Чем грозит налог на интернет-рекламу или почему на самом деле ввели маркировку

Я веду youtube-канал Egorov Update, где рассказываю о важных новостях digital-маркетинга. Пока готовил последний выпуск, нашел новость, которая совсем незаметно прошла в информационном поле — нас ждет новый сбор на рекламу в интернете.

И вот сегодня появились новые подробности — сбор составит 2−5% от ежеквартальных рекламных доходов. Платить его будут распространители рекламы и операторы рекламных систем.

Очевидно, что такие изменения не пройдут бесследно для владельцев бизнеса, маркетологов и агентств. Предлагаю вместе разобраться, что это за сбор, чем он нам грозит и при чем здесь маркировка рекламы.

Подробный разбор новости о налоге на интернет-рекламу смотрите в <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DBTd99WGDxR4%26amp%3Bt%3D1s&postId=1651057" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">выпуске</a>  
Подробный разбор новости о налоге на интернет-рекламу смотрите в выпуске  

Что нам известно?

Главный источник новости проект федерального бюджета на 2025–2027 годы. В нем сказано, что собранные средства направят на финансирование национального проекта "Экономика данных и цифровая трансформация государства". Этот проект придет на смену программе “Цифровая экономика” запущенной в 2019 году.

Из открытых источников известно, что на проект планируется потратить 2,3 трлн руб(!). Из федерального бюджета 996,5 млрд руб., и еще 1,3 трлн руб. из внебюджетных источниках. А один из источников финансирования та-даааам — сбор на интернет рекламу.

Сегодня утром из публикации Forbes стало известно, что сбор составит 2-5% от ежеквартальных рекламных доходов рекламораспространителей и операторов рекламных систем.

Рекламораспространители — это владельцы сайтов, новостных порталов, онлайн-кинотеатров, блогеры и т.д

Операторы рекламных систем — те, кто обеспечивают функционирование рекламной системы, которая нужна для распространения рекламы в интернете. Пример — такой системы «Яндекс Директ».

Да, закон еще не принят, но мы же с вами понимаем, что раз статья в бюджете появилась, то и законы и постановления правительства не заставят себя ждать.

При чем здесь маркировка рекламы?

Первое о чем я подумал, когда прочел новость: “так вот для чего была нужна маркировка”. Действительно, сейчас становится понятно — для того, чтобы оценить реальный объем интернет-рекламы и понять, кто за что заплатил, и с кого собирать налог.

К слову, по данным РНК российский рынок легально размещенной рекламы в интернете с января по июня 2024 года составил 381 млрд руб., а рекламодателей зафиксировано свыше 880 тысяч. И это всего за полгода! За полный год это примерно 700 млрд. Значит, если налог 5%, вот вам в бюджет дополнительные 35 млрд. рублей. Не так чтобы очень много, но на что-то хватит.

Пострадает малый бизнес

Получается, оплачивать новый сбор будут те, кто получает доход от показа рекламы в интернете — владельцы сайтов, приложений, блогеры и операторы рекламных систем. Но в конечном счете финансовая нагрузка ляжет на бизнес, который делает рекламу своих услуг.

Большинство бизнесов — это небольшие компании, которые уже давно сократили инвестиции в интернет-рекламу из-за роста медиа-инфляции и увеличения стоимости привлечения клиентов. Поэтому дополнительный сбор станет еще одним ограничивающим фактором для вложений в интернет-рекламу.

Чтобы наглядно понять, как малый бизнес постепенно уходит из интернет-рекламы, достаточно обратить внимание на рынок электронной коммерции. Здесь можно заметить, что многие малые, средние и даже некоторые крупные компании отказались от содержания собственных интернет-магазинов. Причина в том, что продвижение через традиционную интернет-рекламу стало крайне невыгодным. В результате, эти компании массово перешли на маркетплейсы, где отсутствуют риски, связанные с высокой стоимостью привлечения клиентов.

Получается малый бизнес может и вовсе перестать рекламироваться в интернете, а значит будет терять клиентов. А к рекламным агентствам перестанет обращаться малый бизнес, а значит придется повышать цены для бизнеса крупнее, чтобы не терять доход.

Инфляция станет еще выше?

В этой истории не стоит забывать о важном факторе — медиаинфляции. В этом году она снова будет высокой, предварительно больше 50 %. Соответственно реклама для рекламодателя будет дорожать, а тут еще дополнительный сбор, который повысит расходы для бизнеса.

Даже если бизнес заплатит сбор, а куда ему деваться, то эти расходы в любом случае лягут на потребителя, а это увеличит и без того высокую инфляцию.

Итак, мы снова становимся свидетелями классической российской ситуации: малый бизнес становится еще более уязвим по сравнению с большими корпорациями. Разрыв между малыми предприятиями и крупными игроками рынка увеличивается.

Пугает новый сбор на рекламу в интернете?
Нас уже ничем не напугать
2-5% на фоне медиаинфляции будут незаметны
Я малый бизнес — я устал, я ухожу

Друзья, что думаете на эту тему? Пишите в комментариях

Буду рад вас видеть зрителем на своем youtube-канале EgorovUpdate

Подписчиком в ТГ - канале EgorovUpdate

Клиентом или партнером в performance-агентства AltEasy

1010
11 комментариев

С каждым выходом новых задумок от депутатов, Казахстан становится все более привлекательней...)) Кстати, по слухам в Казахстане хотят сделать офшорную зону для онлайн бизнеса.

2
Ответить

интересная новость, не слышал!

Ответить

Как говорят на диком западе: используй возможности, пока другие заняты хер**й

Ответить

После введения НДС для УСН вообще не страшно. Да и НДС, если честно, не так уж и страшен )

1
Ответить

Нас так часто закаляют, что уже ничем не напугать)

Ответить
1
Ответить

все эмоции в одной гифке!

Ответить