Зачем и как создавать систему корпоративного спорта в организации?

Зачем и как создавать систему корпоративного спорта в организации?

Внедрение системы корпоративного спорта может рассматриваться как важнейший инструмент устойчивого развития. Ниже мы приведем основные концепции устойчивого развития, определенные ООН, и влияние на них через внедрение системы корпоративного спорта.

1. Здоровье и благополучие

Цель:

Снизить на 30% к 2030 г. преждевременную смертность вследствие хронических неинфекционных заболеваний через профилактику, повысить уровень ментального здоровья и благополучия.

Как спорт может повлиять на достижение этой цели:

Высокий уровень вовлечения работников позволит снизить риски хронических заболеваний, повысить уровень благополучия людей. Это возможно через создание равных условий для занятия спортом и физической активностью для всех групп работников.

2. Качество образования

Цель:

К 2030 г. повысить количество молодежи, имеющей необходимые знания и навыки для занятия профессиональной деятельностью, предпринимательской деятельностью и др. Сформировать у молодых работников навыки для поддержания устойчивого развития организации.

Как спорт может повлиять на достижение этой цели:

Высокий уровень вовлечения в спорт, создание необходимой инфраструктуры и обучение через спорт и физическую активность позволит сформировать новые знания и навыки (в том числе soft-skills) у участников физкультурно-оздоровительных программ.

3. Достойный труд и экономический рост

Цель:

Достижение экономического роста на уровне 7% ВВП ежегодно.

Как спорт может повлиять на достижение этой цели:

Наличие корпоративных оздоровительных и спортивных программ влияет не только на устойчивое развитие, но и на устойчивый экономический рост за счет повышения производительности труда.

4. Устойчивые города и сообщества

Цель:

К 2030 г. обеспечить доступ всему населению к безопасным, экологичным и здоровым пространствам, способствующим здоровью и благополучию населения.

Как спорт может повлиять на достижение этой цели:

Вовлечение в физкультурно-спортивные программы работников, а также членов их семей, создаст условия для устойчивого развития сообществ и городов.

5. Ответственное потребление и производство

Цель:

Сформировать для компаний и организаций условия достижения производства в соответствии с принципами ответственного потребления.

Как спорт может повлиять на достижение этой цели:

Вовлечение сотрудников в программы корпоративного спорта, укрепления здоровья формирует ответственное отношение к человеческому капиталу как на рабочем месте, так и в сообществах.

6. Изменение климата

Цель:

Снизить количество факторов риска, влияющих на изменение климата.

Как спорт может повлиять на достижение этой цели:

Спорт и практики укрепления здоровья и благополучия формируют основу для устойчивого развития, заботы о здоровье и благополучии людей, защиты экологии.

7. Мир, справедливость и сильные институты

Цель:

Уменьшить количество насилия, коррупции и сформировать устойчивые институты развития.

Как спорт может повлиять на достижение этой цели:

Спорт и программы, направленные на здоровье и благополучие работников, формируют основу для устойчивого развития и профилактики насилия на рабочих местах через образование работников, формирование здоровой культуры на рабочих местах и в сообществах.

Модель долгосрочных изменений и достижения устойчивого развития через спорт
Модель долгосрочных изменений и достижения устойчивого развития через спорт

Научный анализ более 6778 научных публикаций (Lewis Keane, Erin Hoare, Justin Richards, Adrian Bauman & William Bellew (2019): Methods for quantifying the social and economic value of sport and active recreation: a critical review, Sport in Society) показывает влияние корпоративных спортивных практик на успешное внедрение принципов устойчивого корпоративного развития за счет достижения конкретных показателей, в том числе за счет повышения уровня физического и психологического здоровья, роста благополучия и производительности труда.

Используя рекомендации из этой статьи, организация сможет сформировать эффективную систему внедрения физической культуры и спорта на предприятиях, включая:

– повышение вовлеченности и лояльности работников предприятий;

– повышение производительности труда работников;

– укрепление здоровья работников Корпорации за счет повышения функциональных резервов у работников;

– укрепление репутации Корпорации как социально-ответственной организации в обществе, политической и бизнес-среде.

Достижение установленных целей возможно посредством решения следующих задач:

– развитие физической культуры и спорта среди работников предприятий, членов их семей, а также жителей территорий присутствия предприятий;

– создание условий для занятий физической культурой и спортом работниками, членами их семей, а также жителями территорий присутствия предприятий;

– укрепление корпоративной культуры предприятий;

– реализация мероприятий по оздоровлению работников;

– пропаганда ЗОЖ, физической культуры и массового спорта;

– формирование устойчивой мотивации к здоровьесберегающему поведению у работников и членов их семьи.

Разработка комплексной программы

Этапы формирования программы укрепления здоровья на рабочем месте:

При разработке программ укрепления здоровья за основу следует брать этапы, описанные в Корпоративных модельных программах «Укрепление здоровья работающих».

Этап 1: Планирование программ

Подэтап 1.1: Формирование рабочей группы управления корпоративным спортом (далее – Совет)

Совет создается с целью поддержки корпоративного спорта. Совет принимает участие в планировании программы, поддержке программы на различных уровнях, коммуникации с работниками с целью вовлечения в программу корпоративного спорта и оздоровления работников, а также обсуждает вопросы финансирования программы.

Состав Совета должен включать: представителей службы управления персонала, охраны труда, внутренних коммуникаций, медицинской службы, высшего руководства организации и существующих спортивных организаций предприятия.

Желательно вовлечение в рабочую группу: представителей профсоюза, лидеров мнений из разных структурных подразделений, представителей фитнес-индустрии, специалистов в области укрепления здоровья на рабочем месте, лидеров здоровья (работников, продвигающих идеи ЗОЖ среди коллег) и др.

Совет должен собираться не реже, чем 1 раз в 6 месяцев. Совет предлагает для руководства индикаторы эффективности программы корпоративного спорта, оздоровительной программы, направленной на повышение физической активности работников, а также утверждает календарь спортивных мероприятий на последующий период.

Пример результатов внедрения корпоративного спорта на предприятии
Пример результатов внедрения корпоративного спорта на предприятии

Подэтап 1.2: Анализ текущей ситуации

Для формирования комплексной корпоративной программы важно оценить текущее положение дел (наличие инфраструктуры, необходимого человеческого капитала, востребованности программы среди работников и др.) для последующего создания плана корпоративных мероприятий.

Анализ текущей ситуации должен включать:

– анализ существующей спортивной инфраструктуры предприятий (спортивные залы, бассейны, беговые дорожки, уголки здоровья и др.).

– анализ распространенности низкой физической активности среди работников (данные опросов), желательно накапливать объективные данные, которые характеризуют текущий уровень физической активности у работников, не занимающихся систематической спортивно-оздоровительной деятельностью (данные шагомеров, специализированных приложений для смартфонов или по итогам оценки функциональных резервов по стандартным методикам оценки уровня здоровья здоровых).

– оценку востребованности корпоративных программ и соревнований среди работников предприятий с использованием специализированных опросников.

Пример вопросов для самоанализа:

• Персонал – кто те, кого вы хотите вовлечь в программу?

• Потребности – чего они хотят?

• Ресурсы – какие ресурсы требуются для этого?

• Проблемы – какие имеются проблемы и как их преодолеть?

Желательно проводить дополнительную оценку отношения к программе членов семей работников, которых стоит расценивать как агентов изменений, а также спортивной инфраструктуры на территории присутствия предприятия.

Матрица оценки заинтересованных лиц для формирования целостной картины при внедрении программы корпоративного спорта.

Каждое заинтересованное лицо должно быть проранжировано по 6-балльной шкале (0 – абсолютно не важен для реализации программы, а 6 – очень важен для реализации программы на рабочем месте).

Матрица оценки заинтересованных лиц
Матрица оценки заинтересованных лиц

Подэтап 1.3: Планирование программ

При планировании последующих действий стоит ориентироваться на результаты анализа текущей ситуации и на создание комплексной физкультурно-спортивной программы с элементами оздоровления (ориентироваться не только на вовлечение в физкультурно-спортивные мероприятия, но и на проведение оздоровительных программ, направленных на укрепление здоровья работников и членов их семей). Для каждого блока программы стоит сформировать ключевые показатели (например, количество работников, систематически занимающихся спортом).

План формирования системы корпоративного спорта на предприятии может включать спортивный календарь, создание физкультурно-спортивных клубов, развитие спортивной инфраструктуры на предприятии и др.

При формировании оздоровительных программ стоит использовать научно подтвержденные методики и лучшие практики в других компаниях, а также использовать программы укрепления здоровья, разработанные Минздравом России (Модельные программы укрепления здоровья работающих).

Этап 2: Реализация плана действий

При реализации плана действий стоит учитывать важность реализации основных стратегий:

– Стратегии, направленные на реализацию плана спортивных мероприятий и вовлечение в эти мероприятия работников компаний;

– Стратегии, направленные на выявление повышения уровня функциональных резервов работников, укрепления здоровья;

– Стратегии, направленные на создание спортивной инфраструктуры.

Этап 3: Мониторинг эффективности программы

Мониторинг эффективности программы включает мониторинг процесса реализации программы (охват работников, контроль бюджета) и индикаторы результата (рост индексов, связанных с уровнем здоровья работников, снижение заболеваемости, увеличение призовых мест и др.).

Этап 4: Улучшение и коррекция мероприятий

В случае низкой эффективности отдельных мероприятий (непопулярность среди работников) разработчики системы корпоративного спорта вносят коррективы в план реализации программы с целью достижения целевых показателей.

Таким образом, создание системы корпоративного спорта является одним из ключевых инструментов устойчивого развития, способствует повышению вовлеченности работников, улучшает производительность труда и укрепляет репутацию компании как социально ответственной организации.

Больше интересной информации:

Начать дискуссию