Отбойный молоток и разваливающийся павильон: как мы открывали первые объекты в Хабаровске

Всем привет!

Меня зовут Дмитрий Лутченко, я — предприниматель из Владивостока. В этом блоге я рассказываю о том, как идет работа над книгой. Познакомиться со мной и узнать, почему я решил написать книгу, о чем она будет, можно в этом посте.

В предыдущем посте я рассказывал о том, как мы пытаемся сделать выбор локаций для автокафе более системным и используем для этого OKR. А сегодня расскажу о том, с какими приключениями мы открывали первые объекты в Хабаровске.

В 2012 году мы познакомились с новыми инвесторами, которые предложили нам открыть автокафе Coffee Machine в Хабаровске. Мы были молоды, амбициозны, хотели расти, поэтому согласились. На тот момент я еще ни разу не был в этом городе, ничего не знал о привычках его жителей. И, честно говоря, опасался, что формат автокафе может там не прижиться. До нас пит-стопов там не было.

Мы прилетели в Хабаровск ближе к концу 2012 года, выбрали участки. Все были за то, чтобы открываться как можно быстрее. Первый объект мы открыли в декабре, и это было самое жесткое открытие в нашей истории.

Дело в том, что зимой в Хабаровске очень холодно, бывает и -30℃, и -40℃. Там, где мы хотели поставить автокафе, стояли пустые 40-футовые морские контейнеры, ранее использовавшиеся как склад близлежащего автосервиса. Они со временем немного вросли в землю, а зимой и вмерзли в нее. А нам надо было как-то перетащить их на другой конец территории.

Сначала мы вызвали 10-тонный кран, но у него не получилось их выдернуть. Тогда мы нашли самый мощный кран, который только был доступен в городе, на 25 тонн, но и у него не получилось их поднять. Казалось, что они вмерзли в землю намертво. Но мы же не могли ждать до весны.

Присмотрелись повнимательнее и заметили, что в грунт утоплена только передняя часть контейнера, а задняя — совсем чуть-чуть. Мы предложили крановщику встать как бы за контейнерами и «дернуть их на себя». Он согласился, дернул первый контейнер совсем легонько, но он вылетел и просвистел в 10 см от крана, чудом не задев его и соседнее здание автосервиса, и с грохотом ударился в забор. Мы такого не ожидали и немного офигели. Видимо, крановщик тоже, потому что он вылез из машины, закурил и сказал: «Ребята, давайте со вторым контейнером вы как-нибудь сами».

Второй контейнер мы решили выдолбить из грунта с помощью отбойного молотка. Но оказалось, что найти в Хабаровске отбойный молоток не так-то и просто. С большим трудом мы его добыли и нашли рабочих — судя по всему, бывших зэков устрашающего вида. Когда я вез их в ночи вместе с молотком к месту работы, мне было страшно.

Когда мы добрались, время уже приближалось к 23:00. В темноте и холоде нам открылась совершенно безумная картина. Наш техник Саша яростно дубасит кувалдой, пытаясь выбить контейнер из грунта. Было дико холодно и, чтобы не замерзнуть, Саша вкладывал в удары максимум усилий и, похоже, так вошел в раш, что даже зэки не решались к нему подойти. В результате нам удалось остановить Сашу, переместить контейнер и поставить павильон на запланированное место.

Но на этом наши приключения в Хабаровске не закончились. Для строительства второго павильона мы выбрали чрезвычайно уверенного в себе строителя. Мы пришли к нему с профессионально оформленным проектом, где были указаны все размеры и детали. Попросили его сделать все именно так, как указано в документах. Он согласился и даже поставил свою подпись на каждой странице.

До открытия оставалось две недели, и мы приехали принимать наш павильон. И с удивлением обнаружили, что выглядит он не так, как было в нашем проекте. Рамы, за которые павильон крепят к крану для перемещения, были расположены слишком близко друг к другу. Окошко выдачи было в два раза меньше. На наш вопрос «Как же так?» строитель сказал, что мы ничего не понимаем, а он уже много лет строит такие павильоны и лучше знает, как их надо делать. Мы немного растерялись от его самоуверенности и пафоса, но решили дождаться погрузки. Когда приехал кран и начал поднимать павильон, он на глазах начал заваливаться на одну сторону! Видеть лицо нашего подрядчика в этот момент было бесценно. После такого грандиозного фиаско он переделал павильон точно по нашим чертежам.

Тогда нам было не очень смешно, но сейчас эти истории вспоминаются как что-то забавное. Я ту зиму запомнил навсегда — никогда и нигде ни до, ни после я так не мерз!

Я чуть раньше уже рассказывал про ситуацию с первым инвестором, как он фактически выгнал нас из бизнеса, и комментарии были разные. Кто-то говорит, что нужно рассказывать про неуспехи и сложности, кто-то говорит, что нужно делиться только успешными кейсами. Это сложный вопрос: говорить про провалы или умолчать и рассказывать только про то, что получилось? Говорить про сложности или рассказывать про то, как все шло гладко? Как вы лично относитесь к тому, чтобы вспоминать свои трудности и провалы и делиться этим с другими? Как вы сами относитесь к таким сложностям? Такие истории вам чем-то помогают?

Если захотите поделиться со мной идеями или соображениями по поводу написания книги, оставляйте комментарии, подписывайтесь, читайте, высказывайте свое мнение!

55
Начать дискуссию