SEO в 2024: где искать трафик, как справиться с влиянием ИИ и изменением факторов ранжирования

Продвижение в сети — история не про вековую стабильность, ведь все инструменты меняются с появлением новых трендов или из-за влияния внешних факторов.

SEO — не исключение.

В этой статье разбираю нюансы, которые «волнуют умы многих»:

  • Яндекс или Google — где больше трафика;
  • что станет с ранжированием в наступившей эпохе ИИ;
  • какие еще тенденции развития SEO стоит учитывать, разрабатывая стратегию продвижения.
SEO в 2024: где искать трафик, как справиться с влиянием ИИ и изменением факторов ранжирования

Куда идти за трафиком: в Яндекс или Google

Актуальный и вызывающий много споров вопрос: какая поисковая система в РФ может похвастаться большим объемом трафика? Без понимания этого придется двигаться вслепую и:

  • не получится разработать грамотную стратегию развития ресурса и привлечь органический трафик;
  • будет невозможно определить приоритетность задач и корректно распределить ресурсы;
  • можно совершить кучу действий впустую без возможности точно оценить их результативность и понять, приблизили ли они хоть на шаг к поставленным целям.

Чтобы выявить лидера по трафику, обратимся к статистике:

  • в мире все-таки нет равных Google — у него более 91% всего поискового трафика:
  • что касается RU сегмента, то тут первое место с гордостью занимает Яндекс — почти 66% трафика (как показывают данные statcounter, отталкивающегося от количества установленных на сайт счетчиков Google Analytics, и информация Яндекс Радара, собирающего данные из счетчиков Яндекс Метрики):

Россия — не единственная страна, в которой «родная» поисковая система может похвастаться первым местом. То же можно наблюдать в Китае:

Относительно мобильного и десктопного трафика. В мире, однозначно, наблюдается лидерство мобильного трафика:

В Рунете наоборот:

У нас Яндекс лидирует и по десктопам, и по мобильным устройствам:

Что привело к лидерству Яндекса в Рунете

Какие же факторы за последние пару лет сыграли на увеличение трафика в Яндексе?

Это:

1. внешние обстоятельства: санкционное давление ощутимо снизило популярность в РФ зарубежных компаний. В немилость впал и Google;

2. внутренние обстоятельства:

  • Яндекс учел тенденции и направил свои силы на разработку сервисов и продуктов, более удобных для отечественных пользователей по сравнению с сервисами Google;
  • «прокачались» алгоритмы Яндекса, и результаты поиска теперь более релевантны запросам пользователей. Например, в плане тех же картинок.

Безусловно, силу влияния внешних факторов нельзя преуменьшать, но, на мой взгляд, популярность Яндекс завоевал за счет постоянного развития и нововведений, которые полезны и интересны аудитории.

RU сегмент: на продвижение в какой ПС направить силы

  • если брать в расчет Рунет, то безусловный лидер — Яндекс. Именно он может привести на ваш ресурс больший объем трафика;
  • несмотря на то, что в Google нет рекламы, в нем все еще циркулирует немалый для Рунета трафик. Это во-первых.

Во-вторых, именно Google является лидирующей в мире поисковой системой, задающей тренды. А Яндекс часто «вдохновляется» новинками от Google.

Например, Google убрал пагинацию в SERP, сделав выдачу бесконечной (пролистывая экран, вы сразу видите все результаты, не открывая последующие страницы). Уверена, что эту «фичу» Яндекс вскоре перехватит.

Конечно, доля выбранной поисковой системы имеет значение, но не только она сказывается на итоговом объеме трафика. Важен еще состав SERP в релевантной сфере бизнеса.

Напомню, что SERP (search engine results page) — страница, которую видит пользователь после введения им определенного поискового запроса. Она состоит из:

  • результатов органической выдачи по убыванию релевантности запросу;
  • результатов коммерческой выдачи (контекстная реклама в разных форматах — текстовом, текстово-графическом и мультимедийном);
  • шорткатов, то есть кратких ответов на вопрос пользователя, не содержащих дополнительных ссылок для перехода на сайт. К ним недавно добавились быстрые ответы от Yandex GPT;
  • связанных запросов, представляющих собой уточненный запрос пользователя, но с уже исправленными ошибками;
  • элементов управления в виде различных ссылок. Например, на разделы и страницы.

Что логично, после изменения пользователем запроса, меняется и SERP.

Поэтому рекомендую проанализировать структуризацию SERP в вашей нише по релевантным запросам, когда будете оптимизировать и определять приоритетную поисковую систему или разрабатывать стратегию продвижения.

Эпоха ИИ: изменится ли поисковая выдача

Внедрение искусственного интеллекта и его быстрое развитие уже изменило многие рабочие процессы, и SEO тоже обновился.

Например, активно ведутся споры по поводу полезности для бизнеса быстрых ответов от Yandex GPT.

Это, конечно, не последнее изменение, произошедшее под влиянием ИИ. Но стоит ли из-за них переживать?

Не кидаемся в крайности: ИИ — не «убийца» SEO

Давайте начистоту: эволюция ИИ не представляет опасности для SEO. Да, грозит видоизменением, модернизацией, но пока люди что-то ищут в сети, SEO не «умрет».

Например, не угасает интерес к search experience optimization (SXO — слияние SEO и UX, которое делает сайт релевантным ожиданиям его посетителей, что касается содержимого, внешнего вида и функциональности) и answer engine optimization (AEO, процесс оптимизации контента по отображению конкретных его фрагментов по определенным запросам пользователей).

Так что sеошники без работы не останутся.

К тому же, основными факторами ранжирования в Яндексе остаются контент (текстовые факторы) и поведенческие факторы, тогда как в Google это также текстовые факторы и ссылки.

Ну и к слову — поисковыми системами давно «эксплуатируется» ИИ для:

1. анализа поисковых запросов пользователей, чтобы точно понять намерения и предмет поиска;

2. отслеживания взаимодействия людей с результатами поиска;

3. учета и оценки новых типов контента: видео, аудио, интерактивного. Например, ранее специалисту, размещаемому рекламный баннер, было необходимо прописывать тег alt. Теперь же это действие не обязательное, ведь ИИ способен «прочитать» его содержимое;

4. лучшей персонализации выдачи;

5. фильтрации спама и некачественного контента.

Вернемся к факторам ранжирования и их изменениям под влиянием ИИ.

Контент, созданный ИИ, в восприятии поисковых систем

На контент, созданный искусственным интеллектом, часто жалуются люди. А как его воспринимают поисковые системы?

Приведу выдержку из правил Google-поиска:

Напрашивается вывод: для поисковой системы важно качество и надежность материала, а вот его создатель значения не имеет.

Что ждать от 2024 года

Говорить о каких-то глобальных изменениях не стоит, а вот обновления ПС стоит отслеживать.

Google по-прежнему будет делать акцент на важности ссылок.

Яндекс, возможно, снизит значимость поисковых факторов выдачи, ведь сейчас это своего рода баг в алгоритме, по устранению которого ведутся работы.

Но заранее радоваться не стоит. Если какие-то факторы потеряют важность, то силу наберут другие, к примеру:

  • коммерческие;
  • поисковые на самом сайте (не забываем об юзабилити и пользовательском опыте на площадке);
  • ссылки;
  • репутация бренда и отзывы вне сайта.

Но однозначно во всех ПС возрастет роль качественного уникального контента безотносительно его формата.

Думаю, вы заметили, что распространение ИИ привело к глобальному увеличению объема контента, но вот его качество и соответствие потребностям и интересам ЦА все равно оставляет желать лучшего.

Поэтому в текущих реалиях возрастет значимость факторов оценки контента:

  • E-E-A-T — expertise (экспертность), experience (опыт), authoritativeness (авторитетность) и trust (достоверность);
  • оригинальности;
  • репутации сайта и бренда.

Не за горами момент, когда поисковые системы наткнутся на такой «подводный камень» — огромный и постоянно растущий объем данных для обработки (количество контента, сайтов и т.д.), а компании на:

  • усложнение алгоритмов ПС;
  • и повышение качества анализа контента.

Как подготовиться к изменениям

Чтобы не потерять стабильный органический трафик, рекомендую:

  • автоматизировать рабочие процессы и использовать ИИ. Выполнение им рутинных задач ощутимо экономит время сотрудников, и они смогут потратить трудочасы на задачи, требующие «человеческого» участия;
  • использовать возможности ИИ для анализа, допустим, ЦА. Полученные результаты можно использовать для оптимизации продвижения;
  • усиленно работать над контентом: обновлять и актуализировать материалы, удалять то, что невозможно обновить, следить за соответствием контента потребностям и запросам ЦА.

Кстати, провести SEO-аудит своего сайта и проверить его пункт за пунктом вам поможет наш чек-лист. Имейте в виду.

Чат-боты на страже интересов пользователей

А вот чат-боты действительно могут изменить поисковые процессы.

По крайней мере для пользователей в этой технологии нет недостатков, так как она делает поиск:

  • естественным и удобным. Пользователю не надо вбивать запрос в поисковую строку, а просто задать чат-боту, притом используя «живые» и привычные формулировки, и не ограничивая себя словосочетаниями;
  • персонализированным. Чат-бот предоставляет релевантную информацию, используя информацию о пользователях;
  • полезным. С чат-ботом пользователь может решить более сложную задачу, чем поиск материала. Например, записаться к врачу или забронировать авиабилет.

Яндекс и Google используют инструмент, и он точно продолжит активно развиваться.

Подведем итоги

Итак:

1. Яндекс аккумулировал основной объем трафика в Рунете, и пока нет оснований для изменения ситуации.

Разрабатывая стратегию продвижения, стоит учитывать не только этот факт, но и проанализировать структуру SERP по вашей бизнес-нише.

2. влияния искусственного интеллекта на ранжирование не избежать. При создании материалов стоит учитывать факторы оценки контента, добиваться уникальности и оригинальности;

3. алгоритмы поисковых систем будут усложняться. Значит, стоит прилагать все усилия для создания полезного, интересного ЦА и уникального контента;

Тем, кто не отказался бы монополизировать поисковую выдачу, советую прочитать этот материал;

4. новые технологии — не враг, а друг, если использовать с умом. С помощью ИИ можно «разгрузить» сотрудников и грамотно распределить их трудочасы на более «творческие» задачи.

Приятный бонус дочитавшим: Ultimate-справочник по SEO-оптимизации. Бесплатно и полезно, что редкость в наше непростое время.

И, как всегда, напоминаю: больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.

До связи!

1111
6 комментариев

Сколько я этих похорон SEO видел c 2004 года :)

2
Ответить

Что верно, то верно.

1
Ответить

Ох, да. Но что его не убивает, то создает хороший инфоповод напомнить, что качественное SEO - мощь)

1
Ответить

SEO жил и будет жить!!)

1
Ответить

абсолютно согласна))

Ответить

Вы можете и дальше себя утещать)

Ответить