Новые форматы торговли и их влияние на логистику

Новые форматы торговли и их влияние на логистику

Сегодня наблюдается стремительный рост сферы электронной коммерции (e-commerce), который обусловлен появлением новых форматов торговли посредством интернета. Одними из самых популярных платформ считаются маркетплейсы. Продавцы могут размещать здесь продукцию, а потребители получают максимально удобный поиск и покупку желаемых товаров.

Маркетплейс — онлайн-платформа электронной коммерции, предоставляющая информацию о продуктах или услугах третьих лиц (продавцов, селлеров).

На успешность любого проекта в сфере электронной коммерции влияет качественная логистика. Предлагаем рассмотреть актуальные изменения и тенденции логистических процессов в новых форматах торговли через интернет.

Распространённые схемы функционирования маркетплейсов

Работу маркетплейсов организуют с помощью различных схем, обладающих своими особенностями и требованиями к логистики:

  • Прямая продажа (DirectSales). При таком формате происходит прямая закупка продукции у изготовителей или поставщиков с дальнейшим хранением на складах маркетплейса. Это классический вариант, при котором маркетплейсы несут ответственность за каждый процесс – от закупки до поставок конечным получателям. Плюсом такой схемы является возможность полноценного контроля товарных запасов и логистических операций. Минусом такой схемы является необходимость налаживания сложной складской инфраструктуры. Пример подобного маркетплейса – Яндекс-Маркет.
  • Маркетплейс в виде платформы (MarketplacePlatform). При таком формате продавцы используют интернет-платформу, чтобы публиковать свою продукцию, беря на себя все заботы по её хранению и доставке конечным получателям. Эта схема обеспечивает снижение операционных затрат для маркетплейсов, перекладывая всю ответственность за логистику на селлеров. Представители российских маркетплейсов-платформ – Озон и Вайлдбериз.
  • Фулфилмент-сервис (FulfillmentService). Некоторые маркетплейсы используют модель FBO – в этом случае специалисты платформы отвечают за логистические операции и заказы от лица продавцов – от приёмки продуктов до поставки покупателям. По данной схеме работает Amazon FBA (Amazon занимается обработкой и отправкой заказов от лица селлеров). Фулфилмент очень выгоден для продавцов, поскольку за все операции отвечает торговая платформа.
  • Дропшипинг (Dropshipping). При такой модели маркетплейсы и селлеры не держат продукцию у себя на складах. При оформлении заказа груз сразу отправляется прямо от поставщика (либо изготовителя) к покупателю. Применение такого формата способствует снижению рисков при хранении товаров, однако ужесточаются требования к координации и управлению поставками. Отличными примерами дропшиппинг-платформ являются Alibaba.com и AliExpress.com.

Актуальные тенденции логистики для маркетплейсов

По мере развития e-commerce логистика marketplace сталкивается с кардинальными изменениями. Предлагаем ознакомиться с ключевыми трендами, определяющими перспективы логистических аспектов для маркетплейсов:

  • Привлечение внешних логистических агентов. Сегодня маркетплейсы активно сотрудничают со сторонними транспортными компаниями, обеспечивающими быструю и эффективную доставку грузов. Благодаря этому онлайн-платформы делают упор на основную маркетинговую деятельность и работу с контрагентами, отдавая логистику специалистам. Многие селлеры активно работают с Free Lines Company – 3PL логистическим провайдером, налаживающим эффективные поставки товаров из разных стран по всей России.
  • Внедрение ИИ. Алгоритмы машинного обучения становятся всё более популярным инструментом логистики в электронной коммерции. Искусственный интеллект используется для прогнозирования спроса, оптимизирования маршрутов грузоперевозок, отслеживания запасов и минимизирования издержек. Так, ИИ проводит анализ информации по закупкам, предлагая наилучшие решения по расположению склада, планированию доставок.
  • Автоматизированные складские процессы. Благодаря этому тренду маркетплейсы обрабатывают огромные объёмы заказов при минимальных задержках. За счёт автоматизированных комплексов хранения, перевозки, сортировки продукции обеспечивается существенное сокращение времени для обработки заказов, снижение частоты допущения ошибок.
  • Применение экомаркетинга. Маркетплейсы делают упор на экологическую устойчивость. Для упаковки используются экологически чистые материалы, оптимизируются маршруты доставок с целью сократить выбросы углерода в окружающую среду, развивают программы для переработки упаковок.
  • Развитие системы «последняя миля». Здесь подразумевается завершающая стадия перевозки продуктов конечным покупателям. Этот этап логистики считается наиболее сложным и трудозатратным. Маркетплейсы вкладывают огромные средства в развитие этой инфраструктуры, создавая широкую сеть с пунктами выдачи, автоматическими постаматами. А для перевозки грузов всё активнее тестируют беспилотные транспортные средства (например, Яндекс.Маркет).

Основные логистические операции в e-commerce

Логистика в электронной коммерции включает различные ключевые компоненты для эффективного функционирования всех цепочек поставок:

  • Контроль запасов: эти процессы представлены планированием, закупкой, хранением, отслеживанием перемещения товаров на складских площадках.
  • Обработка заказов: здесь предусматривается приём, подтверждение заказов от клиентов, отправка сведений на склад, подготовка продуктов к отгрузке.
  • Доставка: важнейший аспект логистики, включающий перевозку грузов от складов до покупателей.
  • Обратка логистики: при возврате покупок на склады маркетплейсов выполняется обработка заявок, проверка состояния возвратной продукции, повторное упаковывание и пр.
  • Управление перевозок: выбираются оптимальные маршруты, планируется загрузка транспорта, отслеживается груз в пути и т. д.

Важнейший момент в логистике электронной коммерции – налаженное сотрудничество с надёжной транспортной компанией, которая сможет обеспечить эффективную доставку товаров между складами производителей, поставщиков, маркетплейсов и конечными получателями. В Free Lines Company мы предлагаем профессиональные логистические услуги «под ключ». Чтобы подробнее ознакомиться с условиями сотрудничества, посетите официальный сайт нашей компании Free Lines Company.
#FreeLinesCompany #ecommerce #маркетплейс #логистика

66
2 комментария

Дропшипинг (Dropshipping)-это нужно очень сильно доверять поставщику и по сути у тебя есть обязательства перед клиентом, но мало контроля

Ответить

Был опыт работы по дропшиппингу, особенность была в том, что те же товары на маркетплейсах предлагал и сам поставщик, делая хорошие скидки, а нам было запрещено продавать дешевле их официальной розничной цены. Поэтому, естественно, что покупали именно у них и заказов не было.

Ответить