым будете воскрешены среди них; как передали оба шейха в своих "Сахихах" от Абдуллаха от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: "Человек будет с теми, кого он любит".

38- Узнаете о причинах ниспослания Корана через чтение хадисов об этом.

39- Узнаете о том, какие хадисы и ахкамы отменены, а какие отменяющие, слушая хадисы об этом.

40- Узнаете некоторые версии хадисов, которые разъясняют неясные моменты в других версиях.

41- Узнаете некоторые хадисы, которые конкретизируют общие хадисы.

42- Осознание некоторых хадисов, которые ограничивают общее положение.

43- Вы учитесь быстрому чтению и анализу длинных текстов, потому что знание обширно (его очень много), а жизнь коротка.

44- Вы узнаете, сколько поколений между вами и Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и это тоже очень важно.

45- Соединение цепи передачи (иснада) с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, — это знание, которое многие упустили в наше время. Когда вы принимаете его на себя, вы берете на себя ответственность за непрерывание этой цепи передачи, и это коллективное обязательство (фард кифайя). Если некоторые выполняют его, это освобождает других от этой обязанности.

46- Очень важно, чтобы не прервалась цепочка передачи от нас к нашему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Знаете ли вы, что у христианской общины - которая является ближайшей к мусульманской общине - самая непрерывная цепь передачи между ними и Иисусом, мир ему, прерывается на 200 лет?

47- Получая иснад некоторых шейхов (после чего они становятся вашими учителями через эту цепь передачи), вы сможете сказать: "Хафиз ибн Хаджар Аль-Аскаляни, и Хафиз Аль-Хайтами, и Хафиз Аз-Захаби – мои шейхи (учителя) в цепи передачи". Вы не сможете сказать это, если не будете связаны с ними вашей цепью передачи (если не будет у вас их иснада).

Это большая честь и достоинства для того, кто будет связан своей цепью передачи с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Чьё имя будет среди великих учёных ислама, которые донесли до нас ислам.

Начать дискуссию