Хороший менеджмент: как быстро принимать эффективные решения

Хороший менеджмент: как быстро принимать эффективные решения

«Я не могу принять решение. Это слишком сложно. Я оказался на перекрестке и не знаю, куда идти – направо, налево, вперед, назад или оставаться на месте. Я не хочу это решать» – эти слова я часто слышу от своих клиентов, владельцев бизнеса. Давайте разберемся, как руководителю быстро принимать эффективные решения.

Меня зовут Ольга Шкурихина, я дипломированный консультант по управлению. Уже 20 лет помогаю руководителям принимать эффективные управленческие решения. Опытом и рабочими инструментами делюсь в своем телеграмм-канале.

Нет изменений — нет менеджмента

В менеджменте все проблемы возникают из изменений, если нет изменений, то нет и менеджмента. Чтобы менеджмент был хорошим – надо научиться управлять изменениями.

Когда в организации нет изменений, то предприниматель просто администрирует процессы, он продолжает делать сегодня и завтра то, что делал вчера.

Когда в организации есть изменения (новое событие или новая ситуация), то появляются проблемы в виде возможностей и угроз.

Когда надо решить проблему, которая возникла из изменений, достаточно ответить на вопрос: «Что и как делать».

Как раз в этот момент руководитель находится на «перекрестке дорог» и надо решать идти вправо, влево, вперед, назад или оставаться на месте.

Сначала важно решить – «Чего я хочу», а потом – «Что делать».

Когда вы вообще не принимает решения, то, на самом деле, вы уже приняли решение остаться на том же самом месте. Вы постоянно принимаете решения, даже тогда, когда вы решения не принимаете.

Пример: «Я не могу принять решение разводиться мне или нет». На самом деле, вы уже приняли решение – оставаться в браке, так как это возможность оставаться на том же самом месте.

Детская загадка: «4 лягушки сидели на водяной лилии, одна лягушка решила прыгнуть в воду. Сколько лягушек осталось на лилии?»

Дети обычно отвечают – 3. Этот ответ неправильный, потому что я не сказала: «Одна лягушка прыгнула в воду, я сказала, что «Одна лягушка решила прыгнуть в воду». Она решила, но не сделала этого.

Недостаточно принять решение, важно его внедрять

Я много раз принимала решение сесть на диету, но не сделала этого! Почему? Чтобы управлять собой или организацией, недостаточно принять решение, надо еще внедрять принятое решение. Это так очевидно, но как это сделать?

Тысячи школ МВА по всему миру обучают менеджменту. Они учат тому, как принимать хорошие и правильные решения, стратегическому анализу и планированию, стратегическому маркетингу и организационному дизайну, математическим и финансовым моделям для принятия решений. Они дают инструменты для принятия решений – что произошло, что есть сейчас, что нужно делать, какие риски. А о внедрении принятого решения – ничего!

Многие думают, что если хорошее решение принято, то оно должно быть внедрено само собой, но на деле это не так. Почему? Многие из нас принимают решения каждый день и не исполняют их. Более того, мы, как правило, внедряем плохие решения, а хорошие откладываем на потом и в этом большая ошибка.

Как внедрить хорошее решение

Собственникам и руководителям организаций был задан вопрос: «Что самое трудное в работе руководителя компании?» И ответы были очень похожими: «Где найти нужного сотрудника» и «Как внедрить хорошее решение».

Прежде чем создать бизнес и стать руководителем, предприниматель уже разработал стратегию и знает, что нужно делать. Но когда он «оседлал этого коня», он вдруг понял, что у «коня» есть свои желания и он может хотеть, а может не хотеть сотрудничать с вами. Что делать?

В стране есть различные политические партии – есть лидирующая партия и есть оппозиция. Предполагается, что всестороннее обсуждение вопроса приведет к принятию лучшего решения, потому что мы все смотрим на ситуацию под разными углами. Такая система называется демократией.

Руководителю важно справляться с «оппозицией» и организационной «бюрократией», с мнениями других членов команды. Другими словами – право на несогласие в процессе выработки решения саботирует его реализацию. Это самая сложная часть демократии.

Самая эффективная система для внедрения решений – диктатура. «Делайте так, как я сказал и никаких дискуссий. Я не хочу слышать никаких возражений. Делайте!».

Любая диктатура не допускает никаких разногласий при внедрении принятых решений, она может эффективно внедрять самые катастрофические решения, потому что нет дебатов, нет дискуссий, нет обсуждений.

И что происходит? Любой диктатор управляет всей системой на основании своих собственных личных убеждений и, в конце концов, принимает катастрофические решения. Если посмотреть на историю человечества, то все диктаторы разрушили свои государства. Потому что они принимали решения, основываясь не на реальности, а на своих собственных убеждениях, представлениях и галлюцинациях. Они внедряли эти решения очень эффективно, и ставили свои государства на грань разрушения.

Что нужно делать, чтобы эффективно управлять

Нужна демократия при принятии решений и диктатура при их внедрении.

Демократия при принятии решений означает открытое общество, информированность, осознание и дискуссии. Перед тем как принять решение – слушайте, кто и что говорит, прислушивайтесь к разногласиям и уважайте эти разногласия. Это не означает, что вы должны соглашаться со всеми, вы должны слушать и услышать все мнения.

Вы можете очень долго обсуждать какой-то вопрос, так как у каждого сотрудника есть право высказаться и быть услышанным, но у сотрудника нет права настаивать на внедрении того, что говорит именно он. Потому что принимать решение – это ответственность лидера, но лидер хочет услышать, что скажет каждый из вас. Это и есть демократия в принятии решения.

И сколько будет продолжаться демократия? До того момента, когда решение принято, так как должна быть полная лояльность сотрудников к принятому решению.

Как только решение принято – начинается диктатура. Руководитель имеет право сказать: «Решение принято и мне важно, чтобы каждый из вас принял это решение, даже если он не соглашался с ним в период обсуждения. Мы выслушали каждого – у нас демократия. Всем спасибо – решение принято!».

Когда решение принято, больше не допускается никаких дискуссий. Так будет всегда: Обсудили – Решили – Приняли – Внедрили. Демократия – Диктатура – Демократия.

Это сложно, так как требуется одновременно и открытая, и закрытая системы, гибкая и негибкая.

Процесс менеджмента – это очень сложно.

Если вы хотите построить эффективную систему управления, в которой будут уживаться демократия и диктатура, но не знаете, как это сделать, приглашаю вас на бесплатную консультацию. Я изучу ваш бизнес и дам пошаговый план внедрения эффективного менеджмента. Чтобы записаться на консультацию, напишите мне в Телеграмм.

Если хотите больше узнать об эффективном управлении бизнесом и персоналом, читайте мой телеграмм-канал.

Начать дискуссию