AI-ростовщик, или как мы автоматизировали 99% всех обращений в МФО при помощи ИИ

Предисловие

Уже 10 лет мы занимаемся автоматизацией. И не простой, а автоматизацией микрофинансовых организаций (МФО) и ломбардов.

В глазах обывателя микрофинансовый бизнес — это какие-то бандиты и коллекторы, которые загоняют пенсионеров в долги и забирают последнюю копейку на диких процентах.

С одной стороны, такое мнение вполне объяснимо. Люди часто сталкиваются с судьбами финансово неграмотного населения, попавшего в сложную ситуацию. А тут всегда найдется тема для спекуляций.

Но со стороны владельца бизнеса, МФО — это просто его «карман», из которого он выдаёт деньги желающим. И в идеале хочет их вернуть. Да, выдаёт под высокий процент, потому что и уровень риска в этой сфере высокий.

⚠ Риск = невозврат выданных денег.

⬇ Чем чаще удается вернуть — тем меньше можно делать процент.

⬆ Чем реже удается вернуть — тем процент должен быть больше, чтоб невозвраты покрывать и ещё хоть какую-то прибыль иметь.

И вот с прибылью последние годы большие проблемы. Государственные органы, в частности Центробанк, каждый квартал уменьшают допустимые процентные ставки. И текущие ставки, мягко говоря, вообще не выгодны.

Точнее, чтоб они были выгодными, оборотный капитал должен быть не меньше 10 млн руб. По крайней мере, на текущую дату именно такая сумма в обороте будет плюс-минус давать точку безубыточности.

А что такое прибыль по существу? Это доходы минус расходы. Поэтому повышать её можно либо путём увеличения доходов, либо путём сокращения расходов.

И тот, и другой вариант обычно применяют одновременно. Но если речь идёт о нерастущем рынке, то вариант с сокращением расходов даже более популярен. Потому что повышать доходы становится либо слишком сложно, либо вообще невозможно.

Вот в этот момент мы и подошли к самому главному (спасибо тем, кто дочитал) — к автоматизации.

Автоматизация — это инструмент, который всегда влияет на одну из двух вещей:

🟢 либо на повышение доходов — за счёт возможности масштабирования;

🔵 либо на сокращение расходов — за счёт уменьшения числа рутинных операций и увольнения ненужных сотрудников.

Заметили, наверное, что сейчас каждая вторая статья на VC — про искусственный интеллект.

Но в погоне за хайпом и красивыми картинками для запрещённой в России социальной сети важно помнить, что бизнесу ИИ интересен для решения прикладных задач.

Поэтому я расскажу, как ИИ может РЕАЛЬНО решать задачи бизнеса — и доходы повышать, и расходы сокращать.

Основная часть про ИИ

Как-то в кафе один мой знакомый владелец МФО (Саша, если читаешь, — привет!) посетовал, что рентабельность бизнеса уменьшается с каждым годом и что пора бы что-то с этим делать.

Я к тому времени уже больше года жил в ОАЭ и, помимо основного бизнеса по автоматизации МФО, запустил новый стартап – Савви, платформу для создания цифровых сотрудников. По-простому — «умных чат-ботов».

suvvy.ai
suvvy.ai

Мы много времени потратили на поиск рабочей схемы, чтобы боты давали высокий уровень точности ответов и гибкую настройку без сложного внедрения. И самое интересное, что мы были так увлечены существующими клиентами и проектами, что не обратили внимание на рынок, который, собственно, находился у нас под носом.

А Саша мне при встрече и сказал: «Мне нужен твой бот». Я говорю: «Зачем?!»

Оказалось, что у Сашиной МФО (МКК «Выручка») большой объём выдачи происходит в онлайне. Они относятся к тем современным компаниям, которые поняли, что офлайн-МФО постепенно умирают, и в нужное время сделали основную ставку на онлайн.

Так вот, выяснилось, что в онлайне у МФО есть рутинные процессы — консультация клиентов на сайте.

vrchk.com
vrchk.com

Как это обычно происходит в компании?

Есть менеджер, у которого полно своей работы. ⏩ Ему говорят, что теперь он будет ещё и консультировать. ⏩ Он приступает к новой обязанности. ⏩ В итоге она начинает занимать весомую часть его времени. А отказаться нельзя — клиенты обращаются, у них есть вопросы, какие-то сложности и пр. ⏩ Все недовольны и теряют в деньгах и времени.

И тут меня осенило — это же прям наша тема!

Сейчас мы позиционируем наш сервис как ИИ для отделов продаж. Но ведь консультации — это тоже часть процесса продажи! Причём одна из первоначальных, а в некоторых бизнесах — вообще основная.

Но автоматизация ради автоматизации — это выброшенные на ветер деньги, поэтому нам важно было понять, как там обстоят дела с цифрами.

А по цифрам было следующее:

1. Обработкой заявок с сайта занимаются 3 специалиста, которые совмещают её с основными задачами.

2. В день приходит около 45 обращений.

3. Время ответа на обращение составляет до 1 минуты.

Что в целом довольно неплохой результат, но это со слов заказчика. Реальное медианное время по всем обращениям, скорее всего, больше.

4. Среднее время на один диалог — 3,5 минуты.

Итого: 160 минут в день. Или почти 3 часа в день на ответы клиентам.

Тут важно ещё учесть, что люди отвечают не сразу. Поэтому время, которое отведено на диалог, уже очищенное.

С точки зрения эффективности — любое постоянное переключение с задачи на задачу очень сильно снижает продуктивность. Существуют очень наглядные тесты про это.

Вот, например, этот:

Берём два листа бумаги, ручку и секундомер.


🖋Задача 1

Пишем слово МНОГОЗАДАЧНОСТЬ.

Каждой букве присваиваем порядковый номер (1, 2, 3...)

При этом сначала пишем слово, а затем цифры снизу.


🖋Задача 2

Делаем всё то же самое, но пишем поочередно буквы и цифры. Пишем букву М и под ней — цифру 1 и так далее.


Засекаем время на каждую задачу и сравниваем результат.


👉🏻По статистике, времени на выполнение теста в однозадачном режиме понадобится меньше, чем в многозадачном. Причём у многих в первом случае времени уходит в два раза меньше. Более того, несмотря на всю простоту теста, более 50% людей во втором случае совершают ошибки.

Требования заказчика

Какие требования выдвинул заказчик к нашему ИИ:

1. Точное соблюдение скриптов компании.

2. Высокая точность и прогнозируемость ответов.

3. Естественность ответов — в идеале клиенты не должны понимать, что это бот.

4. Интеграция в существующую систему обмена сообщениями с клиентами - JIVO.

Мы изначально делали продукт для себя и проверили все возможные варианты работы ИИ-ботов с базой знаний конкретных компаний. Так что у нас был готова технология, которая даёт максимальную точность ответов, без потери эффекта «человечности».

Было сложно, но у нас получилось.

P. S. Те, кто пробует делать что-то подобное, поймут, что я имею ввиду.

Как отвечает бот?

Прикол ботов на ИИ даже не в том, что они отвечают как человек, а в том, как они понимают контекст разговора, и насколько точно они выдают итоговый ответ. При проектировании ИИ бота мы не применяем, например, строгую иерархию ответов, как это принято в обычных ботах, нам все равно в какой последовательности клиент задаст вопрос - нам важно, чтобы он понимал контекст от начала и до конца и давал максимально точный ответ. База знаний представляет из себя обычные текстовые шаблоны, но бот адаптирует их под конкретную ситуацию + имеет различные технические приемы, позволяющие создавать схожесть с человеком (искусственные задержки при ответах, объединение сообщений и т.д.):

Надо сказать, что в случае с МКК "Выручка" не было сложных сценариев, где требуется расчет стоимости, вариация ответов, в зависимости от предыдущих ответов клиента, хотя возможности Савви позволяют это делать.

По сути, он понимает такие же инструкции, как, если бы это был человек, например, вот инструкция по расчету стоимости у другого нашего клиента, компании занимающейся арендой грязесборных ковров:

Пример шаблона расчета стоимости для клиента на языке бота
Пример шаблона расчета стоимости для клиента на языке бота

Результаты

Согласно требованиям заказчика мы сделали интеграцию с JIVO и прикрутили бота к сайту компании. Это наша не первая интеграция, из коробки бот имеет интеграцию с разными каналами (amoCRM, Битрикс24, Telegram, WhatsApp и т.д.).

В результате настройки и внедрения бота в первые две недели мы получили следующие цифры:

1. 80% всех обращений на сайте МКК «Выручка» обрабатывается ботом.

2. Клиенты иногда распознают, что с ним общается бот, т. к. в первые две недели не все скрипты базы знаний были заполнены.

Спустя три месяца работы мы получили результаты, которые нас приятно удивили:

1. 99% всех обращений на сайте МКК «Выручка» обрабатывается ботом.

2. Клиенты не распознают, что с ним общается бот.

А главное, чего нам удалось добиться — мы полностью освободили от этой рутинной задачи менеджеров, которые ранее тратили на неё около 15% своего времени.

💲Если перевести в денежное выражение, то это 20 600₽ ежемесячно (средняя зарплата — 50 000₽ в месяц).

Стоимость работы бота при таком объёме обращений — около 9 000₽ в месяц.

Т.е. прямая экономия составляет 11 600₽ в месяц или 139 200₽ в год.

Кроме того, есть такая важная деталь, как недополученная прибыль.

Менеджеры, вынужденные обрабатывать обращения, по факту тратили то время, которое могли бы потратить на основную работу — продажи (в данной компании менеджеры занимаются холодными звонками).

Если перевести эти высвобожденные часы в реальный доход, то, путём перемножения потраченного времени на «пустые» консультации, количество продаж за месяц и средний чек, мы получим объём недополученной прибыли.

Для данной компании — это еще +40 000₽ за год. Да, сумма не большая, но это без учёта LTV. А в микрофинансовых организациях LTV играет большую роль, обычно первая продажа сейчас вообще идёт в минус.

И ещё один важный эффект, который пока сложно измерить — менеджеры перестали переключаются на менее приоритетные, но обязательные рутинные задачи. Со слов руководителя, работники стали более сфокусировано и эффективно заниматься основной обязанностью — продажами по телефону.

И это я даже не говорю о расходах на налоги (+43% к зарплате), увольнение, найм и обучение, которые в среднем косвенно составляют ещё 1–3 месячных оклада.

Экономический эффект от внедрения Савви

Если посчитать весь экономический эффект от внедрения, мы получим следующие результаты:

1. Экономия на З/П: 139 200 ₽.

2. Зарплатные налоги: 106 296 ₽.

3. Затраты на увольнение, найм и обучение (в случае увольнения сотрудника): 50 000 ₽.

4. Недополученная прибыль (без учета LTV): 40 000 ₽.

💲Итого: 335 496 ₽ за год.

По мне так, довольно неплохо. А если ещё поставить задачу масштабировать обращения, например, по новым клиентам, то тут числа могут вообще вырасти экспоненциально…

Цифры брал крупными мазками, если вам есть что добавить — открыт к обсуждению в комментариях или если хотите потестировать демо-бота, пишите мне в Telegram: @anton_bes88

44
6 комментариев

Браво за ясный взгляд на проблемы микрофинансовых организаций👍

1

Хорошая статья, спасибо. Сейчас как раз собираю такого бота для своих клиентов по Битрикс24.

1

Бота всегда можно отличить от человека! Его информация все равно "голая", и это ЧУВСТВУЕТСЯ! В вашем примере излишне прилизано. Многие предпочитают именно по пунктам, что надо сделать. Так быстрее. Кроме всего прочего многие боты зацикливаются быстро и никак не могут выйти из этого цикла. Мне это встречается постоянно. Видимо "крутые" программисты не могут предусмотреть некоторую иррациональность в Человеческом мышлении. И здесь именно нужно всегда спрашивать клиента, и ВСЕ ЖЕ, ПЕРЕВОДИТЬ НА СПЕЦИАЛИСТА ЖИВОГО! На одном из сайтов, н-р, по изотерике, "крутые спецы" не могут устранить эту зацикленность уже несколько лет! Т. К. Считают что они круты реально! Бот не понимает, что именно человеку нужно и просто циклит в своих вопросах и не переводит на живого спеца. "До посинения"! Мня, н-р, это бесит. Как бывшего программиста!! В наше время было Стыдно сдавать сырую программу! Существовал некоторый интервал рабочей обкаткой, даже потом шли и шли всякие изменения программы ПОСТОЯННО!

То, что вы описываете, происходит, когда бот не дает ответ, который ожидает клиент, т.е. не получен ответ на свой вопрос, или он не решает описанную проблему. В 90% случаев это решается дополнением базы знаний. Т.е. чем полнее база знаний, тем этих ситуаций меньше.

Во-вторых, «прилизанность» - вопрос регламентов. Конкретно у данной компании такие же ответы даются менеджерами, один в один. Тут сама по себе специфика такая, что ответы на вопросы четко определены конкретной последовательность действий.

А в третьих, какая разница прилизаны эти ответы или нет, если это решает задачу заказчика и он доволен?

1

Я потом напишу пару кейсов, где у нас шло ежедневно около 300 чатов и процент понимания, что это бот был на уровне 1,5% и то из-за того, что обращались не к релевантной аудитории и происходил диссонанс у человека, а бот отрабатывал по сценарию.

В любом случае, важно понимать, что это все еще бот, а не человек 😀