Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Жестовый брендинг, эмодзификация и тенденция к универсальности — все это набирает популярность у брендов по всему миру. Что изменилось в философии брендинга и как брендам говорить с потребителем на одном языке — брендсперанто?

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Clubhouse первым придумал новый способ самовыражения бренда: жест в виде сложенной ладони в форме буквы «С», чтобы «вызвать чувства, которые пользователь испытывает, находясь в комнате Clubhouse». Этим жестом можно показать человека, смотрящего в глазок; человека, который подслушивает или шепчет что-то своему другу, прикрывая рот ладонью. Жесты и силуэты брендов все больше с каждым днем проникают в нашу повседневную коммуникацию. Мы разговариваем с ними на одном языке — брендсперанто.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Точного определения понятия «брендсперанто» пока не существует, но мы попробуем объяснить его значение. Брендсперанто (от англ. brand — бренд + от эспер. esperanto — искусственно созданный «универсальный» язык) — так называемый «язык брендов», который понимают люди со всего мира вне зависимости от их местоположения, языка, которым они владеют, и уровня грамотности; в основе которого лежат символы и жесты.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Движения и жесты

Технологические компании давно стремятся присвоить себе права на их собственные жесты (Apple — «смахните для разблокировки», Tinder — «свайпни вправо», даже идет борьба за жест «встряхни свой смартфон»), хотя раньше жестовый брендинг считался привилегией какой-то определенной личности. Например, удар Брюса Ли в полете, прыжок Майкла Джордана, «взмах летучей мыши» Алекса Родригеса, сердце в честь 11 гола Гарета Бейла и бриллиант Jay-Z — большинство из них защищены законом об авторском праве.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Тем не менее, смелый шаг Clubhouse в сторону символического брендинга — на волне тенденций к блендингу (процесс, когда легенда бренда встраивается в повседневную жизнь потребителя) и дебрендингу (уход от названия бренда) — уже стал частью большой эволюции в сторону нового стиля универсальной коммуникации.

Причины популярности брендсперанто

Во-первых, в изменении моды в брендинге. Во-вторых, в пиксельных ограничениях и срочности в попытке достучаться до потребителя сквозь баннерную слепоту.

Использование силуэтов и очертаний предметов в вывесках автоматически включает бренды в эту универсальную символьную коммуникацию. По мере того, как диджитализация и глобализация усиливаются, коммуникация становится не только независимой от платформ, но и многоязычной.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Символы пронизывают бренд насквозь: от сайта до корпоративной литературы. Это объясняет популярность таких сервисов, как The Noun Project — сток символов на все случаи жизни.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

В преддверии Олимпийских игр 2020 организаторы выпустили два графических изображения, которые идеально иллюстрируют этот тренд. Во-первых, они стали анонсом того, что эти игры станут 22-ми Паралимпийскими и 33-ми Олимпийскими:

Во-вторых, агентство Nippon Design Center запустило Experience Japan Pictograms (сборник из 280 бесплатных иконок — от сумо до театра Кабуки), чтобы «пригласить путешественников исследовать Японию и насладиться ею немного больше, чем ранее».

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Возможно, в силу элегантности и простоты 3-х иероглифов (kanji, hiragana and katakana), Япония имеет выдающуюся историю совершенства графики. Только подумайте, навязанные нам ежедневные 10 тыс.шагов — эта цифра не результат каких-то медицинских исследований. В 1960 году маркетинговая кампания японского шагомера Manpo-Kei (man=10 тысяч; po=шаг; kei=измерять) придумала такое название, потому что иероглиф man (10 тысяч) похож на шагающего человека.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Эмодзификация

Конечно, лучшим подарком японцев для символьной коммуникации стало изобретение эмодзи дизайнером Сигетака Курита в 1999 году. Широкую популярность это изобретение приобрело в 2011 году, когда Apple добавила emoji-клавиатуру в iOS 5.

Сегодня за выпуск новых эмодзи отвечает Unicode Consortium, неприбыльная корпорация, которая выполняет титаническую работу по обеспечению всей письменной коммуникации и ее синхронизации со всеми программами, платформами и операционными системами. Последние стандарты, прописанные этой компанией, составляют 1020 страниц печатного текста и кодифицируют 144 697 символов.

Как только Юникод принимает решение о выпуске нового эмоджи, дизайнеры всех платформ сразу же принимаются к разработке этого символа в своей стилистике.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Хотя эмодзи (на данный момент) не являются полноценным языком, пригодным для литературы или тонкой дипломатии, они однозначно не символизируют погружение в лингвистическую антиутопию «Новояза» Оруэлла.

Во-первых, потому что лексикон эмоджи неуклонно растет (с 1145 уникальных символов в 2010 году до 3663 символов сегодня), а у Оруэлла «Новояз был призван не расширить, а сузить горизонты мысли, и косвенно этой цели служило то, что выбор слов сводили к минимуму«».

Во-вторых, концепция вселенной эмодзи противоречит Новоязу и склоняется к справедливости — коллекция симвлов постоянно пополняется персонажами представителей разных вероисповеданий, гендеров и физических особенностей.

Несколько лет назад Консорциум Юникод ввел опцию выбора цвета кожи эмодзи, физических особенностей, эмодзи однополых и гендерфлюидных пар, беременных мужчин, женщин с бородой, мужчин в фате, женщин в смокинге и гендерно-нейтрального Санта Клауса.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Каждая платформа модифицирует символы под текущие обстоятельства. В 2016, например, Apple заменила эмодзи пистолета на водный пистолет — остальные платформы последовали Apple — и в 2020 году, во время бушующей пандемии коронавируса, шприц, наполненный кровью, был заменен на шприц с вакциной.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

И такая подверженность современным изменениям вовсе не говорит о том, что эмодзи несерьезны.

В апреле 2021 года в официальном аккаунте Израиль запостил 12 твитов с 3168 эмодзи ракет:

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Под которыми был текст:

«Так выглядят более 3000 ракет ХАМАСа. Каждая из них должна была убить мирных граждан. Старика. Женщину. Ребенка. У каждой ракеты есть адрес. Представьте себе, что хотя бы у одной из них был бы ВАШ адрес».

Дипломатическая коммуникация с помощью эмодзи не нова: от «V» Черчиля с до MAGA-кепки Трампа, семиотическая стенография всегда была одной из ключевых в политических кампаниях. Но если оставить в стороне громкий эффект от посланий Израиля, можно заметить легкий флер безответственности в этих сообщениях. Отчасти потому, что эмодзи ракеты выглядят несерьезно, даже по-детски, чтобы быть средством государственной дипломатии, особенно в таком контексте. Но очевидно, что такая простота и непосредственность и была целью Израиля, чтобы достучаться до оппонентов, пробиться сквозь весь медийный шум, быть услышанным, достигнуть мира, осветить статистику поражений и вызвать ажиотаж.

Монетизация смайликов

На сегодняшний день логотипы брендов (пока) не могут быть включены в список эмодзи Юникода, но компания может присвоить один из символов себе на одном из уровней: Золотой, $5,000; Серебряный, $1,000; Бронзовый $100. Компания IBM уже приобрела эмодзи облака, Google —эмодзи гамбургера, Red Lobster — эмодзи лобстера.

Бренд виски Ballantine’s приобрел символ «виски» после двухлетней рекламной кампании «живая вода» (the water of life), чтобы сформировать прямую ассоциацию «виски=Ballantine’s», как у эмодзи пива, вина и коктейля.

Так как каждая ОС по разному отображает одни и те же эмодзи, компании могут свободно встроить свои продукты в смайлики. Так, на компьютерах Mac эмодзи смартфона, часов, ноутбука, мышки и стационарного компьютера иллюстрируют продукты Apple.

Ваш бренд говорит на брендсперанто?

Со временем символы брендов неизбежно появятся в азбуке эмодзи, так как плотно войдут в наш лексикон визуальной коммуникации. Первый шаг в этом движении сделал Твиттер, запустив «хэшфлаги», которые позволяют прикреплять эмодзи к хэштегам. Конечно, это можно было делать и раньше, но один и тот же хэштег с эмодзи в конце — два разных хэштега. С помощью технологии хэшфлага нужный эмодзи автоматически добавляется к хэштегу. Нужный — тот, который оплатил бренд. Таким образом, при введении хэштега #NFL в Твиттер рядом с ним появится герб Национальной футбольной лиги, рядом с #Matrix — эмодзи синей и красной таблетки, рядом с #BlackLivesMatter — три кулака, а рядом с #MeToo — три поднятых руки. Пока технология хэшфлага доступна только в Твиттере.

При всей универсальности языка на эсперанто сегодня разговаривают не более 3 миллионов человек по всему миру. А символы крупных брендов и корпораций, символы эмодзи используются в ежедневном общении миллиардами людей во всех сферах жизни, а блендинг и дебрендинг стали новыми трендами в маркетинге. Быть универсальным, чтобы быть понятым — новая эра в философии брендинга.

66 показов
9292 открытия
Начать дискуссию