Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Развитие эмоционального интеллекта»

Индивидуально-ориентированная  коррекционно-развивающая программа  «Развитие эмоционального интеллекта»

Развитие эмоционального интеллекта в подростковом возрасте особенно важно, так как подростковый период – это сензитивный период для развития эмоциональной сферы личности. В этот период происходит перестройка эмоциональной сферы, что ведет к формированию качественно новых переживаний, новым адаптационным возможностям. На протяжении всего подросткового возраста ребенок учится управлять своим поведением, своим эмоциональным состоянием, зачастую, не имея необходимых навыков и умений конструктивного поведения. Для подростков в этот период характерны неустойчивость настроения, противоречивость побуждения, ранимость, депрессивные переживания. Подросток становится ранимым, проявляет чувство неуверенности, тревожности, отсутствие чувства безопасности, защищенности.

На консультацию обратилась девочка, 16 лет с жалобами на нервные тики, навязчивые движения, трудности во взаимоотношениях со сверстниками: частые конфликты, недопонимание, узкий круг общения. При психолого-педагогическом обследовании использовался тест эмоционального интеллекта Холла, тест коммуникативных умений Михельсона, проективные методики («Несуществующее животное», «Розовый куст»), наблюдение. В ходе диагностики выявлен низкий уровень эмоционального интеллекта (низкий уровень эмоциональной осведомленности, низкий уровень умения управлять своими эмоциями и распознавать эмоции других людей) и несформированность основных коммуникативных умений.

По этой причине была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на повышение уровня эмоционального интеллекта ребенка.

Научная обоснованность

Коррекционно-развивающая программа опирается на концепции эмоционального интеллекта Д.Б. Люсина и Н. Холла.

Эмоциональный интеллект в концепции Н. Холла включает в себя следующие составляющие: эмоциональную осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивацию, эмпатию, понимание эмоций других людей.

Эмоциональный интеллект Л.Б. Люсиным понимается как способность к пониманию и управлению эмоциями, которая может быть направлена и на собственные эмоции, и на эмоции других людей. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить факт наличия эмоционального переживания у себя или другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек и найти для неё словесное выражение; понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек: может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать довольно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости вызвать ту или иную эмоцию.

Также автор выделяет внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. В межличностный эмоциональный интеллект он включает понимание чужих эмоций и управление чужими эмоциями. Внутриличностный эмоциональный интеллект он рассматривает через понимание своих эмоций и управление своими эмоциями. Способность к пониманию эмоций, по мнения Д.Люсина, означает, что человек может:

1) распознать эмоцию;

2) идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;

3) понимать причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек может:

1) контролировать интенсивность эмоций;

2) контролировать внешнее выражение эмоций;

3) вызывать при необходимости ту или иную эмоцию.

Автор определяет эмоциональный интеллект как психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности, а, следовательно, определяют манеру поведения и построения коммуникативных процессов и социальных взаимоотношений.

Опираясь на вышеперечисленные концепции, мы посчитали целесообразным разделить нашу программу на 4 основных блока: понимание эмоций (включает в себя эмоциональную осведомленность, понимание чужих и своих эмоций), управление эмоциями, эмпатия и самомотивация.

Коррекционно-развивающая программа составлена с учетом возрастных особенностей и новообразования подростка, а именно чувство взрослости, развитие самосознания, а следовательно формирования самооценки, уровня притязания, самоотношение и т. д. Также программа строилась с учетом ведущего вида деятельности подростков – интимно-личностное общение. Все эти обстоятельства легли в основу применяемой нами в исследовании коррекционно-развивающей программы.

Цель программы: создать условия для повышения уровня эмоционального интеллекта ребенка.

Задачи программы:

– развитие способности адекватно понимать себя и других;

–развитие эмпатии;

–обучение управлению эмоциональным состоянием;

–развитие эмоциональной грамотности;

– обучение снятию стрессового напряжения;

–обучение приемам эмоционального сдерживания.

Форма работы: индивидуальная, занятия 1 раз в неделю, продолжительность занятия 1 академический час.

Длительность программы: программа рассчитана на 12 занятий.

Структура одного коррекционно-развивающего занятия

Первый этап–приветствие.

Цель: создание положительного психологического климата, раскрепощение ребенка.

Второй этап–разминка.

Цель: настройка на продуктивную деятельность, физический, эмоциональный разогрев, повышение активности подростка.

Третий этап–тема дня – основное содержание занятия (упражнения, задания направленные на решение задач данного занятия, теоретический материал).

Цель: создание положительного психологического климата.

Четвёртый этап – рефлексия занятия.

Цель: эмоциональная и рациональная оценка прошедшего занятия, личностные выводы.

Пятый этап – ритуал прощания, подведение итогов дня.

Цель: создание атмосферы доверия.

Ожидаемые результаты.

Ребенок научится:

–адекватно понимать себя и других;

–сможет управлять своим эмоциональным состоянием;

– повысит уровень стрессоустойчивости;

–овладеет приемами эмоционального сдерживания.

Методики оценки эффективности.

1. В качестве диагностической методики рекомендуется использовать тест эмоционального интеллекта Холла, тест коммуникативных умений Михельсона.

2. Наблюдение (в начале и в конце занятий);

3. Приемы самоконтроля.

Содержание программы:

1. «Здравствуй, это Я»

Знакомство, создание доброжелательной, доверительной атмосферы.

Самораскрытие.

1. «Полина-пицца-Прага»

2. «Самопрезентация»

3. Правила группы

4. «Я – тот, кто...»

5. «Рефлексия»

2. «Что вы знаете об эмоциях?».

Создание доверительной атмосферы в группе, развитие

«эмоциональной осведомленности».

1. «Приветствие»

2. «Имя с прилагательным»

3. Теоретическая часть.

Сказка про малыша Элона

4. «Азбука человеческих эмоций»

5. «Мне сегодня»

3. «Мой мир»

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

1. «Подарок»

2. ««Цвет моего состояния»»

3. Теоретическая часть. Сказка про самооценку

4. «Мой мир»

5. «Дерево любви»

6. «Что уносите с собой»

4. «Ладошка дружбы»

Развитие навыков вербального и невербального общения как средства понимания эмоций других людей и средства выражения своих собственных эмоций.

1. «Интонации»

2. «Теоретическая часть. Сказка про дружбу

3. «Цветок счастья»

4. «Ладошка дружбы»

5. «Какой я и какой ты»

6. «Карточки»

5. «Где живут эмоции»

Актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере. Тренировка умения выражать свое эмоциональное состояние.

1. «Приветствие на сегодняшний день»

2. «Карусель эмоций»

3. «Домики эмоций»

4. «Где живут эмоции»

5. «Самопохвала»

6. «Портрет радости «

Создание условий для обогащения представлений ребёнка о чувстве радости в процессе игр и упражнений

1. «Приветствие»»

2. «Нарисуй за минуту»

3. «Радуга эмоций»

4. «Портрет радости»

5. «Мороженное радости»

6. «Цветок радости»

7. «Мне сегодня»

7. «Портрет грусти»

Создание условий для осознания эмоции грусти, ее узнавания и выражения.

1. «Зеркало»

2. «Портрет грусти»

3. «Облака грусти»

4. «Спинер грусти»

5. «Планета грусти»

6. «Что уносите с собой».

8. «Портрет интереса»

Расширять представления подростка об эмоции «интерес»; научить понимать свои чувства и чувства других людей; учить и передавать эмоциональное состояние «интерес», используя различные выразительные средства

1. «Приветствие»

2. «Портрет интереса»

3. «Лампочки интересов»

4. «Колесо интересов»

5. «Талисман интересов»

6. «Оценка самому себе».

9. «Портрет гнева»

Расширять представление об эмоции «гнев», учить понимать и правильно оценивать свои чувства и чувства других людей, научить принимать и контролировать гнев, как нормальную реакцию.

1. «Улыбка по кругу»

2. «Портрет гнева»

3. «Коробка гнева»

4. «Ловушка для гнева»

5. «Звездное дыхание»

6. «Пожелание на завтрашний день»

10. «Портрет страха»

Профилактика страхов, содействие самоанализу и снятию тревожащих факторов, формированию навыков саморегуляции.

1. «Я желаю тебе…»

2. «Портрет страха»

3. «Светофор страхов»

4. «Уменьшитель страхов»

5. «Мой защитник от страхов»

6. «Если бы я был

волшебником»

11. «Цветные эмоции»

Закрепить знания об основных эмоциях, настроениях и чувствах.

1. «Приветствие»

2. «Сосуды эмоций»

3. «Цветное настроение»

4. «Молнии стресса».

12. «Дерево достижений»

Формирование позитивного мышления у подростка, повышение самооценки.

1. «Приветствие»

2. «Пазл интересов»

3. «Дерево достижений»

4. «Схема заботы о самом себе»

5. «Письмо самому себе»

Список литературы

1. Игры-обучение, тренинг, досуг…/ под.ред.В.В.Петрусинского: в 4 кн.- М.:Новая школа, 1994.

2. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги/авт.-сост. М.Ю.Михайлина, М.А.Павлова, - Волгоград, 2009.

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.,М.: Генезис, 2000.

4. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7-11 классов/Авт-сост. С.В. Баныкина, В.К. Егоров. – М., АРКТИ, 2007. – 128 с.

5. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/Пер. с нем. – М.,2001.

6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006 г.

7. Юдина И.Г. «Когда не знаешь, как себя вести …». Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: - М., 2007.

8. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / Грецов А. Г. — СПб.: Питер, 2008. — 160с.

Начать дискуссию