Как аутстаффинг помогает IT-компаниям запускать новые продукты и бороться с дефицитом кадров

Российский рынок технологий растет в два раза быстрее мирового, согласно исследованию Strategy Partners. Бигтех развивает старые продукты и запускает новые, промышленность переходит на отечественные решения.

Обратная сторона процесса — дефицит кадров: прошлым летом в отрасли не хватало 500-700 тысяч специалистов, сейчас этот показатель вырос до миллиона. Компании активно нанимают людей в штат, отказываясь от аутсорс-разработки.

Как аутстаффинг помогает IT-компаниям запускать новые продукты и бороться с дефицитом кадров

На смену аутсорсингу пришла новая модель – аутстаффинг. Еще лет пять назад это казалось чуждым для российского рынка, но за последние годы все изменилось. Компании поняли, как работать с новой моделью привлечения сотрудников, научились выстраивать процессы, появились даже рейтинги и конкурсы аутстаф-компаний (Tagline, Рейтинг Рунета).

Аутстаф — это что-то новое?

Лизинг персонала зародился в конце 1960-х в США. Одним из первых его внедрил американский бизнесмен Марвин Селтер. Часть сотрудников в его клинике работали именно по аутстаф-модели. Изначально это помогало компаниям экономить на страховых выплатах для сотрудников. Однако в 70-х в США приняли закон, который уравнял работников на аутстафе и инхаус-сотрудников.

После этого аутстаф перестал быть лазейкой, которая помогала уходить от налогов. Зато компании оценили другие преимущества модели: например, возможность быстро масштабировать штат. Поэтому популярность аутстафа начала расти: к 1985 году в Америке было уже 275 компаний-провайдеров. Чаще всего по аутстаф-модели нанимали бухгалтеров и юристов.

В начале 2010-х аутстаф проник и в IT-сферу. Изначально услугами провайдеров пользовались небольшие стартапы. Сейчас в США и Европе к аутстаффингу прибегают 90% компаний, в Америке по этой модели работает больше 3,7 миллиона человек. Аутстафферы находят на проекты бигтеха самых разных специалистов: от разработчиков и аналитиков до DevOps-специалистов и лидов.

В России спрос на заемные кадры тоже растёт. В 2024 году вакансий с упоминанием аутстафа стало на 30% больше, чем годом ранее. А услугами провайдеров персонала пользуется половина крупных российских IT-компаний, опрошенных консалтинговой компанией «Технологии доверия».

Почему аутстаф выбирают всё больше компаний?

Гибкие модели найма становятся популярнее из-за реалий российского IT-рынка. Отечественный пользователь избалован быстрыми и удобными продуктами. Поэтому компаниям приходится не только поддерживать планку качества, но и оперативно адаптироваться к новым запросам, быстрее конкурентов внедрять новые фичи. Или наоборот, сворачивать нерентабельные проекты — в таких условиях важно не только наращивать, но и оптимизировать штат.

Такие трансформации — большая нагрузка на HR-специалистов, особенно когда кадров мало, а работу над продуктом прерывать нельзя. Формировать новые команды, внедрять людей в бизнес-процессы, заменять топовых специалистов, которые уволились, становится сложнее. Например, чтобы найти подходящего middle-программиста, уходит до трёх месяцев.

Остались вопросы про аутстаффинг? Записывайтесь на бесплатную консультацию с экспертами hitch.

Когда без аутстафа не обойтись?

Когда нужно быстро усилить команду. На некоторые проекты приходится выводить больше людей, чем изначально планировалось. Если кадры нужны внепланово и срочно: например, если проект взлетел, это становится проблемой. Нужно найти и отобрать подходящих кандидатов, провести онбординг и удержать их во время испытательного срока. Плюс оформить много документов. К тому же, многие специалисты не готовы идти на временные проекты.

Аутстаф же позволяет быстро вывести команду на проект. В среднем, за две недели, если речь идет про популярные стеки. Чуть больше времени уходит на поиск редких позиций. Middle- и senior-специалисты сразу после онбординга включаются в работу. А компания-провайдер встраивается в документооборот клиента.

Когда люди нужны, а ставки найма закончились. Большие компании в год могут нанять строго определённое количество человек. Согласовывать увеличение лимита ставок — долго и проблемно.

Если нужно срочно найти опытных специалистов, аутстаф остаётся единственным выходом, так как кадры формально не становятся частью инхаус-команды, а остаются в штате компании-провайдера.

Когда нужно сохранить управление проектом. Например, если это core-продукт, разработку которого не хочется отдавать на аутсорс. Аутстаф-сотрудники обычно работают под руководством инхаус-лидов — часто даже эффективнее штатных специалистов.

Грамотные аутстафферы заинтересованы в том, чтобы их специалисты выдавали качественный результат. Иначе клиент просто не продлит договор. Именно поэтому, если разработчик не справляется или по каким-то причинам не подходит клиенту, его заменяют.

Когда нужно развивать направление, в котором у компании нет экспертизы. На организацию нового класса сотрудников уходит несколько месяцев. Если специалисты нужны на короткий срок, логичнее привлечь их со стороны. А после завершения проекта оптимизировать штат.

Довольно часто компании отдают аутстаффером целые направления: тестирование, бизнес-аналитику и так далее, и сотрудничают с провайдерами постоянно. Треть компаний, опрошенных «Технологиями доверия» заключают с провайдерами контракты на несколько лет.

Когда аутстаф точно не подойдёт

При всех преимуществах, такая модель найма подходит не всем. Аутстаффинг может усугубить внутренние проблемы клиента — вот, в каких случаях.

Когда у компании маленький штат. Для корпораций аутстаф часто выгоднее. Да, ставки middle- и senior-специалистов на аутстафе выше. Но к зарплате инхаус-сотрудников нужно прибавить ещё налоги, расходы на ДМС и другие социальные «плюшки», а также выходное пособие, если компания захочет сократить работника. А вот небольшим компаниям будет сложно управлять специалистами на аутстафе — лучше нанять специалистов в штат, либо отдать разработку на аутсорс.

Когда нет хорошо выстроенных бизнес-процессов. Если в компании не распределены роли, не отлажены все процессы: от постановки задач до трекинга времени, аренда персонала превращается в пустую трату денег. Аутстаф-специалист не сможет нормально работать, если ему не ставят задачи вовремя или не могут оперативно согласовать часы работы. К тому же аутстаф — это небольшая, но дополнительная нагрузка на лидов и менеджеров. К привычным процессам добавляются новые: согласование часов работы, оформление документов бухгалтерией и общение с провайдером.

Когда нужно быстро протестировать гипотезу, сделать MPV или внедрить новую фичу. Обычно для таких задач выбирают аутсорсинг, так как это самый быстрый вариант развития продукта с нуля. Конечно, здесь приходится мириться с рисками. Управление разработкой и готовый результат зависят от исполнителя – в таких условиях не всегда получается прогнозировать качество и сроки.

Если же аутстаф вам подходит, вывести команду можно довольно быстро. Мы в hitch провели своё исследование, чтобы узнать срок подключения специалиста или команды к проекту в зависимости от стека и грейда. Результаты можно посмотреть в нашем боте. Там же — связаться с нами и больше узнать об аутстафе: мы бесплатно консультируем компании, которые развивают собственные IT-продукты.

66
Начать дискуссию