Билль о правах XP

Продолжаю череду размышлений на тему зависимости от подрядчика и проблемы смены команды. Сегодня расскажу об одной практике, которая позволит выстроить здоровые отношения с IT-поставщиком.

Практика происходит из экстремального программирования (XP). Это гибкая методология, которая проповедует максимальное вовлечение клиентов в процесс разработки и сокращение посредников между функциональным заказчиком и командой. Поэтому в XP есть документ, который регламентирует отношения клиента и разработчика — билль о правах.

Хочу обратить внимание на те пункты, которые защищают клиента в форс-мажорных ситуациях, когда требуется резкая смена курса или полная замена команды.

Итак, клиент имеет право:

  • Изменять решения, функциональность и приоритеты, не неся непомерных расходов;
  • Получать сведения о графике работ, изменениях сроков, чтобы вовремя принять решение о том, как сократить объем работ и успеть к нужному числу;
  • Отменить проект в любое время и получить полезный рабочий код, который оправдывает текущие вложения средств;

Обратите внимание, что у клиента нет, например, права сохранить объем работ и получить его в назначенный срок. Таких обещаний нет, потому что разработчик не бесправен и может:

  • Выполнять работу качественно, несмотря ни на какие обстоятельства;
  • Проводить оценку задачи и уточнять ее в зависимости от обстоятельств;
  • Брать на себя личную ответственность и не позволять возлагать на себя лишнее.

Паритетность — это основа, без которой ничего хорошего никогда не получится. Нам не по пути с клиентами, которые ставят себя в превосходную позицию. При этом, мы прекрасно ладим с клиентами, которые понимают изменчивость мира и готовы к равномерному распределению ответственности.

Мы создаем условия, в которых нет страха расставания. Когда созависимость сведена к минимуму и все об этом знают, работается как-то особенно легко.

33
Начать дискуссию