Билль о правах XP
Продолжаю череду размышлений на тему зависимости от подрядчика и проблемы смены команды. Сегодня расскажу об одной практике, которая позволит выстроить здоровые отношения с IT-поставщиком.
Практика происходит из экстремального программирования (XP). Это гибкая методология, которая проповедует максимальное вовлечение клиентов в процесс разработки и сокращение посредников между функциональным заказчиком и командой. Поэтому в XP есть документ, который регламентирует отношения клиента и разработчика — билль о правах.
Хочу обратить внимание на те пункты, которые защищают клиента в форс-мажорных ситуациях, когда требуется резкая смена курса или полная замена команды.
Итак, клиент имеет право:
- Изменять решения, функциональность и приоритеты, не неся непомерных расходов;
- Получать сведения о графике работ, изменениях сроков, чтобы вовремя принять решение о том, как сократить объем работ и успеть к нужному числу;
- Отменить проект в любое время и получить полезный рабочий код, который оправдывает текущие вложения средств;
Обратите внимание, что у клиента нет, например, права сохранить объем работ и получить его в назначенный срок. Таких обещаний нет, потому что разработчик не бесправен и может:
- Выполнять работу качественно, несмотря ни на какие обстоятельства;
- Проводить оценку задачи и уточнять ее в зависимости от обстоятельств;
- Брать на себя личную ответственность и не позволять возлагать на себя лишнее.
Паритетность — это основа, без которой ничего хорошего никогда не получится. Нам не по пути с клиентами, которые ставят себя в превосходную позицию. При этом, мы прекрасно ладим с клиентами, которые понимают изменчивость мира и готовы к равномерному распределению ответственности.
Мы создаем условия, в которых нет страха расставания. Когда созависимость сведена к минимуму и все об этом знают, работается как-то особенно легко.