Одно упражнение, с которого нужно начинать тренировку памяти

Думаете, что чертоги разума, умственная прогулка, дворцы памяти - это фантазия из кинофильмов или нечто, доступное только гениям? На самом деле, речь идет про мнемонический метод, известный еще с древнеримских времен. И если вы загорелись идеей научиться записывать нужную информацию сразу “в мозг”, раскладывая ее по полочкам, но не знаете с чего начать - это статья для вас.

Меня зовут Александра Левина, я когнитивный тренер, автор программы комплексных самостоятельных занятий в Telegram-боте. Развитие памяти - один из основных инструментов эффективной тренировки мозга (и, кстати, иногда даже достаточный), поэтому значительную часть моего курса составляет освоение мнемоники. За 7 лет преподавания этого направления я собрала основные принципы и хочу ими поделиться.

Так вот, мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание информации и увеличивающих объём памяти. Давайте для начала разберем ее плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Доступно. И пятилетний ребенок, и пожилой человек, и золотой медалист, и двоечник - освоить мнемотехнику может каждый. В отличие от фотографической памяти, предрасположенность к развитию которой определяется, преимущественно, генетически.
  • Весело. Создание ассоциаций - забавное занятие, особенно когда вы уже научились им доверять и даете себе полную свободу. В идеале, мнемоника учит вас запоминать как будто в расслабленном состоянии, без излишнего напряжения.
  • Быстро. Базой мнемотехники можно овладеть за часы, максимум, за десятки часов.
  • Выгодно. Мнемотехника влияет не только на память, но и на другие когнитивные процессы: и на концентрацию внимания, и на развитие мышления, и на увеличение скорости восприятия.
  • "Антистресс". Процесс раскладывания информации по полочкам и ее дальнейшее воспроизведение позволяет собрать внимание в стрессовых ситуациях, например, на экзамене или во время публичного выступления.
  • "Велосипед". Освоив мнемотехнику однажды, вы уже не потеряете этот навык и сможете легко вернуться к ней даже после длительного перерыва.

Минусы:

  • “Это для детей”. К сожалению, в русскоязычном пространстве мнемотехника закрепилась как преимущественно детское направление (а потом еще и проиграла маркетинговую битву ментальной арифметике, но это уже другая история). Если у вас есть такие предрассудки - отбрасывайте их раз и навсегда. Вам есть что запоминать? Значит мнемотехника для вас.
  • Это неприменимо к моей деятельности. И вот этот минус уже значительный.

Если вы изучаете мнемотехнику, но никак не начнете применять методы в жизни и на работе, то вам, вероятнее всего, не хватает практики и свободы. Какой свободы - писала здесь. О том, как можно помочь себе внедрять приемы в ежедневную рутину, я обязательно расскажу, но сейчас я вас шокирую.

Применять мнемотехнику необязательно.

Мнемоника - это тренажер. Вы же не выносите штангу из тренажерного зала? Вы "выносите" сильные мышцы. Основная задача мнемотехники состоит не в том, чтобы дать вам метод, а в увеличении объема памяти. Чтобы как можно больше информации стало откладываться в голове автоматически, “само по себе”. Цепкая, просторная, быстрая память - вот основной результат занятий, а не знание самих алгоритмов запоминания.

Одно упражнение, с которого нужно начинать тренировку памяти

Так с чего же начать?

Очевидно, с фундамента. В фундаменте мнемотехники всего две составляющих: умение что угодно представить и умение все крепко связать. Главное упражнение для начинающих - визуализация. Открывайте любой генератор случайных слов, получайте 20-30 существительных и пробуйте представить каждое из них.
Вот несколько правил как сделать свои образы крепче (чем больше их вы выполните, тем активнее будет проходить тренировка):

  • Образ должен быть большим, четким, ярким, цветным, подвижным. Не ограничивайте себя стоп кадрами, представляйте видеоряд, растягивайте ассоциацию во времени на несколько секунд.
  • Ракурс. Представьте, что от вашего образа вдруг останется только контур. Представлять нужно с такого ракурса, чтобы только по очертанию уже было понятно что на картинке. Еще можно крутить образ и смотреть на него с разных сторон.
  • Органы чувств. Да, основная ставка должна быть сделана на зрительное восприятие, но остальные органы чувств тоже могут участвовать. Пробуйте трогать, нюхать, слушать то, что вы представляете.
  • Свое участие. Подключайте себя к образу, взаимодействуйте с ним.
  • Эмоции. Какую эмоцию вы бы испытали внутри этого видеоряда? Попробуйте ее прочувствовать.
  • Доверие. Вам могут приходить в голову цвета, формы, звуки, странные ассоциации из личного опыта - не старайтесь их себе обязательно объяснять и, тем более, не отказывайтесь от того, что первое приходит в голову. Ваша самая причудливая ассоциация всегда будет лучше даже идеальной чужой. Всегда спрашивайте себя: “А как это для меня выглядит? А с чем это для меня связано?”.
  • Несколько образов. Если слово абстрактное, например, “скорость”, то вы можете представлять набор образов, которые приходят в голову: знак ограничения скорости, спидометр, пролетающая мимо машина, звук взлетающего самолета, бегун в форме и тд.
  • Созвучия. Если чувствуете, что смысла слова недостаточно для полного представления, то подключайте слова, которые похожи по звучанию. Например, для слова “печаль” нарисуйте грустный смайлик на ПЕЧи. Для слова “смена” представьте как вы меняете уличную обувь на СМЕНку. Это по началу не просто, но созвучия станут хорошей шпаргалкой в будущем.
  • Рисование. После визуализации в голове, образ можно набросать на бумаге, при чем необязательно создавать полноценную иллюстрацию, можно ограничиться маленьким значком (пиктограммой). Затем будет полезно попробовать воспроизвести слова, отталкиваясь от рисунка.

Это упражнение может стать вашим регулярным инструментом для “разгона”, когда нужно быстро проснуться или настроиться на важное совещание. Визуализация отлично включает мозг, а вечером может заодно вызвать более яркие сны. Выполнять ее желательно 2-3 раза в неделю, постепенно добавляя разные части речи. Придирайтесь к своим образам, спрашивайте себя: "Я точно вижу какое это слово?", не бойтесь делать свои картинки "напичканными". Каждый пункт из приведенных выше правил - это ниточка. Чем больше у вас ниточек, то крепче итоговая веревка.

Как только вы почувствуете себя в своих образах уверенно, можно приступать ко второй части фундамента - “все крепко связать” и к методам мнемотехники. Об этом расскажу в следующей статье.

Пробуйте и помните, что хорошая память - это не дар, а навык, который можно развить в любом возрасте.

Познакомиться с базовыми упражнениями из мнемотехники как части полноценной тренировки мозга можно у меня в Telegram-боте.

11
Начать дискуссию