Анализ конкурентов: практическая инструкция

Анализ конкурентов: практическая инструкция

Если вы думаете, что его можно сделать только один раз перед запуском бизнеса, то спешу вас удивить, расстроить или, может быть, совсем огорчить — этим надо заниматься всегда, везде, постоянно и желательно вообще ежедневно. Чем круче и больше ты становишься, тем больше внимания нужно ему уделять.

Ваша цель

✔ Стратегии ценообразования

Важно не просто зайти на открытые источники и посмотреть, кто что за сколько продает, нужен детальный анализ:

— количество позиций и стоимость,

— на каких условиях предлагается рассрочка или кредит,

— есть ли какие-то специальные акции при оплате наличкой,

— какие скидки у них есть,

— цены на сайте и в магазинах,

— и так далее.

✔ Продукт или полный ассортимент

— в чем отличие,

— есть ли дополнительные фишки,

— уровень качества,

— наличие жалоб,

— положительные отзывы.

✔ Методы дистрибуции и каналы сбыта

— офлайн- и онлайн-магазины,

— социальные сети,

— маркетплейсы,

— мессенджеры,

— реферальные программы.

✔ Отношение к клиентам и технологичность сервиса

— скорость ответа в разных каналах,

— удобство оформления заказа,

— время доставки,

— качество упаковки и отсутствие дефектов,

— информирование по статусу заказа,

— рассылки в письмах, мессенджерах и социальных сетях.

✔ Соцсети конкурентов

— количество подписчиков, лайков и охваты,

— соотношение лайков к просмотрам постов.

Эта информация отражает вовлеченность клиентов в общение с брендом.

Что делать с результатами анализа

Анализ конкурентов помогает понять, что я могу сделать такого, чтобы:

1. отстроится от конкурентов,

2. на их фоне у меня это выглядело как УТП, благодаря которому мой товар будет привлекательнее для покупателя (в одном ценовом сегменте) или я могу поставить цену выше.

Также он нужен для того, чтобы изучить, так сказать, внутрянку производства и работы конкурентов. Назовем это небольшим промышленным шпионажем.

Я уже говорил об этом в своей статье об инструментах для успешного развития бизнеса. Обязательно прочитайте или вернитесь, если забыли.

Далее — это возможность сделать коллаборацию с конкурентом.

Например, мы учим играть на гитаре, а кто-то учит играть на барабанах. Почему бы нам не организовать что-то общее?

Казалось бы, мы должны сравнивать только с гитарами, но ничего подобного: это досуг, и тут можно сравнивать и с рисованием, и с пением. Потому что человек платит за занятия и ходит для души, а не пытается закрыть какие-то конкретные боли и потребности. Также зачастую бывает, что твои прямые конкуренты не особо изобретательные люди, но когда ты начинаешь изучать конкурентов смежных ниш, то можно выяснить намного больше интересных вещей.

Заключение

1. Для конкурентного анализа всегда необходимо: сформулировать цель (актуальная задача и желаемые результаты), определить методы и критерии оценки, составить список конкурентов (прямые — производят или оказывают аналогичный продукт и услугу; непрямые — ориентированы на тот же сегмент покупателей, но производят другой тип продукта; косвенные — закрывают ту же потребность, но с помощью другого типа товаров или услуг), проанализировать результаты и применить их на благо своего бизнеса.

2. Конкуренция — один из главных двигателей экономики, именно она определяет уровень качества товаров и услуг, а также рост цен на них.

3. Важно постоянно проводить анализ конкурентов, иначе вы никогда их не обгоните.

Жду ваших вопросов, а еще больше инструментов для развития бизнеса можно найти в моем телеграмм-канале

66
2 комментария

Никогда не задумывался о том, что анализ конкурентов может быть настолько разнообразным и глубоким

1
Ответить

Рады помочь 😇

Ответить