Социальное инвестирование: как мы заручились финансовой поддержкой широкой аудитории

Как социально-культурный проект, открытый с нулевым капиталом, наше независимое издательство современной художественной литературы Чтиво в современных реалиях не должно было выжить вообще, однако недавно ему исполнилось шесть лет, оно здравствует и развивается вопреки суровым законам жизни, и сегодня я расскажу, как нам удалось получить финансовую поддержку широкой аудитории, с этой жизнью вполне совместимую.

Социальное инвестирование: как мы заручились финансовой поддержкой широкой аудитории

Однако начнём по порядку.

Что такое социальное инвестирование вообще?

«Социальное инвестирование (англ. social investment) или социально-ответственное инвестирование (англ. socially responsible investing, SRI) — синонимичные названия различных практик вложения ресурсов с целью достижения положительного социального эффекта», — Википедия.

И да, эти ресурсы не исключительно финансовые. Отказ от покупки акций компаний, производящих алкоголь — это тоже социальное инвестирование. Раздельный сбор мусора, волонтёрский труд, благотворительность и что угодно ещё, ведущее к улучшению общественной жизни — это социальное инвестирование. Для меня, например, это также распространение основанной на личном опыте информации о том, как Альфа-банк обманывает клиентов и почему никому не стоит сотрудничать с Ozon.

Говоря именно о финансовом социальном инвестировании — это вложение денег в предприятия, деятельность которых оказывает на общество благотворное влияние. Причём в нашем случае — вложение доступное широкому кругу людей, а не только профессиональным инвесторам и владельцам крупных финансовых активов.

<i>Из телеграм-канала Чтива, дизайн Артёма Артамонова</i>
Из телеграм-канала Чтива, дизайн Артёма Артамонова

Как получить социальные инвестиции?

Первое, что следует сделать, если вы хотите, чтобы ваш проект получил социальное инвестирование — убедиться, что он действительно полезен обществу, а не только вам и кругу заинтересованных лиц, кто получает от него деньги или другую выгоду. Людям бывает тяжело признаться себе, что их проект нужен только для заработка денег, и контраргумент «Раз люди мне платят, значит, дело полезное» имеет некоторый вес, но всё же давайте брать во внимание, что есть бизнесы, которым платят только потому, что в текущей ситуации вынуждены, и в конечном итоге, если такой фирмы не станет, то обществу не станет труднее (возможно, оно даже вздохнёт свободнее, как без некоторых агентств недвижимости).

<i>Из телеграм-канала Чтива, дизайн Юли Микушиной</i>
Из телеграм-канала Чтива, дизайн Юли Микушиной

В случае с Чтивом его общественная польза настолько же очевидна для одних, насколько недоступна для других. Мы создаём книгоиздание того типа, где произведения публикуются в зависимости от их литературной ценности, а не коммерческого потенциала. Книгоиздание в изначальном смысле работает именно так, но сегодня для большинства крупных издательств такая работа невозможна — в сложившейся капиталистической парадигме они должны быть настроены на извлечение прибыли, и просто прогорят, если не будут издавать и продавать то, что хавает пипл. А поскольку пипл (самый массовый) лучше всего хавает низкопробный материал, то выпускают в первую очередь его, в том числе написанный литературными неграми. Отсюда — сверхпроблема: катастрофическое снижение качества общественного мышления. Писатель и издатель в издательстве-бизнесе удовлетворяют потребительский спрос вместо того, чтобы транслировать массам новые идеи и рассказывать правдивые и оригинальные истории.

<i>Из телеграм-канала Чтива, дизайн Артёма Артамонова</i>
Из телеграм-канала Чтива, дизайн Артёма Артамонова

Ситуация в стране и мире

Если до 24 февраля 2022 года пугающая глубина вышеописанной сверхпроблемы для большинства была не слишком заметна, то теперь бездна играет новыми красками: очевидно, что в головах многих наших сограждан само собой разумеется совершенно не то, на что хотелось бы рассчитывать. Когда стало более или менее ясно, откуда у проблемы растут ноги (культура и литература большой частью), мы стали замечать существенное увеличение интереса к нашему издательству со стороны специалистов и социальных инвесторов. Однако программу социального инвестирования мы запустили гораздо раньше — ещё в начале 2021 года.

<i>Материал литературно-издательской онлайн-мастерской <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fchtivo.spb.ru%2Fabzac-workshop.html&postId=905073" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Абзац</a> издательства Чтиво, дизайн Катерины Видяскиной</i>
Материал литературно-издательской онлайн-мастерской Абзац издательства Чтиво, дизайн Катерины Видяскиной

Тогда мы ещё не знали, каков будет отклик аудитории, и будет ли он вообще. Но нам нужны были деньги для производства новых печатных изданий и расширения аудитории. Наверное, вы догадываетесь, что затраты молодого издательства едва ли сопоставимы с доходами. Литература и книгоиздание (в изначальном смысле) — это вообще игра в долгую: если писатель становится достаточно известным и окупаемым хотя бы раньше своей смерти, это уже большой успех (и мы стремимся к тому, чтобы так происходило чаще).

<i>Из телеграм-канала Чтива, дизайн Артёма Артамонова</i>
Из телеграм-канала Чтива, дизайн Артёма Артамонова

Проба пера

В общем, мы попробовали и кинули клич в соцсети — без подробностей, просто сообщили, мол, если хотите дать нам денег, а потом получить назад больше и с подарками, то напишите нам. Несколько человек написало. С двумя из них дошло до дела. Один из этих двоих жил в Москве и прочитал на тот момент буквально все книги Чтива. Он изъявил желание приехать в Петербург и познакомиться со мной лично, я согласился. При встрече мой новый знакомый выложил предо мной на стол двести тысяч рублей наличными — вдвое больше, чем предлагал изначально. Мы договорились о сроках и условиях возврата — достаточно мягких, поскольку его интересовала не прибыль, а именно вложение в независимое книгоиздание. И это не был вращающий капиталом бизнесмен, это был наш читатель, молодой айтишник с доходом хоть и выше среднего, но всё же работающий в найме и разделяющий народные, а не олигархические взгляды на жизнь.

Из телеграм-канала Чтива, дизайн Юли Микушиной
Из телеграм-канала Чтива, дизайн Юли Микушиной

Двести тысяч рублей — очевидно, не та сумма свободных денег, которая есть у среднего читателя, поэтому мы обозначили нижний порог для вхождения в социнвесторы как тридцать тысяч рублей. Ещё несколько откликов не заставили себя долго ждать. Люди хорошо откликались на наше предложение не только потому, что верили в то, что мы делаем — мы предложили им ещё кое-что, чего не могут предложить многие стартапы: гарантию возврата денег независимо от успеха предприятия. Но как?

<i>Из телеграм-канала Русского Динозавра, дизайн Артёма Артамонова</i>
Из телеграм-канала Русского Динозавра, дизайн Артёма Артамонова

Синергия проектов

Здесь я должен рассказать больше о нашей системе: само по себе издательство Чтиво не выжило бы, но оно работает как одна из организаций арт-конгрегации Русский Динозавр, творческого объединения художников по цифровому контенту. С одной стороны мы делаем контент как искусство, сообразно представлениям участников о прекрасном — такие проекты либо монетизируются скромно, либо монетизируются в перспективе, как, например, Чтиво. С другой стороны мы делаем арт-контент под ключ для организаций-заказчиков — на таких коммерческих проектах мы зарабатываем деньги для развития проектов независимых, таких как Чтиво. И возвращаем социальные инвестиции мы именно с заработков на коммерческих проектах, чей доход более высок и легче прогнозируем, чем доход Чтива.

<i>Из телеграм-канала Русского Динозавра, дизайн Ярослава Понамарёва</i>
Из телеграм-канала Русского Динозавра, дизайн Ярослава Понамарёва

Таким образом посредством социальных инвестиций мы берём взаймы у будущего и можем, например, быстрее напечатать новую книгу — при этом инвестор остаётся спокоен насчёт своих денег: даже если Чтиво не совершит прорыва за время инвестирования, он получит деньги назад сполна и с процентом. В то же время бюджет Русского Динозавра корректируется так, чтобы вовремя отдать инвесторские. При этом с ростом числа инвесторов мы получаем больше стабильности в потоке финансов, что позволяет нам планировать дальше и идти большими шагами.

<i>Из телеграм-канала Чтива, дизайн Крис Максимовой</i>
Из телеграм-канала Чтива, дизайн Крис Максимовой

Как возвращать инвестиции

Теперь расскажу об ошибке, которую я допустил, заключая контракт по первой инвестиции: я вознамерился отдать её целиком (плюс проценты) через год одним платежом, и я с треском провалил эту миссию. К счастью, инвестор отреагировал на это крайне спокойно, и мы с ним вскоре решили вопрос, после чего он даже продолжил в нас инвестировать. Но так могло и не повезти. Поэтому с тех пор я изменил систему возврата инвестиций: вместо того, чтобы обещать вернуть всю сумму через год, я предлагаю начать её возврат на несколько месяцев раньше, равными долями ежемесячно, а закончить на несколько месяцев позже (общее количество месяцев зависит от суммы). Таким образом я усредняю ежемесячные расходы и свожу на нет риск того, что непредвиденные обстоятельства помешают мне выплатить крупную сумму. Даже если такие обстоятельства возникнут, справиться с ними будет существенно проще, а инвестор останется спокоен за свои деньги.

<i>Дедович и корректор Анна Мезенцева дико презентуют Чтиво на лесном фестивале Побеги, Подмосковье, 2023, фото Александры Яшаркиной</i>
Дедович и корректор Анна Мезенцева дико презентуют Чтиво на лесном фестивале Побеги, Подмосковье, 2023, фото Александры Яшаркиной

Как увеличить число социнвесторов

Число социальных инвесторов Чтива растёт, что благотворно влияет на развитие издательства. Увеличить это число нам помогли две вещи.

Первая — мы попросили написать отзывы инвесторов, уже получивших свои деньги назад, и опубликовали их. Приведу пару своих любимых отзывов (если вам они неинтересны, просто промотайте курсив).

<i>Из телеграм-канала Чтива, дизайн Анастасии Смоляк</i>
Из телеграм-канала Чтива, дизайн Анастасии Смоляк

«Инвестировал в Чтиво несколько раз, ибо миру нужно больше хороших книг, а оно именно такие и выпускает. Каждая книга — это что-то нереальное, как доза наркотика, только полностью легального и безопасного. Ты даёшь деньги на производство таких наркотиков и получаешь деньги с процентом и сами эти наркотики — что может быть лучше!» — Аноним.

<i>Директор по развитию Чтива Валерия Арсибекова и антироман Овердрайв «Сергея Иннера», фото Льва Дашиева</i>
Директор по развитию Чтива Валерия Арсибекова и антироман Овердрайв «Сергея Иннера», фото Льва Дашиева

«Сколько-то лет назад я впервые получила зарплату, которой хватило и на еду, и на еду кошке, и на коммунальные услуги, и на себя немножко и занимать до аванса даже потом необходимости не было.

Тогда я решила, что стала взрослая, а значит можно и об ипотеке подумать. Поразмыслив немного, пришла к выводу, что к такому резкому прыжку в пучину серьезных обязательств с банковской системой я определенно не готова. Зато откладывать малую толику на первый взнос каждый месяц мне по силам.

Год спустя, пересчитала накопленное и поняла, что для первого взноса в Петербурге не достаточно. Зато на "приличные" похороны в родной Свердловской области уже могу расчитывать. Так и стала звать эту кучку "похоронные", посильно увеличивать, а на импульсивные потреблядские прихоти не спускать.

Однажды узнала о программе инвестирования в "Чтиво" и стала одним из первых инвесторов. Прикинула, что помирать в ближайшие полгода в моем графике не стоит. "Похоронные" я все равно не трогаю, а вложить их в развитие милого сердцу проекта куда приятнее, чем просто ощущать их тихое наличие.

Заключили договор, в котором обе стороны обязались "не делать друг другу дерьма". Такие обязательства оказались для меня куда приятнее, чем ипотечные. Неожиданным сюрпризом стали книги из "Чтива", которые теперь приходили мне в подарок сразу после выхода.

В назначенный срок "похоронные" вернулись ко мне с процентами. Я решила и дальше не умирать — тут же вложила их обратно в издательство. Так я и втянулась — обзавелась внушительной коллекцией качественной неформатной литературы и нашла себе отличный повод еще пожить. А потом еще. И еще», — Леночка.

<i>Роман «Доктор Сакс» Джека Керуака, фото из книжного магазина «Книги и кофе», Уфа</i>
Роман «Доктор Сакс» Джека Керуака, фото из книжного магазина «Книги и кофе», Уфа

Второе, что мы сделали для увеличения числа инвесторов — объявили о том, что первая десятка инвесторов получит особые условия возврата денег: с наибольшим процентом. Следующие десять инвесторов получат чуть меньше, третьи — ещё меньше и так далее. Думаю, в будущем, при масштабировании, мы пересмотрим эти условия, но пока так, и это тоже помогает.

<i>Антироман «Овердрайв» Сергея Иннера в музыкальной студии Mmmesss Records, фото Марии Немм</i>
Антироман «Овердрайв» Сергея Иннера в музыкальной студии Mmmesss Records, фото Марии Немм

НЕсоциальные инвестиции

К работе с профессиональными инвесторами, готовыми вложить в нас суммы на несколько порядков больше, чем рядовой читатель, мы также открыты и готовы обсуждать в этом случае особые условия. Но есть одно «Но».

Мы не питаем иллюзий о скором притоке крупных инвесторов, поскольку те, кто хорош в цифрах, как правило не очень-то дружат с буквами и слабо понимают роль литературы в становлении общественного сознания — увы, я сам убеждался неоднократно, что преумножение цифр интересует их гораздо больше. Безусловно, есть исключения! С ними, надеюсь, нам ещё предстоит познакомиться. Однако мы в Чтиве всё же делаем ставку именно на социнвест и его масштабирование. Почему?

<i>Из телеграм-канала книжного магазина Zaman, Уфа </i>
Из телеграм-канала книжного магазина Zaman, Уфа 

Ответ прост: потому что это позволит независимому издательству оставаться независимым. Читатели, поддерживая нас, не выдвигают требований — они просто нас любят, а мы их. В то время как люди, располагающие крупными суммами, как правило имеют соразмерные этим суммам интересы, которые нам придётся брать в расчёт при работе с их финансовой поддержкой. Таким образом мы рискуем потерять свою независимость, а нам бы этого совсем не хотелось. Таких идейных предприятий как Чтиво, совсем немного, а держится на них в мире немало, даже если вы не замечаете, как именно это происходит.

<i>Книги Чтива на фестивале «Красная строка 2023», Екатеринбург, фото Дианы Гильмановой</i>
Книги Чтива на фестивале «Красная строка 2023», Екатеринбург, фото Дианы Гильмановой

Что добавить

Конечно же, все наши инвесторы получают большой почёт и полный доступ к цифровой библиотеке Чтива, а также новые печатные издания в подарок и некоторые другие тайные бонусы. Ещё одна опция — издание книги Чтива под эгидой финансовой поддержки того или иного бренда. Таким образом бренд инвестора будет заявлен широкой аудитории в книжных магазинах и СМИ как поддерживающий независимую литературу.

Первые такие проекты у нас пока только на подходе, мы тщательно разрабатываем их, чтобы не коммерциализировать облик наших изданий для читателя, но при этом остаться честными с инвесторами и спонсорами. Я расскажу об этих проектах по мере готовности — стоит ли упоминать, что подписка на меня ускорит встречу (можно в Телеграм), да и на Чтиво наше, пожалуй, подписаться не помешает тоже.

Ну а наша презентация для инвесторов, раз уж вы дочитали аж сюда, находится здесь.

Спасибо за внимание, и пусть преумножение ваших богатств не затмит базовые человеческие ценности!

<i>Обложки Чтива (две слева) на фестивале non/fictio№ 2023, Москва, фото из телеграм-канала Кристины Той</i>
Обложки Чтива (две слева) на фестивале non/fictio№ 2023, Москва, фото из телеграм-канала Кристины Той
77
Начать дискуссию