Как ИТ-компании в разных странах переживают пандемию: удалёнка, рекрутинг, эффективность (часть вторая)

Как ИТ-компании в разных странах переживают пандемию: удалёнка, рекрутинг, эффективность (часть вторая)

Команда рекрутингового агентства DigitalHR продолжает расследовать, как в разных странах ИТ-компании переживают пандемию.

Герои статьи из США, Германии, Литвы, Польши и Нидерландов рассказывают, как изменился процесс найма, как поддерживать коммуникацию с командой и делятся лайфхаками, которые могут помочь коллегам из России.

В первой части мы обсуждали с представителями ИТ-бизнеса из разных стран не только эффективность команды и особенности найма во время карантина, но и пытались разобраться, как изменится работа после пандемии. В этой статье мы заменили раздел предсказаний на более конкретную тему, спросили спикеров, как поддерживают бизнес в разных странах.

Как COVID-19 переводил офисы на удалёнку

Страны мира начали ослаблять ограничительные меры, введенные из-за COVID-19. Даже в Италии, наиболее пострадавшей от коронавируса, к работе вернулись 4,5 млн человек. Но возвращение к обычной жизни идёт медленно, и многие сотрудники остаются работать из дома.

Колесниченко Андрей, Online Marketing Manager в Cooper Advertising, Германия: «Как только дневное количество заражений перевалило за тысячу, 80% компаний перешли на удаленную работу. Даже те компании, где не используют ноутбуки, начали в срочном порядке закупать лэптопы, чтобы обеспечить сотрудников работой из дома. Когда в стране было объявлено ЧП, почти всех наших сотрудников перевели на удаленную работу, за исключением финансовых представителей».

Команда разработки из США: «Компания почти с основания давала возможность работать в удаленном формате, поэтому мы не почувствовали изменений. Коммуникацию поддерживали и поддерживаем с помощью различных стандартных приложений для ИТ-компаний, которые позволяют удобно работать в удаленном формате: Zoom, Slack, Notion и др.».

Алиса Чумаченко, основатель и генеральный директор в GOSU Data Lab, Литва: «Как только в Литве объявили карантин, мы сразу же перешли на удаленную работу, фактически за несколько часов. Сотрудники забрали из офиса все необходимое и продолжили работу дома. С технической точки зрения процесс был безболезненным. По факту коммуникация не сильно изменилась, мы используем Slack, Google Meet и YouTrack. Естественно, сейчас нет бесед о каких-то задачах на кухне, но глобально ничего не поменялось».

Как строить коммуникацию с командой в новой реальности

Общая цель внутренней коммуникации в период пандемии — это повышение уровня информированности у команды о бизнес-процессах и плане выхода из кризиса.

Никита Ермонский, консультант по внедрению Salesforce, Нидерланды: «У нас есть полностью удаленные сотрудники, поэтому мы пользуемся Microsoft Teams для коммуникации в 80% случаев. Кстати, по статистике Microsoft в Нидерландах включают веб-камеру в 60% звонков, это больше чем в других странах.

Руководитель нашей бизнес-группы устраивает звонок раз в неделю, чтобы поделиться новостями, рассказать, как идут дела у компании с финансовой точки зрения, какие инициативы запускает компания, чтобы поддержать сотрудников. Это может быть заказ офисных принадлежностей домой и покупки онлайн-курсов для сотрудников или оплачиваемый наполовину трёхмесячный отпуск для тех, у кого нет проекта.

В пятницу в 16 часов начинается звонок, который называется „Friday Drinks“. Команда может пообщаться друг с другом с бутылкой пива/бокалом вина, но иногда мы играем в викторины или онлайн-игры».

Колесниченко Андрей, Online Marketing Manager в Cooper Advertising, Германия: «Где-то раз в неделю мы получаем письма и сообщения в whatsapp от нашего генерального директора, который мотивирует нас тем, что мы отлично справляемся, показывая хорошие результаты даже при 50% рабочем дне. Нам сразу обозначили, что данные меры с сокращённым рабочим днём вынужденные, и в конце мая мы все должны перейти в обычный ритм».

Джоанна Козыра, Talent Acquisition Coordinator в RTB House, Польша: «Очень важны совместные звонки, поэтому каждую среду мы созваниваемся со всей командой. Кроме того, мы проводим еженедельно встречи один на один и неформальные звонки. RTB House — международная компания, мы часто общаемся с коллегами из разных стран. Хотя мы привыкли к онлайн-общению, невозможность увидеть друзей, родных и коллег влияет на уровень стресса.Можно автоматизировать многие вещи, но не межличностные отношения».

Как изменилась стратегия найма

Рынок труда меняется. Однако несмотря на то, что многие компании приостанавливают найм, 69% россиян планируют найти новую работу во время самоизоляции, из которых только 18% связывают поиски с ухудшением финансовой обстановки в компании.

Никита Ермонский, консультант по внедрению Salesforce, Нидерланды: «Сейчас никого не нанимают, но при этом никого не увольняют. Главная задача руководства — сохранить текущую команду. Не думаю, что в ближайшее время понадобится свежая кровь, так как экономика просядет и новых проектов будет меньше.

Наша команда не переходила на частичную занятость, но такая опция есть. Можно работать 70%, 80% или 90% времени с соответствующим снижением зарплаты. Либо взять отпуск, от одного до трёх месяцев, с сохранением половины зарплаты».

Команда разработки из США: «В данный момент набираем в штат несколько сотрудников из разных стран на позиции в области развития бизнеса».

Джоанна Козыра, Talent Acquisition Coordinator в RTB House, Польша: «Прошло больше месяца с тех пор, как мы начали работать удаленно, и пока мы не видим существенных изменений. Коронавирус создаёт повышенную неопределенность в отношении финансов, поэтому кандидаты с высокими зарплатами менее охотно меняют рабочие места. Или просят связаться с ними, когда закончится пандемия. Специалисты, которые потеряли работу и полагаются на социальные выплаты, активно ищут работу и отправляют больше откликов на вакансии».

Как поддерживают бизнес в разных странах

Одна из значимых мер поддержки бизнеса в России — это беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты. Главное требование — работодатель должен сохранить рабочие места на уровне не менее 90 процентов. На гранты от российских властей смогут претендовать 1,74 миллиона малых и средних предприятий из отраслей экономики, наиболее пострадавших от коронавируса: розницы, общепита и сферы бытовых услуг.

Никита Ермонский, консультант по внедрению Salesforce, Нидерланды:

«Государство поддерживает бизнес таким образом:

  • Компенсация до 90% заработной платы сотрудникам.
  • Ежемесячные выплаты в 1500 евро самозанятым.
  • Единоразовая выплата 4000 евро для индивидуальных предпринимателей и владельцев малого бизнеса.
  • Беспроцентные кредиты.
  • Кредитные каникулы и отсрочка налоговых выплат на 3-6 месяцев.

Вышеперечисленное работает в случае соблюдения ряда параметров (например, документально подтвержденное сокращение выручки более чем на 20% и пр.), т.е. не каждый бизнес может получить поддержку. Прямой поддержки населения, насколько я знаю, пока нет. Все социальные выплаты остались неизменными».

Колесниченко Андрей, Online Marketing Manager в Cooper Advertising, Германия: «Поддержка от государства — это огромный плюс. Почти всех сотрудников немецкого офиса перевели на 50% рабочей занятости, офисы Франции и Италии вообще на 100%, тем не менее сотрудники получают зарплату. Если ты работаешь половину времени, то компания тебе платит половину твоей зарплаты, а государство платит дополнительно 50%. Те, кто фактически не работает, получает 60% своего заработка, а если есть дети, то 80%».

Алиса Чумаченко, основатель и генеральный директор в GOSU Data Lab, Литва: «В Литве компаниям, которые объявили о простое, государство помогает. Нам, как компании, которая продолжает работать, поддержка не положена. Плюс нет понимания со стороны арендодателя офиса, который не соглашается делать скидку во время того, как офис фактически пустует».

Что посоветуете коллегам из России

Команда разработки из США: «Поддержите моральный дух своих сотрудников. Многим пришлось внезапно перейти в удаленный формат работы, и здесь важно помогать развивать софт-скиллы.

Необходимо в первую очередь решить технические вопросы, кейсы об управлении, вопросы о мотивации и самоорганизации. Перестройте процесс таким образом, чтобы сотрудники могли максимально продуктивно выполнять поставленные задачи и планировать свое время. Придется освоить новые инструменты для оптимизации этих процессов».

Алиса Чумаченко, основатель и генеральный директор в GOSU Data Lab, Литва: «Внимательно просчитывайте расходы, пытайтесь поддерживать боевой дух и увеличивать эффективность. Очень много неопределенности в этот период, и нужно быть готовым к любому развитию ситуации».

Джоанна Козыра, Talent Acquisition Coordinator в RTB House, Польша: «Проводите встречи с командой не только по деловым вопросам. Я рекомендую делиться историями, общаться о том, что происходит, и быть готовым помочь друг другу. Однако во время изоляции работа и личная жизнь легко пересекаются, поэтому не забывайте устанавливать границы».

Благодаря позитивным новостям из Европы, мы с надеждой заглядываем в будущее и прикидываем, какой расклад на рынке труда ждёт нас во второй половине 2020 года.

Так, специалисты Института прогрессивного образования считают, что самыми востребованными специалистами после пандемии станут антикризисные и финансовые консультанты.Благодаря цифровизации бизнес-процессов, разработчики и контент-маркетологи тоже не останутся без работы. Как и консультанты колл-центров, сотрудники интернет-магазинов, курьеры, диспетчеры и водители доставки.

66
1 комментарий

Читаешь про то, как в других странах происходит поддержка бизнеса, и немного плакать хочется

3
Ответить