{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Современный подход к мерчу: что самое важное при создании мерча в 2023 году?

Брендинг easy.digital.agency для проект ПРОСТОР от VK

Структура

Введение

Предыстория: мерч пришел из музыки

Как менялось отношение к мерчу?

Какие задачи способен решить мерч?

Характерные тренды

Наш опыт

Заключение

Введение

В последние месяцы Easy получили сразу несколько заказов на разработку концепций и изготовление фирменного мерча. Сейчас эти проекты покрыты тайной NDA, так что в открытую хвастаться над чем трудится наша команда прямо сейчас, рановато. Впрочем, порассуждать о преимуществах и трендах мерча никто не запрещал.

В этом лонгриде мы расскажем, как в течение времени менялось восприятие мерча, какие маркетинговые задачи можно выполнить с его помощью, а также рассмотрим лучшие примеры на местном рынке. Приятного чтения.

Оригинальный вендинговый арт-проект Сбер и A.D.E.D

Предыстория: мерч в рок-культуре

Мерч как продукция с фирменной атрибутикой уходит корнями в музыкальную культуру. Считается, что традиция печатать футболки рок-групп сложилась в конце 60-х годов. Сами музыканты поначалу игнорировали столь откровенную коммерцию, но промоутеры и энтузиасты быстро приметили в такой практике хороший потенциал для заработка.

Фанаты были готовы идти на что угодно, лишь бы выразить преданность артистам и обозначить принадлежность к целым субкультурам. Самопальные майки с портретами кумиров или обложек альбомов пришлись для этого как нельзя кстати.

В 2019 году, когда музыкальная индустрия уже пережила множество революций, а артисты давно перестали гнушаться дополнительных источников заработка, британская металкор-группа While She Sleeps выпустила футболку с принтом, вынесшим очень точный вердикт текущему положению дел.

В переводе на русский язык надпись гласит: «Одна футболка эквивалентна 5000 прослушиваниям на Spotify. 76% процентов музыки в 2019 году транслируется стриминговыми сервисами, а не покупается в физическом или цифровом формате. Покупка мерчендайза — это прямой способ поддержать артиста».

Легендарный мерч Joy Division 

Как менялось отношение к мерчу?

Тенденция выпускать собственный мерч была оперативно подхвачена бизнесом, который увидел в нем рекламный потенциал. Почти каждая фирма, имеющая контакты типографии, включая саму типографию, считает своим долгом выпустить сувенирку, с нанесенным на нее логотипом, телефоном и почтой. На выходе получается низкокачественная продукция, сделанная наспех без идейной составляющей — банальная, очевидная и неэффективная реклама, чья судьба — собирать пыль.

Наверняка у каждого в залежах домашнего хлама найдется канцелярия медицинских клиник, календари страховых компаний, зажигалки табачных гигантов, магнитики ремонтных сервисов и другие безделушки, попавшие к вам неизвестно когда, зачем и как. Стоит разграничить два родственных, но принципиально отличающихся по своей сути формата:

1. Морально устаревшая сувенирная продукция, созданная в рекламных целях, распространяемая бесплатно.

2. Корпоративный мерч в его современной интерпретации.

Про первую категорию все очевидно. Под второй подразумеваем предметы, которые выпускают бренды с четким пониманием маркетинговой значимости, и за которые готов платить потребитель.

Какие маркетинговые задачи способен решить мерч?

Глобальный рынок мерча стремительно развивается. Согласно прогнозам исследовательской платформы 360 Research, к 2026 году его оборот может достичь $300 миллиардов.

Если рассматривать российский рынок, сейчас он переживает трансформацию и набирает обороты. Локальные компании активно отказываются от низкокачественной промопродукции и все четче осознают важность корпоративного мерча как инструмента рекламной коммуникации и дополнительного способа монетизации. Среди маркетинговых задач, которые можно решить при помощи мерча:

  • Увеличение узнаваемости бренда
  • Трансляция аудитории философии бренда
  • Укрепление лояльности аудитории к бренду
  • Увеличение корпоративной привлекательности внутри компании и снаружи — в HR-целях
  • Создание дополнительного инфоповода
  • Альтернативный источник дохода
Мерч Альфа банка

Характерные тренды

Современный потребитель разборчив в выборе, поэтому бренды, желающие использовать мерч эффективно, ставят во внимание несколько слагаемых успеха:

Концепция

На первый план выходит идейная составляющая, то есть смысл, вложенный в целую коллекцию или отдельные айтемы. Каждый предмет должен быть наделен идеей, которая легко находит отклик у целевой аудитории и способна привлечь новую, имеющую сопоставимые ценности.

Новый синий Ива Кляйна

Качество

Важно иметь ввиду, что мерч — это продукт компании, которая его выпускает. Соответственно, потребитель ассоциирует качество мерча с качеством всего бренда. Например, если футболка изготовлена из дешевого хлопка, а принт портится после первой стирки, как компания, которая его произвела относится к своим клиентам? Захотят ли они взаимодействовать с таким брендом в будущем и воспользоваться его другими продуктами

Дизайн

База с нанесенным логотипом — прошлый век. Люди следят за своим внешним видом, тем, что они носят, чем окружают себя в быту. Редкий человек согласится стать ходячим рекламным носителем даже любимого бренда. Поэтому, дизайн мерча должен выражать принадлежность к бренду более изящно, чем просто с помощью лого или фирменных цветов. Плюс ко всему, быть стильным.

ESG

MYLO

Доминирующий тренд на экологичность трансформировался в понятие более объемное. ESG или Environment, Social, and Corporate Governance — англоязычный термин, которым называют устойчивое развитие коммерческой деятельности, построенное на принципах ответственного отношения к окружающей среде, высокой социальной ответственности и качественного корпоративного управления. Иными словами, в обществе сформирован запрос на осознанное потребление.

С помощью мерча бренды выражают соответствие и стремление к ESG по-разному: производя продукцию из переработанных или экологичных материалов, устраивая коллаборации с благотворительными организациями или передавая им часть выручки с продаж. Яркими примерами являются банки Сбер и Тинькофф.

Например, Сбер имеет одноименную коллекцию ESG, где среди прочего есть бейсболка из переработанного хлопка, многоразовый стакан для кофе из биоразлагаемого PLA-пластика, док-станция для беспроводной зарядки с пробковым покрытием и кабелем из пшеничной соломы.

В преддверии Нового года Тинькофф выпустил коллекцию елочных игрушек из переработанного пластика. В каждом наборе — три эко-украшения, а наличие в упаковке пустого места для четвертой игрушки объяснимо тем, что банк направлял ее стоимость в один из трех благотворительных фондов, совместно с которыми запускал инициативу.

Коллаборации

Другая закономерность — коллаборации. Бренды активно привлекают к созданию мерча современных художников, инфлюенсеров и молодых дизайнеров. Например, в 2018 году Яндекс совместно с художником-каллиграфом Покрасом Лампасом выпустили лимитированную коллекцию умных колонок «Яндекс.Станция». В основу рисунка легла цитата сооснователя «Яндекса» Ильи Сегаловича: «Прогресс неостановим», выполненная Покрасом в фирменном стиле каллиграфии будущего.

Часто технологичные компании обращаются к медийным личностям не только для того, чтобы что-то создать, но и в рекламных целях. Крупнейшая технологическая корпорация VK подошла к мерчу с размахом. На старте оффлайн-магазина были представлены 3 коллекции: Basic — с минималистичными футболками и худи в корпоративных цветах; Sticker — линейка с изображениями маскотов из самых узнаваемых стикерпаков VK; Limited — зимняя капсула с рюкзаками и сумками из металлизированной ткани. Лицами рекламной кампании стали медийные друзья соцсети — Клава Кока, Валя Карнавал, Тимур Сорокин, в будущем запланированы коллаборации с художниками, а вместо классических примерочных VK Store предлагает увидеть себя в мерче в AR-примерочной.

Внимание к деталям

Массовый уход иностранных фэшн-брендов с российского рынка также оказал влияние на мерч, и это влияние будет только нарастать. Эта ситуация ожидаемо приведет к тому, что потребители соскучатся по качественной одежде. Соответственно, конкуренцию российским дизайнерам составят бренды, выпускающие качественный мерч, произведенный с большим вниманием к деталям от бирки до фурнитуры.

Наш опыт

Сейчас наша команда активно занимается проработкой концепции мерча, инструментов их запуска и продаж для нескольких брендов из разных ниш бизнеса. Рассказывать о них преждевременно, но мы можем поделиться одним из ранее реализованных кейсов — мерч для Jägermeister.

Задача создать фирменную продукцию стала глобальной маркетинговой активностью, которая помогла увеличить продажи продукции бренда в предновогодний сезон. Мы предложили создать пак с брендированными предметами и проработали 5 альтернативных концепций под разные группы интересов аудитории Jägermeister.

Получилось так:

Fashion — попытка создать бокс-сумку с мерчем для повседневной носки, как если бы его делали фешн-бренды.

Art — коробка как коллекционный предмет современного искусства и возможность обладать частью перформанса. По задумке художники из YABA или других объединений расписывают стену из 1000 коробок, мы документируем процесс на видео для посева в соцсетях, а затем каждая из уникально расписанных коробок находит своего обладателя.

Home Party — коробка в ковровом стиле и фирменных цветах бренда, изготовленная в коллаборации с граффити-художником. Сама коробка — украшение интерьера для ламповой домашней вечеринки, когда можно собрать друзей, приготовить ужин, включить фильм и долго болтать обо всем на свете.

Music Box — бокс для винила, содержащий музыкальные аксессуары типа флешки с миксами артистов, USB-колонку другие вещи для тех, кто не представляет жизни без музыки.

Tap Machine — коробка, оснащенная краном, которую можно использовать как мобильную станцию для пополнения ледяных шотов Jägermeister прямо у себя дома.

Наиболее понравившиеся клиенту идеи, мы соединили в одну сборную концепцию, Party Box — экологичную коробку для домашней вечеринки с фантами, колонкой, зином про тусовки, набором переводных тату от художника Вити Забуги, шотами, диско-лампой, хэнгером и свечой.

Запуск, контроль, сбор и рассылка коробок среди инфлюенсеров также были реализованы нашими силами. По итогу фотографии подарочного набора мерча облетели соцсети, а мы помогли бренду достичь поставленных задач.

Заключение

Создание брендированного мерча стало важной частью маркетинговых активностей компаний. Хороший и востребованный мерч — продукт, в котором соблюден тонкий баланс между качеством материалов, дизайна, креативной концепцией, функциональностью, соответствием философии бренда и актуальным трендам.

Такой мерч действительно способен укрепить коммуникацию бренда, создать вокруг него сообщество и стать дополнительным источником дохода. И на полке он точно не затеряется.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Мария Химич

Идеи с коробками классные, с винилом особенно:)

Ответить
Развернуть ветку
Адриана Подзорова

Очень полезная информация! Спасибо ✨

Ответить
Развернуть ветку
Павел Опришко

Очень круто, спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Nick Saturnov

Хочется поскорее увидеть, какой мерч сейчас в работе :)

Ответить
Развернуть ветку
easy digital agency
Автор

Все наши проекты мы транслируем на нашей странице в Instagram, welcome! https://www.instagram.com/easy.digital.agency/

Ответить
Развернуть ветку
Karina Vlasenko

Хочу домой Home Party 💃

Ответить
Развернуть ветку
Yuliya Molodykh

Взглянула на свою канцелярию и поняла, что такой формат реально не работает) Хороший мерч должен приносить деньги, а не валяться где-то в ящике стола)

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Vagner

хочется, чтобы больше компаний при разработке мерча обращались к тренду esg в комплексе с концептуальными идеями

Ответить
Развернуть ветку
easy digital agency
Автор

плюсуем)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Грешнов

Классный Party Box, отлично подходит чтобы делать шоты)

Ответить
Развернуть ветку
Dina Mikheyeva

очень часто сложно найти у компаний не стремный мерч в виде скучных блокнотов или футболок с логотипом. Вы, ребята, отлично справились с этой задачей)

Ответить
Развернуть ветку
easy digital agency
Автор

Благодарим за столь лестный комментарий)

Ответить
Развернуть ветку
Миша Сидоров

Норм, красиво, а что в результате было реализовано?

Ответить
Развернуть ветку
easy digital agency
Автор

В проекте Jägermeister, о котором рассказываем выше, в итоге реализовали Party Box — экологичную коробку для домашней вечеринки. Мы также запустили рассылку боксов среди инфлюенсеров и таким образом наш набор подарочного мерча облетел соц сети)

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Борисов

Кока красивая)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда