Сила мемов: как креатив помогает бизнесу выжить в условиях дефицита кадров

Разложенный в статье до атомов реальный случай найма (найденный сотрудник работает, все хорошо) поможет вам взглянуть на подбор кадров чуть по-другому. И в текущей ситуации с рынком труда, возможно, это станет палочкой-выручалочкой, как это случилось со мной. Матёрым маркетологам будет многое понятно. А вот остальным обещаю мясо, пиво и капусту.

Итак, дано. Компания по продаже пиломатериалов, г.Казань.Нужен продавец на точку-склад. Это, если по-русски — навес под открытым небом с досками, брусками и прочим. Без будки, без тепла и света — это требования администрации базы из-за пожарной безопасности.

Особенности профиля должности: нужен продажник, который готов взять в руки бензопилу, распилить пару досок. Эти же пару досок закинуть в Газель. На Авито ответить. Клиента, зашедшего на рынок, зацепить и не отпустить. Кубометры доски в квадратные метры перевести. И волочить в стройке, хотя бы немного.

Ну, и выжить на рынке. Не на каком-то абстрактном рынке, а вполне себе физическом. Это первый нюанс.

Второй нюанс в том, что у Заказчика всего 3 сотрудника. Один — друг детства. Второй — пришел пару лет назад со статуса в вотцапе о том, что ищется сотрудник. Третий — это бухгалтер на удалёнке, в офисе ни разу не был, склад в глаза не видел. Он до 17.00 работает в региональном банке, а в свободное от основной работы время зарабатывает вторую зарплату: оптом ведет дела всех фирм, сидящих по соседству в одном офисном здании.

То есть, у Заказчика нет никакого опыта найма сотрудников с открытого рынка. А это как говорят в Одессе, 2 большие разницы: сотрудник из телефонной книги и с рынка труда. Меня поймут маркетологи, которые берут клиента, раньше работавшего только с сарафаном. И комерсы, которые помнят всю боль перехода на покупную рекламу.

Если выделить основное отличие принциальное, то оно будет таким.

Когда берешь знакомого, он тебя знает, он тебе доверяет. Ты ему тоже. Обычно это происходит в самом начале бизнеса. Ты платишь ему немного он делает капельку. Потом делает 2 капельки и получает немного + еще немного. Через долгое время он знает всё, делает первое-второе-третье, выходит на какую-то з/п.

Ты при этом все так же продолжаешь доверять ему. И не ведешь особо учет, не контролишь и т.д.

Возвращаясь к найму.

Как вы понимаете, за поиск такого сотрудника, который начнёт что-то делать толковое через годы, мне не платят. Большинство заказчиков готовы дать новичку месяцок-другой на разгон. Это максимум чаще всего. Тем более, я чётко осознаю, что работаю в малом бизнесе, где каждый боец на счету. А тут их вообще всего два с половиной.

Платят эйчару за «готового» сотрудника.

Поэтому важно осознавать, что этот готовый, он будет более толковый, умный, опытный сотрудник. В случае продажника, возможно, более хитрый. И к этому, нужно подготовить что-то для контроля, учёта, начать сёкать в управлении.

Честно говоря, я брался за этот подбор полгода назад. Но тогда вернул деньги. Именно по этой причине, что собственник впадал в ступор при виде приведенных мною кандидатов. Просто не знал, что у них спрашивать и что с ними делать. Его натурально колбасило. Это нормально. Это надо пережить.

Я могу подсказать, что делать на первых этапах, за что хвалить, как не перехвалить. Как удержать и бесконечно мотивировать. Но управляю в конечном итоге не я. Управленец должен принять у меня кандидата и начать с ним работать. Тогда этого не сложилось…

За это время, наш (хочется назвать пациент) Заказчик пережил все стадии катарсиса. Жаловался на меня общим знакомым, которые меня же порекомендовали ему. Я удалял его контакт, чтобы не видеть его статусов с деревяшками в вотцапе. Обычная нормальная жизнь двух людей, у которых не сложилось Я проделал работу, потратил денег и время. А он не смог принять и не оценил.

Через полгода запрос повторился, но за это время мыслей Заказчиком было обмусолено достаточно с его слов. Сама Вселенная ускорила процесс. Старый продавец решил уйти.

И это второй нюанс в данном подборе — голова Заказчика.

Поразмыслив, моя логика поиска складывалась так. Я уже размещался осенью и откликов было фиг да маленько. Значит, надо что-то менять, а то выбирать не из кого будет. Со скрежетом пришлось мне раскошелиться на 2 подхода сразу:

  1. Прицельная вакансия на максимально подходящего кандидата.
  2. Массовый охват и дальше протаскивание всех по воронке найма в надежде, что самородочек высеится из песочка.
Как вы думаете, какой вариант сработал?
Точечный, когда я максимально подробно расписал кого мы ждем и что нужно делать
Массовый, когда я постарался охватом и универсальным описанием собрать максимум откликов

Как порядочный HR-фрилансер за размещение вакансий, тестирование гипотез и креатив плачу я из своего кармана.

Прицельная вакансия была размещена. Её описывать особо смысла нет. И статистику по ней вы увидите ниже в сравнении.

Для массовой вакансии был использован единственный успешный кейс Заказчика.

Если взять имеющегося продавца и откинуть, что он был знакомым, то в сухом остатке остается следующее - до начала работы продавцом он был шабашником. То есть что-то делал по стройке, по ремонту. То тут, то там. Короче, молодой парень, зарабытывал руками. Не супер получалось или не очень нравился именно физический труд, потому что одну какую-то профессию так и не выбрал. Не стал штукатуром, например.

Значит, ориентируемся на шабашников. Посыл для них следующий: «Работай подвешенным языком, чем непонятно откуда растущими руками».

Ну, и сериал был недавно, который может быть в тему. Я подумал: «А возьму-ка оттуда кадр, который предложит поисковик. Наверняка он какой-то значимый и всем запомнился. Пильну из него мемчик».

Как известно, на охваты влияет картинка, заголовок и з/п. Первый попавшийся генератор мемов и вуаля, картинка готова.

Фото, которое использовалось в объявлении на Avito.
Фото, которое использовалось в объявлении на Avito.

Дальше взялся за текст. Он получился веселый. Несколько человек просто ржали с него, он видать им вылез в предложке Авито. Работа их не интересовала, но сам текст заценили. Если вкратце — убрал эти стандартные «задачи-требования-условия-о компании» и расписал человеческим языком как если бы обращался лично.

Ниже текст вакансии

(дословно, потому что печатал на одном дыхании и выпалил всё в заметки за 10 минут, а дальше не хотел править, чтобы не спугнуть удачу):

Знаешь что-то по стройке или ремонту?

А что если я скажу тебе, что можно работать так, что не устаешь. При этом зарабатывать больше, чем 2,5-3 тысяч, которые ты получаешь как подсобник?

Это все максимально законно и понятно, не переживай.

Мы занимаемся продажей пиломатериалов. У нас есть точка на Миля.

Что нужно делать? Помочь загрузить 3 доски в газель, распилить бензопилой 4 бруска. Принять машину с товаром, пересчитать. Это уже 2 тысячи ты заработал. При этом работа с 8 до 15 зимой.

Если ты хоть немного общительный и можешь перекинуться с клиентом парой фразой, вот ты еще получаешь 1000 руб. сверху. Это уже 3 тыщи.

Если ты от природы обаятельный, можешь расположить к себе людей, то зарабатывай 5к в день. Это уже расценки мастера. При этом работать руками надо час-два в день максимум.

Почти всё сладко, но есть одно но. Нужна машина. В ней ты будешь сидеть с печкой пока ждешь клиентов, потому что это открытый рынок. Любая лада, жига, нивас и прочий караба подойдет. Бензом заправим.

Самое главное, не надо искать заявки, каждый раз думать оплатят или нет, договариваться заново и пр. Работаем больше 15 лет стабильно.

Есть ли обучение? Есть.

Можно ли выплаты почаще на первое время? Можно каждый день.

Когда приступать? Можно и завтра :)

Заинтересовало? Откликайся, звони. Добро пожаловать в компанию

Делал так в первый раз. Сработало. См. скрин.

Разница в количестве просмотров у 2ух объявлений: "классическое" и хайповое.
Разница в количестве просмотров у 2ух объявлений: "классическое" и хайповое.

Канал привлечения - Авито вакансия. Откликов около 40. Честно, не очень считал и удалял сразу не подходящие чаты, а то их миллион на авито и можно упустить нужные.

До склада доехало 9 человек. Я вообще никого не отсеивал, кроме совсем неадеквата. Тут еще температуры в дни собеседований опускалась ночью ниже 20 градусов мороза.

Моя мысль была «Пожалуйста, доедь и, пожалуйста, не испугайся»

Такое количество соискателей дало свои плоды. Получилось собрать обратную связь от кандидатов. Кроме очевидных моментов с организацией рабочего места, вылезли еще и другие нюансы.

Надо отдать должное, Заказчик услышал их и пересмотрел немного функционал и изменил оплату труда.

Все эти люди помогли мне сделать мою работу.

То есть, не только я доносил какие-то мысли до Заказчика, но и сами кандидаты. А когда у тебя не стоит очереди из желающих трудоустроиться, а уходящий сотрудник дорабатывает эту неделю, то инфа как-то лучше воспринимается.

По итогу вышел на работу шабашник. Но не молодой и «бестолковый», а взрослый и умный. Который решил поберечь своё здоровье в свои 47 лет и не работать уже на стройке руками, а работать всё же в словесном жанре. Да, в начале статьи я разгонял про сложность условий труда, но, оказывается, всё познается в сравнении. И для каждого человека индивидуально, для него оказалось норм.

Этот уже сотрудник работал на подобном рынке когда-то. То есть продавал стройматериалы. И с его слов успешно. Поглядим.

В целом, считаю, что мне повезло так быстро закрыть вакансию. Рассчитывал на долгие и упорные поиски.

P.S.

Было достаточно много реакций от людей, кому не нужна работа. Приложу несколько скринов. Даже знакомый написал в вотцап и скинул ссылку на объявление, хотя он работу не искал.

Пока писал статью и искал эти весёлые переписки... Отвлекусь, они реально меня очень подбодрили, я сидел на адреналине после того как выкатил такое объявление и вот эти все смайлики были бальзамом на душу.

В общем, пока искал, чтобы сделать скрин, понял такую вещь. По такой вакансии надо звонить кандидатам сразу, звать оперативно на финальное собеседование и максимально быстро выводить на работу. Проходит несколько дней и все эти отклики "остывают".

Пишите комментарии, вопросы - на все отвечу, буду благодарен. Я тут новенький на vc, ваша поддержка будет очень кстати. Если вопрос какой-то сложный или объемный - пишите в личку.

7
7 комментариев

Мне кажется, уметь адаптироваться к особенностям рынка труда, это достаточно важно

2
Ответить

😂😂😂

Ответить

Спасибо, жена, за поддержку моральную, вычитку статьи и первый коммент :)

1
Ответить

я не сильно разбираюсь в работе на складе стройматериалов зп вроде норм для такой работы,так что думаю мемы может и привлекают внимание ,но точно не являются решающим фактором

Ответить

Мемы привлекают внимание, да. А з/п... в Яндексе такая же и выше у доставщика

1
Ответить

Нужно учитывать особенности компании и рынка труда при подборе персонала

Ответить

10000%

Ответить