Прогноз падения объёма онлайн-импорта после изменения порога беспошлинной торговли

Прогноз падения объёма онлайн-импорта после изменения порога беспошлинной торговли

Последний месяц снова дал горячую тему для обсуждения посылок из-за границы. Посылок и от AliExpress, и от российских онлайн-ритейлеров, которые либо подключили китайских производителей и продавцов, либо сами делают закупки за рубежом.

До 2019 года порог беспошлинной торговли в ЕАЭС, включая Россию, составлял одну тысячу евро и 31 килограмм. Потом его несколько раз снижали: сначала до пятисот евро, а с начала 2020 года — до двухсот евро. Однако в апреле 2022 года Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) вернул порог к исходному значению в одну тысячу. С продлениями, величина порога оставалась такой до недавнего времени.

Рассматривается несколько вариантов изменения порога:

1. Оставить всё как есть. Порог 1000 евро и 31 кг. Пошлина выше порога – 15%. В этом случае, разумеется, причин для снижения трансграничных посылок не предвидится. Инвестиции, которые уже вложены крупнейшими маркетплейсами, службами доставки, многими другими операторами рынка, не сгорят. Покупатели, как и прежде, смогут выбирать купить в России дороже, но с получением в более короткий срок и можно подождать и получить дешевле, или и вовсе получить товар, который в России не продаётся. Множество логистических служб (и особенно Почта России) обрабатывают и доставляют прежние и даже растущие со временем объёмы посылок. Курьеры, владельцы ПВЗ, множество сотрудников различных сервисов работают и зарабатывают. Товары из-за границы конкурируют с товарами внутри по цене, и это ещё один сдерживающий инфляцию фактор.

2. Порог в 500 евро и пошлина 15%. Этот вариант маловероятен, потому что компромиссные решения в последнее время не в моде в России. Последствия будут самые мягкие, но они будут. Пошлина заденет в первую очередь категории электроники (особенно компьютеры и гаджеты), частично автозапчасти, в меньшей степени брендовый fashion. Процент падения в числе заказов будет небольшим – 1-3 %, а в деньгах – 3-6%. Это почти не затронет логистов, но сильно повлияет на онлайн-продавцов из-за снижения среднего чека.

3. Порог в 200 евро и ставка на превышение в 15 %. Выглядит как последний рубеж компромисса, но под сумму 20 тысяч рублей подпадает уже очень большое число категорий и товаров. При таком сценарии потеряют все, кто вложился деньгами, временем, усилиями в трансграничную онлайн-торговлю. На 15-20 % упадёт сумма онлайн-импорта в деньгах.

4. Без порога (облагаются пошлиной посылки при любой сумме) и пошлина в 5 %. Сценарий, который родился из разделения «товаров для личного пользования» и «товаров электронной торговли». Вот этот вариант точно можно назвать налогом на бедных, потому что главная нагрузка ляжет на товары недорогие, повседневного спроса. Падение в деньгах будет более половины. От 50 до 70%. Товары, которые недоступны в России или покупка которых из-за границы сдерживала аппетиты российских ритейлеров, станет невозможна. Решение порядочно ударит по российским онлайн-ритейлерам, а все три крупнейших маркетплейса уже интегрировали китайских селлеров. По цепочке ударит по множеству предпринимателей-владельцев ПВЗ. Решение очень сильно навредит объемам федеральных логистов – в деньгах и загруженности.

5. Без порога и пошлина в 15%. Этот вариант как будто и не обсуждался, но такие варианты появляются в некоторых случаях на последних этапах обсуждения, когда эксперты уже не присутствуют. Можно ли назвать такой вариант «апокалиптическим»? Да, вполне. Теоретически можно предсказать падение в деньгах онлайн-импорта в 70 – 90 %. Вложения в проекты сгорают, сотрудников увольняют, Почта России требует субсидии, инфляция ускоряется.

А какой вариант предпочтительнее?

Да, первый же. Есть очень хорошая модель Южной Кореи, в которой одно из самых либеральных законодательств по трансграничной онлайн-торговле, и ничего, классический физический ритейл хорошо себя чувствует, собственная онлайн-торговля на подъёме, локальные онлайн-ритейлеры сильны и не задавлены зарубежными.

Сергей Семко
Ведущий аналитик направления «Логистика» Data Insight
11
Начать дискуссию